Документы ЦИК России

17.08.2016

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 августа 2016 г.

39/382-7

Москва

О жалобе избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» на постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 августа 2016 года № 167-3

В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» на постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 августа 2016 года № 167-3, которым указанному избирательному объединению отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу.

В результате рассмотрения жалобы установлено следующее.

Основаниями для принятия обжалуемого постановления послужили подпункты «б1», «б2», «в1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункты «в», «г», «е» пункта 12 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов), и отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации указанного списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов), – в отношении представленных списков лиц, осуществлявших сбор подписей; выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, – в отношении представленных подписей).

В соответствии с постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июня 2016 года № 149-5 (согласно пункту 2 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга) для регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва необходимо собрать 18 931 достоверную подпись избирателей.

Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 28 июня 2016 года № 152-4 (исходя из пункта 7 статьи 40 Закона Санкт-Петербурга) определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, что составляет 3787 подписей избирателей.

2 августа 2016 года избирательным объединением «Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представлены документы для регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, в том числе подписные листы, содержащие 19 712 подписей избирателей.

Санкт-Петербургской избирательной комиссией была осуществлена проверка 3787 представленных избирательным объединением подписей избирателей, в результате которой установлено, что недействительными являются 444 подписи избирателей, что составляет 11,72 процента от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Выявление такого количества недействительных подписей избирателей явилось основанием для отказа в регистрации списка кандидатов на основании подпункта «в1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки).

В ходе изучения подписных листов в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что не вызывают сомнений выводы Санкт-Петербургской избирательной комиссии в отношении признанных недействительными:

59 подписей на основании заключения эксперта ЭКЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, так как оно не содержит вероятностных выводов;

56 подписей, собранных членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, сведения о которых подтверждаются в базе данных ГАС «Выборы»;

148 подписей, собранных лицами, нотариально заверенные сведения о которых не представлены в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию вместе с подписными листами.

Вместе с тем установлено, что 7 подписей были признаны недействительными необоснованно, еще 25 подписей избирателей, признанных недействительными по нескольким основаниям, были учтены в ведомости проверки и итоговом протоколе проверки подписных листов дважды, а одна подпись – трижды, что не позволяет признать недействительными 27 подписей.

Еще 94 подписи избирателей признаны недействительными на основании сведений, представленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, однако в представленном документе не содержится точного указания на недостоверные данные в сведениях об избирателях.

Учитывая изложенное, признать недействительными возможно
316 подписей избирателей, что составляет 8,34 процента от общего количества подписей, отобранных для проверки. Поскольку установленное число недействительных подписей менее предусмотренных подпунктом «в1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 10 и более процентов, то можно констатировать, что оставшихся 19 396 подписей, которые могут быть признаны действительными, достаточно для регистрации списка кандидатов.

Необходимо также отметить, что Санкт-Петербургской избирательной комиссией не были учтены требования по оформлению запроса на проведение соответствующей проверки (форма не соответствует приложению к Протоколу № 1 Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года).

Форма взаимодействия с Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области со стороны избирательной комиссии не свидетельствует о конструктивном подходе комиссии к организации проверки подписей избирателей. У комиссии имелись необходимое время и организационные возможности, что позволяло также учесть и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в его Определении от 16 февраля 2016 года
№ 216-О.

В частности, Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что правовое регулирование, предусматривающее, что признание подписи избирателя недействительной возможно при наличии официальной справки уполномоченного государственного органа и что при проверке подписей избирателей для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, устанавливает дополнительные гарантии защиты избирательных прав от произвольных решений по вопросу о действительности (недействительности) сведений об избирателях.

Вместе с тем, как также констатировал суд, положенная в основу данного правового регулирования проверки подписных листов презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных справках компетентных государственных органов, не означает, что такие сведения во всех случаях соответствуют действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания.

Данные обстоятельства повлияли на выводы Санкт-Петербургской избирательной комиссии, которым со стороны ЦИК России может быть дана лишь критическая оценка.

Указание в качестве оснований для отказа в регистрации списка кандидатов на подпункты «в» и «г» пункта 12 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга и соответствующие положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нельзя признать обоснованным, поскольку списки лиц, осуществлявших сбор подписей, включая список с нотариально заверенными сведениями о таких лицах, были представлены в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию избирательным объединением в объеме, который ни комиссия, ни избирательное объединение не оспаривают. Содержание этих документов прямо связано с проверкой подписей избирателей и может оказать влияние на признание их действительными или недействительными, однако это не было учтено комиссией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

На основании изложенного, руководствуясь 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Жалобу избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» удовлетворить, а постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 11 августа 2016 года № 167-3 Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением – Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы (ПАРНАС)» отменить.

2. Обязать Санкт-Петербургскую избирательную комиссию незамедлительно повторно рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Санкт-Петербурге политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» по единому избирательному округу.

3. Указать Санкт-Петербургской избирательной комиссии на недопустимость принятия решений, противоречащих требованиям законодательства о выборах, а также влекущих за собой нарушение прав участников избирательного процесса.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации



Э.А. Памфилова

 

 

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации



М.В. Гришина

 

 

Возврат к списку