Сайт ЦИК России работает в тестовом режиме. Переход на старую версию сайта.

Документы ЦИК России

16.11.2016

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 ноября 2016 г.

65/622-7

Москва

О результатах комплексной проверки системы избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге в связи с обращениями по вопросам установления итогов голосования участковыми избирательными комиссиями города Санкт-Петербурга на выборах 18 сентября 2016 года, в том числе выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 217

Заслушав информацию секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации М.В. Гришиной о результатах комплексной проверки системы избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге и об итогах изучения деятельности избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге, участвовавших в организации и проведении выборов 18 сентября 2016 года, проведенных в связи с поступившими в ЦИК России обращениями участников избирательного процесса, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает следующее.

В ЦИК России за период после 18  сентября 2016 года поступило 41 обращение, в которых содержались сведения о допущенных, по мнению заявителей, нарушениях избирательного законодательства в ходе голосования, при подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, ставящие под сомнение итоги голосования на указанных в обращениях избирательных участках, а также результаты выборов. Такие обращения касались участков, подведомственных территориальным избирательным комиссиям № 2, 3, 5, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 27, 29 города Санкт-Петербурга. При этом большая часть обращений содержала сведения о предполагаемых нарушениях участковыми комиссиями, вышестоящими по отношению к которым являются территориальные избирательные комиссии № 2, 3, 21, 23, 29 города Санкт-Петербурга.

В рассматриваемый период в ЦИК России поступило также 37 обращений, в которых ставились под сомнение итоги голосования и результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва. Эти обращения касались избирательных участков, находящихся в ведении территориальных избирательных комиссий № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 14, 16, 22, 23, 29, 30 города Санкт-Петербурга. При этом характерно, что большая часть обращений вновь касалась территориальных избирательных комиссий № 2 и 29. Заметное число обращений затронуло также территориальные избирательные комиссии № 1 и № 16.

Наибольшее число обращений касалось возможных нарушений в ходе организации голосования, установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 217. Так, от кандидата в депутаты О.Г. Дмитриевой поступило 5 обращений, от члена территориальной избирательной комиссии № 29 с правом решающего голоса Е.А. Прокопенко – 17 обращений, от членов участковых комиссий избирательных участков № 2119, 2146, 2150 Е.Л. Симаковой, С.А. Лунца и  С.В. Белова – 10 обращений. Поступали обращения от иных участников избирательного процесса. Авторы этих обращений выражают несогласие с установленными итогами голосования по одномандатному избирательному округу № 217, требуют их отмены (в том числе с осуществлением процедуры повторного подсчета голосов избирателей) либо признания их недействительными, указывая на серьезные нарушения законодательства со стороны участковых избирательных комиссий при подсчете голосов избирателей.

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 217 О.Г. Дмитриева обратилась в Колпинский и Фрунзенский районные суды города Санкт-Петербурга с административными исковыми заявлениями об отмене решений об итогах голосования на избирательных участках, расположенных в границах территориальных избирательных комиссий № 21, 23 и 29 города Санкт-Петербурга. Материалы заявлений находятся на стадии решения вопроса о принятии их к производству суда.

Следует отметить, что в настоящее время в районных судах города Санкт-Петербурга находится значительное количество административных исков, связанных с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва (не менее чем по 300 избирательным участкам, включая участки № 534, 535, 536, 537, на которых итоги голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва, отраженные в протоколах № 2, вызвали широкий резонанс).

С учетом многочисленных обращений участников избирательного процесса и с целью выявления возможных системных проблем в организации работы участковых избирательных комиссий, признаков правонарушений, а также с целью анализа практики работы нижестоящих избирательных комиссий в ЦИК России были приняты меры, направленные на всестороннюю проверку доводов заявителей, при этом изучены видеозаписи процедур голосования и подсчета голосов на ряде избирательных участков, в том числе относящихся к территории одномандатного избирательного округа № 217.

В ходе командировки представителей ЦИК России и федерального казенного учреждения «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» в город Санкт-Петербург были проведены проверки деятельности по обучению нижестоящих избирательных комиссий, а также  по оформлению и хранению избирательной документации 17 (из 30) территориальных избирательных комиссий города, включая перечисленные выше,  8 из которых осуществляли полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, и 30 участковых комиссий.

По инициативе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Генеральная прокуратура Российской Федерации провела выездную проверку соблюдения требований законодательства при определении итогов голосования и результатов выборов по одномандатному избирательному округу № 217, в результате которой выявлены нарушения, допущенные территориальной избирательной комиссией № 23 города Санкт-Петербурга и находящимися на территории одномандатного избирательного округа № 217 участковыми комиссиями. По результатам проверки 4 октября 2016 года прокуратура города Санкт-Петербурга внесла председателю Санкт-Петербургской избирательной комиссии представление об устранении выявленных нарушений в работе участковых избирательных комиссий № 2038, 2105, 2109, 2112, 2113, 2115, 2116, 2117, 2119, 2121, 2125, 2133, 2137, 2168, 2169 и территориальной избирательной комиссии № 23 города Санкт-Петербурга, указав, что комиссиями не в полной мере соблюдался порядок подсчета избирательных бюллетеней, оформления протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм, не в полной мере была обеспечена реализация права лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования, на незамедлительное получение заверенных копий протоколов об итогах голосования.

В рамках реагирования на представление прокуратуры Санкт-Петербургской избирательной комиссией предприняты следующие меры:

досрочно прекращены полномочия председателя территориальной избирательной комиссии № 23 Т.А. Шохина (председателем назначена И.Б. Иванова);

досрочно прекращены полномочия председателей участковых избирательных комиссий избирательных участков № 2113, 2119, 2168 (по территории территориальной избирательной комиссии № 29, председатель – М.А. Майковец), 2036, 2045, 2047 (по территории территориальной избирательной комиссии № 23), 839 (по территории территориальной избирательной комиссии № 21, председатель – Е.В. Токарев);

в процессе рассмотрения находится вопрос о досрочном прекращении полномочий председателей участковых избирательных комиссий избирательных участков № 2105, 2109, 2112, 2115, 2116, 2117, 2121, 2125, 2133, 2137, 2169.

В рамках комплексной проверки Центральной избирательной комиссией Российской Федерации проведена проверка расходования средств федерального бюджета, выделенных Санкт-Петербургской избирательной комиссии на обеспечение ее деятельности и повышение правовой культуры избирателей (участников референдума), обучение организаторов выборов и референдумов в 2015 году и за 9 месяцев 2016 года, а также на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

В результате проведения указанной проверки установлено следующее:

в финансовых отчетах 46 участковых избирательных комиссий Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга (территориальная избирательная комиссия № 1) имеются неподтвержденные расходы на общую сумму 330 991,8 руб.;

подтверждены факты, указанные в обращениях членов участковых избирательных комиссий Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга, о несвоевременной оплате труда, о передаче денежных средств председателем участковой избирательной комиссии № 22 без оформления платежных документов, о выплате денежных средств за работу в избирательных комиссиях позже установленных сроков и с нарушением оформления платежных документов.

Материалы о выявленных нарушениях направлены ЦИК России в Следственный комитет Российской Федерации.

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 217 О.Г. Дмитриева, выражая несогласие с итогами голосования и результатами выборов в округе, в своих обращениях в ЦИК России поставила под сомнение итоги голосования на более чем двухстах избирательных участках, ссылаясь на массовые нарушения законодательства о выборах в ходе подведения итогов голосования участковыми комиссиями, в том числе зафиксированные камерами видеонаблюдения. Все представленные заявителем видеоматериалы были изучены в ЦИК России. По итогам проведенной работы по анализу видеозаписей процедур голосования и подсчета голосов избирателей, произведенных на избирательных участках в городе Санкт-Петербурге, особое внимание обращает на себя следующее:

на видеозаписях с избирательных участков № 828, 842, 845, 846, 848, 852, 855, 856, 858, 859, 869, 872, 876, 879, 881, 885, 891, 2039, 2041, 2045, 2046, 2049, 2059, 2063, 2081, 2084, 2109, 2140, 2143, 2150, 2159, 2165 видно, что подсчет бюллетеней ведется без перекладывания их из одной пачки в другую и (или) осуществляется одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек. В ряде случаев сортировка и подсчет бюллетеней осуществлялись способами, не позволяющими обеспечить визуальное наблюдение за подсчетом избирательных бюллетеней (пункты 14, 18 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

на значительном числе избирательных участков нарушена установленная законом последовательность подсчета голосов, вносились записи в списки избирателей до сортировки, во время сортировки и подсчета бюллетеней и после этого;

на многих избирательных участках нарушено требование о своевременном внесении данных в увеличенную форму протокола об итогах голосования;

на видеозаписи с избирательного участка № 880 видно, что подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования, не производился вопреки требованиям пункта 12 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

на видеозаписи с избирательного участка № 2059 зафиксировано, что лицо в форме сотрудника полиции участвует в подсчете избирательных бюллетеней.

В целях проведения дополнительной оценки выявленных обстоятельств видеозаписи с избирательных участков № 843, 2123, 2168, как содержащие наиболее характерные нарушения,  были просмотрены в ЦИК России по инициативе О.Г. Дмитриевой повторно в присутствии ее и ее представителей, членов Санкт-Петербургской избирательной комиссии и работников ее аппарата, членов ряда нижестоящих комиссий и привлеченных представителей экспертного сообщества. В результате выводы о наличии вышеуказанных нарушений нашли свое подтверждение.

Однако некоторые доводы заявителей были подвергнуты сомнению:

видеозапись с участка № 843 не дает оснований утверждать, что одновременно с подсчетом избирательных бюллетеней вносились данные именно в списки избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а равно в строки, относящиеся к данным об избирателях. Наличие конфликта в названной избирательной комиссии, связанного с подсчетом голосов избирателей, видеозапись также не подтверждает;

видеозапись с избирательного участка № 2123 зафиксировала признаки конфликта неустановленных лиц с одним из членов избирательной комиссии, при этом итоговое заседание комиссии не попало в поле видеофиксации;

видеозапись с избирательного участка № 2168 указывает на то, что работа со списками избирателей была осуществлена до погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, наблюдатели и иные лица не подходили к столам, за которыми велась работа с избирательными бюллетенями. Итоговое заседание комиссии и процедура подписания протокола об итогах голосования не попали в поле видеофиксации, при этом установлено, что процедура погашения неиспользованных бюллетеней была проведена.

Совокупность имеющихся в ЦИК России материалов, полученных как в ходе командировок представителей ЦИК России до определения результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 217, так и после этого, во взаимосвязи с результатами анализа прокурорской проверки и непосредственного изучения видеозаписей с избирательных участков дают весомые основания полагать, что допущенные нарушения, в том числе те, которые видны на видеозаписях, могут быть основанием для проведения повторного подсчета голосов избирателей на целом ряде избирательных участков города Санкт-Петербурга (например, избирательные участки № 880, 2059, 2123, 2168) в случае подтверждения их иными доказательствами, которые могут быть исследованы судом.

При этом необходимо отметить, что право квалификации тех или иных нарушений в действиях членов избирательных комиссий при подсчете голосов избирателей как достаточного основания для отмены итогов голосования, результатов выборов и проведения повторного пересчета принадлежит исключительно суду (часть 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», часть 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Кроме того, в полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, определенные пунктом 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 27 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», не входит совершение действий, отнесенных к компетенции суда, в том числе по оценке относимости и допустимости доказательств. Данная позиция была подтверждена представителями экспертного сообщества, присутствовавшими при изучении видеозаписей в ЦИК России.

Выявленные в ходе изучения видеоматериалов в ЦИК России нарушения в работе участковых избирательных комиссий, а также выводы органов прокуратуры свидетельствуют о ненадлежащей организации работы по контролю за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации как со стороны соответствующих территориальных избирательных комиссий, так и со стороны Санкт-Петербургской избирательной комиссии, а также о низком качестве профессиональной подготовки членов участковых избирательных комиссий.

Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 октября 2016 года № 196-1 «Об отдельных вопросах совершенствования деятельности избирательных комиссий в Санкт-Петербурге» был определен целый перечень мер по совершенствованию деятельности комиссий и предупреждению нарушений, тем не менее сроки реализации мер, предусмотренных пунктами 2 и 3 данного постановления (март 2017 года), являются неоправданно затянутыми. Сроки создания Методического центра при Санкт-Петербургской избирательной комиссии по обучению организаторов выборов не определены вовсе.

Указанные нарушения процедуры подсчета голосов избирателей стали возможными в результате серьезных упущений в работе территориальных избирательных комиссий № 21, 23, 29 города Санкт-Петербурга по обучению руководства и членов участковых избирательных комиссий, однако выводов в отношении должностных лиц территориальных избирательных комиссий № 21 и 29 названное выше постановление Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 октября 2016 года № 196-1 не содержит. В равной степени критической оценки заслуживает работа всех участковых избирательных комиссий, изученные в ЦИК России видеозаписи с избирательных участков которых указывают на системные недочеты в работе, изложенные в настоящем постановлении.

Руководствуясь статьей 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 27 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации  постановляет:

1. Информацию секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации М.В. Гришиной о результатах комплексной проверки системы избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге и об итогах изучения деятельности избирательных комиссий в городе Санкт-Петербурге, участвовавших в организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 217, принять к сведению.

2. Установить, что изложенные в настоящем постановлении выводы, в том числе в части, не исключающей наличия веских оснований для проведения повторного подсчета голосов избирателей на отдельных избирательных участках города Санкт-Петербурга, являются официальной позицией Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, направленной широкому кругу участников избирательного процесса в городе Санкт-Петербурге в целях предупреждения нарушений законодательства о выборах и совершенствования деятельности по подготовке организаторов выборов.

3. Поручить Санкт-Петербургской избирательной комиссии:

в срок до 1 декабря 2016 года проинформировать ЦИК России о принятых мерах в отношении должностных лиц участковых избирательных комиссий, действия или бездействие которых способствовали возникновению нарушений законодательства о выборах, отмеченных в настоящем постановлении, представлении прокуратуры города Санкт-Петербурга от 4 октября 2016 года и постановлении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 октября 2016 года № 196-1 «Об отдельных вопросах совершенствования деятельности избирательных комиссий в Санкт-Петербурге»;

проанализировать работу нижестоящих избирательных комиссий по исполнению требований законодательства и нормативных актов, регулирующих вопросы финансирования деятельности комиссий и оплаты труда их членов. Информацию о проделанной работе и выводах, в том числе организационно-кадрового характера, представить в ЦИК России;

взять на особый контроль рассмотрение обращений члена участковой избирательной комиссии № 2123 с правом решающего голоса А.А. Молдавского и оказывать всестороннее содействие правоохранительным органам по выявлению возможного нарушения его прав и привлечению виновных лиц к ответственности;

по итогам рассмотрения судами общей юрисдикции города Санкт-Петербурга административных исковых заявлений участников избирательного процесса об оспаривании итогов голосования, результатов выборов рассмотреть вопрос о мерах реагирования в отношении должностных лиц территориальных избирательных комиссий № 21, 29 города Санкт-Петербурга, участковых комиссий №  828, 839, 842, 843, 845, 846, 848, 852, 855, 856, 858, 859, 869, 872, 876, 879, 885, 881, 891, 2036, 2039, 2041, 2045, 2046, 2047, 2049, 2059, 2063, 2081, 2084, 2105, 2109, 2112, 2113, 2115, 2117, 2119, 2121, 2123, 2125, 2133, 2137, 2140, 2143, 2150, 2159, 2165, 2168, 2169,  а также иных комиссий, в отношении которых судами будут установлены нарушения законодательства о выборах;

оказывать всестороннее содействие органам судебной власти при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав граждан, связанных с оспариванием итогов голосования на избирательных участках одномандатного избирательного округа № 217, в случае обращения соответствующих судов с какими-либо запросами и поручениями, а также оперативно информировать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о ходе рассмотрения таких дел.

4. Направить имеющиеся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации материалы, связанные с возможным нарушением прав члена участковой избирательной комиссии № 2123 с правом решающего голоса А.А. Молдавского, в прокуратуру города Санкт-Петербурга с просьбой о проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования.

5. Поручить Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (С.А. Даниленко), федеральному казенному учреждению «Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (И.Г. Верзилина) оказать организационную, техническую, методическую и при необходимости правовую помощь Санкт-Петербургской избирательной комиссии в реализации настоящего постановления.

6. Направить настоящее постановление Губернатору Санкт-Петербурга и в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

7. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Э.А. Памфилова

 

 

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

М.В. Гришина

 

Возврат к списку