Об итогах проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Задачи избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации (Материалы к выступлению Председателя Ц

29.12.2011

 

Материалы к выступлению Председателя ЦИК России
В.Е. Чурова на совещании с председателями избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации 22–23 декабря
2011 года

 

 

 

 

 

Об итогах проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Задачи избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации

 

Уважаемые коллеги и гости!

 

В зале присутствуют те, кто лучше всех знает, что такое избирательная система, как проводить выборы и как решать проблемы, которые возникают в ходе избирательных кампаний.

Прежде всего, хочу поблагодарить всех присутствующих и вверенные вам коллективы за ту огромную работу, которая была проделана в период прошедшей избирательной кампании. Выразить признательность за четкую и слаженную работу всей избирательной системы Российской Федерации. Передайте, пожалуйста, самые наилучшие пожелания нашим коллегам на местах.

Со всей ответственностью могу заявить, и вам это хорошо известно, что парламентские выборы с организационной точки зрения были хорошо подготовлены. Мы реализовали ряд важнейших решений, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, по модернизации избирательной системы страны, направленной на повышение уровня и качества политического представительства в органах власти, открытости и прозрачности избирательных процедур.

Впервые в новейшей истории участие в выборах приняли все зарегистрированные в России политические партии, которые дошли до дня голосования без особых потерь («ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, ЛДПР, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, «ПАТРИОТЫ РОССИИ», «ЯБЛОКО», «ПРАВОЕ ДЕЛО»). В списках семи политических партий было выдвинуто 3087 кандидатов, зарегистрировано – 3053, а на день голосования осталось 2999.

В голосовании приняли участие 65 774 462 человека, или 60,21 процента от общего числа избирателей (в 2007 году – 63,78 %). Голоса избирателей распределились следующим образом: за Всероссийскую политическую партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проголосовало 49,32 процента избирателей (в 2007 году – 64,30 %), за Коммунистическую партию Российской Федерации – 19,19 процента (в 2007 году – 11,57 %), за Политическую партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 13,24 процента (в 2007 году – 7,74 %), за Либерально-демократическую партию России – 11,67 процента (в 2007 году – 8,14 %), за Российскую объединенную демократическую партию «ЯБЛОКО» – 3,43  процента (в 2007 году – 1,59 %), за Политическую партию «ПАТРИОТЫ РОССИИ» – 0,97 процента (в 2007 году – 0,89 %), за Всероссийскую политическую партию «ПРАВОЕ ДЕЛО» – 0,06 процента, она впервые принимала участие в федеральных выборах.

Таким образом, к распределению мандатов депутатов Государственной Думы шестого созыва допущено четыре партии: «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – 238 мандатов (в 2007 году – 315 мандатов), КПРФ – 92 мандата (в 2007 году – 57 мандатов), партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 64 мандата (в 2007 году – 38 мандатов), «ЛДПР» – 56 мандатов (в 2007 году – 40 мандатов).

За четыре партии, представленные в Государственной Думе шестого созыва, проголосовало 93,26 процента избирателей из числа пришедших на избирательные участки (в 2007 году – 91,75 %). Это один из самых высоких показателей в Европе и самый высокий для нас с 1993 года, который характеризует степень представительности Государственной Думы. Парламентские партии укрепили свои позиции. К тому же теперь и Партия «ЯБЛОКО» получила право на государственное финансирование пропорционально числу набранных голосов, т.к. ее федеральный список кандидатов получил по результатам выборов более трех процентов голосов избирателей.

В ходе подготовки и проведения выборов постоянно осуществлялись консультации с Общественной палатой Российской Федерации, различными общественными организациями, включая правозащитные. Такой подход поддержали и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Мы расширяли сеть общественной поддержки, выстраивая диалог с различными структурами гражданского общества, казалось бы, далекими от политики. Так, впервые привлечены к работе в участковых избирательных комиссиях лидеры футбольных болельщиков. Практически по всем обсуждаемым позициям мы находили понимание и конструктивные решения.

В ходе прошедших выборов был успешно опробован ряд инновационных решений, направленных на обеспечение открытости и гласности избирательного процесса.

4 декабря 2011 года впервые в истории выборов в России в 83 субъектах Российской Федерации и на избирательных участках за рубежом в трех странах (Польше, Германии и Латвии) применялись комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного голосования. Комплексы обработки избирательных бюллетеней применялись в 76 субъектах Российской Федерации на 4828 избирательных участках (или на 5,09 % от общего числа участков), расположенных на территориях 1041 населенного пункта. В 2007 году – только в трех субъектах Российской Федерации на 1457 избирательных участках в трех городах (или 1,5 % от общего числа участков).

На этих участках проголосовали 4,85 млн избирателей, что составило примерно
7,4 % от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.

В штатном режиме комплексы отработали почти на 99 процентах избирательных участков, оснащенных КОИБ.

Справочно:

На 5 избирательных участках (0,1% от общего количества участков, оснащенных КОИБ) члены участковых избирательных комиссий не смогли использовать КОИБ (Пермский край, Самарская, Саратовская, Новгородская, Орловская области). Причины разные, но вывод один – недостаточная подготовка кадров. В целом следует отметить, что было много нарушений со стороны членов избирательных комиссий инструкции по порядку использования комплексов.

На 50 избирательных участках из-за нештатных ситуаций с одним из сканирующих устройств голосование продолжилось и завершалось на другом сканирующем устройстве. Эти нештатные ситуации на ход голосования и получение протокола об итогах голосования не повлияли.

С 97,2 процента избирательных участков, оснащенных КОИБ, данные протоколов об итогах голосования в базу данных ГАС «Выборы» введены с использованием КОИБ, а с остальных избирательных участков (135) – вручную. Наибольшее количество протоколов введено вручную было в Омской, Вологодской и Московской областях. ФЦИ при ЦИК России совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в настоящее время проводит анализ имевших место нештатных ситуаций в работе комплексов.

Комплексы для электронного голосования использовались в 7 субъектах Российской Федерации, трех странах за рубежом, всего 327 КЭГ. Только на одном избирательном участке в Мурманской области участковой комиссией было принято решение о прекращении электронного голосования и продолжения голосования традиционным способом из-за неисправности комплекса.

В ходе эксплуатации КЭГ были получены существенные замечания и пожелания от членов участковых избирательных комиссий, которые следует учесть разработчикам. В частности, с учетом пожеланий коллег следует еще раз рассмотреть варианты транспортной тары КЭГ, так как она довольно тяжелая и есть претензии к качеству.

Хочу отметить, что подсистема связи и передачи данных ГАС «Выборы» функционировала в штатном режиме, неисправностей оборудования и перерывов по каналам связи, приведшим к невозможности передачи данных, не было.

Сравнение данных об итогах голосования, полученных с использованием ГАС «Выборы», с официальными данными протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на бумажных носителях подтвердило их полное совпадение.

Технические возможности ГАС «Выборы» обеспечили открытость избирательного процесса в России и все условия, необходимые для наблюдения за ним. Посещаемость сайта ЦИК России в дни голосования на федеральных выборах из года в год увеличивается. Через сайты ЦИК России и избирательных комиссий пользователи сети Интернет 4–5 декабря просмотрели более 13 миллионов страниц с данными ГАС «Выборы», что в два раза больше, чем в декабре 2007 года. Число уникальных пользователей 4 декабря составило более 800 тысяч, а 5 декабря – более одного миллиона. Интерес к выборам огромен.

Все заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации теперь транслируются на сайте Комиссии в сети Интернет, там же хранится и их архив. Почти 350 тысяч человек воспользовались Интернет-сервисами «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списках избирателей», в том числе в день голосования – немногим менее 135 тысяч.

На 8801 запрос избирателей на абонентские устройства мобильной связи переданы сообщения о порядке размещения в избирательных бюллетенях наименований политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также сообщения о предварительных итогах голосования, благодаря функционированию программно-технического комплекса «Мобильный портал» ГАС «Выборы».

Во время проведения избирательной кампании обеспечен необходимый уровень защиты информации от различного рода опасных информационных воздействий. Были зарегистрированы многочисленные случаи потенциально опасных информационных воздействий на Интернет-сайт ЦИК России, а также массированная компьютерная DDOS-атака, которая была успешно отражена.

В здании ЦИК России 4 и 5 декабря непрерывно функционировал Информационный центр «Выборы-2011». На табло центра оперативно представлялись текущие данные о ходе голосования и предварительных итогах голосования для российских и зарубежных средств массовой информации, представителей политических партий и других гостей. Аккредитацию на освещение выборов в Государственную Думу шестого созыва прошли более 1,5 тысячи журналистов, представляющих 175 средств массовой информации из 32 стран мира. Было проведено более 20 видеоконференций, даже была радиоконференция с полярной станцией. В Информационном центре выступили Директор Федеральной миграционной службы К.О. Ромодановский, первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.И. Денисов, Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации Н.А. Панков и многие другие.

На выборах 4 декабря в 15 субъектах Российской Федерации было создано более 50 именных избирательных участков. Все наши совместные устремления были направлены на улучшение работы избирательных комиссий и на то, чтобы повысить доверие населения к избирательной системе в целом. Члены участковых избирательных комиссий, которые располагались на именных избирательных участках, успешно справились с поставленной задачей – быть образцом во всех отношениях: по оформлению помещений, организации работы, по обеспечению гласности и открытости в своей деятельности. Такой опыт необходимо распространить на всю избирательную систему.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляли избирательные комиссии 83 субъектов Российской Федерации, из которых 63 – в обновленном составе, 2747 территориальных избирательных комиссий и свыше 95 тысяч участковых избирательных комиссий. В общей сложности – около миллиона человек, что само по себе говорит о широком участии населения в непосредственной организации выборов и подведении их итогов.

Кратко об особенностях формирования 63 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в 2011 году. Всего назначено 848 членов комиссий с правом решающего голоса, конкуренция была высокая. Однако в установленные законом сроки губернаторы Волгоградской, Костромской, Тверской областей, а также Калининградская областная Дума, Совет народных депутатов Кемеровской области, Законодательное Собрание Кировской области, Псковское областное Собрание депутатов не смогли назначить по разным причинам необходимого количества членов соответствующих избирательных комиссий, поэтому 10 членов комиссий с правом решающего голоса назначены от ЦИК России.

По предложениям парламентских партий назначены 29,5 процента членов избирательных комиссий в 63 субъектах Российской Федерации, практически в равном количестве от каждой партии. От непарламентских политических партий – 7 процентов, от общественных объединений – более 15 процентов. По предложениям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации предыдущего состава почти 10 процентов. Сохранили свои должности почти 2/3 председателей, заместителей председателей и секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а в избирательных комиссиях Чувашской Республики, Оренбургской области, Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры руководящий состав комиссий сменился полностью. Таким составом мы провели выборы, конечно, недостатки в работе и проблемы есть, но в целом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации справились с поставленными задачами.

Однако хочу обратить ваше внимание на следующие факты: в ЦИК России поступило четыре повторных протокола об итогах голосования – Краснодарский край, Рязанская, Ярославская области и Москва-Шереметьевская, итоги выборов на 21 избирательном участке были признаны недействительными. Считаю необходимым  внимательно изучить данные случаи и предпринять все меры, чтобы ситуация не повторилась на выборах Президента Российской Федерации.

Наибольшие по составу – участковые  избирательные комиссии, где работало более 830 тысяч членов с правом решающего голоса. Почти 38 процентов в их составах назначены по предложениям парламентских партий, 12 процентов – от непарламентских политических партий. Почти половина членов участковых избирательных комиссий назначена собраниями избирателей по месту жительства, работы, учебы. Примерно 75 процентов из назначенных членов участковых избирательных комиссий имеют опыт работы в избирательных комиссиях. Таким образом, можно сказать, что кадровый состав участковых избирательных комиссий был укомплектован подготовленными специалистами при активном участии политических партий и представляет интересы нашего общества в целом. В составы избирательных комиссий вошли люди разных профессий, разных политических взглядов, иногда диаметрально противоположных, разных социальных групп.

К сожалению, не обошлось и без трагедий. В городе Кемерово совершено нападение на члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса от Политической партии «ЯБЛОКО» Н.М. Власову, которая осуществляла распространение приглашений избирателям на выборы. В результате двух ударов ножом ей причинены тяжелые травмы. В Ленинградской области кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области И.В. Бучину («ЕДИНАЯ РОССИЯ») причинены тяжкие телесные повреждения, от которых он скончался в больнице. В поселке Лочь-Сай Косинского района Коми-Пермяцкого округа Пермского края произошел пожар в клубе, в котором располагался избирательный участок. Во время тушения пожара погиб председатель избирательной комиссии С.Н. Аджигазиев. Надо бережнее относиться к кадрам, с которыми мы работаем, и обеспечивать безопасность их работы.

Динамика электоральной активности граждан России выявила некоторую особенность: в 1993 году на выборах депутатов Государственной Думы первого созыва явка была 54,18 процента, в 1999 году она возросла до 61,85 процента, в 2003 году вновь спад – до 55,75 процента, в 2007 году рост – до 63,78 процента. Конечно, сложно в данных случаях говорить о закономерности, но тем не менее, следуя данной тенденции, можно было предположить уменьшение явки в этот электоральный цикл, что и произошло – 60,21%. Стоит отметить, что подобная явка избирателей считается очень хорошей в тех странах Европы, где предусмотрено добровольное участие в голосовании.

По субъектам Российской Федерации наибольшая явка избирателей зафиксирована в Чеченской Республике – 99,51 процента. Свыше 80 процентов явка избирателей – в 9 субъектах Российской Федерации; от 70 до 80 процентов – также в 9; от 60 до 70 процентов – в 14; от 50 до 60 процентов – в 43; менее 50 процентов – в 8. В целом тенденция сокращения явки избирателей наблюдалась во многих регионах, но в республиках Тыва, Коми, Северная Осетия–Алания, Тамбовской и Тульской областях участие избирателей в выборах возросло. Конечно, необходимо проанализировать явку избирателей на выборах в разрезе муниципальных образований, обсудить выявленные проблемы с органами исполнительной власти и лидерами региональных и местных отделений политических партий. Зачастую нежелание участвовать в выборах обусловлено социально-экономическими проблемами муниципальных образований, социально-бытовыми проблемами избирателей.

На этих выборах оправдались наши ожидания по активности голосования за рубежом, где в выборах приняли участие 309 855 российских граждан, что составило 92,04 процента от числа избирателей, включенных в список (в 2007 году – 304 152, или 72,24%). Хочу подчеркнуть, что эти показатели из одной избирательной кампании в другую понемногу растут, то есть результаты совместной работы с МИД России способствуют вовлечению в избирательный процесс большего числа российских граждан, находящихся за рубежом.

Для российских граждан, которые в день голосования находились в местах временного пребывания, были специально созданы избирательные участки: в больницах, санаториях, домах отдыха, в местах содержания под стражей, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, на полярных станциях, на территориях воинских частей, всего более 3 тысяч. Было открыто 69 избирательных участков на вокзалах в 43 регионах страны; 30 избирательных участков в 27 аэропортах в 24 субъектах Российской Федерации. В 11 субъектах Российской Федерации на судах, находящихся в день голосования в плавании, было создано 789 избирательных участков. Проделана огромная работа, ее результаты необходимо проанализировать с учетом организации голосования на выборах Президента Российской Федерации.

Досрочное голосование в труднодоступных и отдаленных местностях проходило в 35 субъектах Российской Федерации, проголосовало более 170 тысяч избирателей, или 0,26 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании (в 2007 году эта цифра составила 0,21 %). Сравнивая данные нескольких федеральных избирательных кампаний, можно сделать вывод, что эти показатели стабильны. Проблемы с организацией досрочного голосования существуют. Необходимо решить вопросы, связанные с порядком проведения конкурсов на транспортное обслуживание для организации досрочного голосования, обеспечения устойчивых каналов технической связи. С другой стороны, необходимо повышать ответственность руководителей предприятий и объектов, на которых работают граждане, за несвоевременное представление сведений об избирателях либо недостоверные сведения.

Голосование по открепительным удостоверениям. Всего было изготовлено 2 млн 600 тысяч открепительных удостоверений. Выдано избирателям – 1 796 939 удостоверений. Проголосовало по открепительным удостоверениям – 1 257 968 избирателей (или 70% избирателей, их получивших) – это почти на четыре процента меньше, чем в 2007 году. Всего на выборах 2003 года по открепительным удостоверениям проголосовало 0,53 процента от числа избирателей, внесенных в списки избирателей, в 2007 году – 1,07 процента, в 2011 году – 1,15 процента. Данные результаты характеризуют стабильность процентных соотношений, а значит, и одинаковые тенденции в избирательных процессах разных лет. Публикации и утверждения в ходе избирательной кампании некоторых политтехнологов и представителей отдельных политических партий о «круизном голосовании» по открепительным удостоверениям надуманны, что и подтверждают приведенные данные.

Другой аспект избирательного процесса. Всегда есть избиратели, которые получают избирательные бюллетени, но не голосуют. Всегда имеется часть избирательных бюллетеней, которые признаны недействительными. Если сравнить эти показатели за три последние парламентские избирательные кампании, то они практически мало меняются. Взяли бюллетень, но не проголосовали в 2011 году 0,18 процента избирателей от числа принявших участие в выборах, в 2007 году – 0,1 процента, в 2003 году – 0,13 процента. Недействительных бюллетеней в 2011 году оказалось 1,57 процента от общего числа бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования, в 2007 году – 1,1 процента, в 2003 году – 1,56 процента.

Резюмируя вышесказанное по результатам досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям и по другим приведенным примерам, можно сделать вывод, что избирательная кампания 2011 года имеет те же самые тенденции, что и в 2007 году. То есть анализ не выявил каких-то особенностей, а с математикой трудно спорить.

В эту избирательную кампанию была продолжена работа совместно с исполнительными органами власти на местах по созданию условий для участия в выборах избирателей-инвалидов. В 50 субъектах Российской Федерации реализован проект
ЦИК России «Дорога на избирательный участок». Несколько примеров. Разработаны тысячи индивидуальных паспортов маршрутов избирателей. В Алтайском крае в результате принятых мер в жилых домах установлено дополнительно 84 пандуса, 153 перильных ограждения.

Около 39 процентов избирательных участков в России имели специальное оборудование для голосования инвалидов – это в два раза больше, чем в 2007 году. Более 28 тысяч избирательных участков были оборудованы для голосования слепых и слабовидящих избирателей, на 725 избирательных участках работали сурдопереводчики, более 17 тысяч избирательных участков – для голосования избирателей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Всего применялось более 32 тысяч трафаретов с прорезями и 3,5 тысячи – с использованием азбуки Брайля. Мы сейчас обобщаем полученную из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации информацию о количестве принявших участие в выборах инвалидов.

Нельзя не сказать сегодня и о проблемах по этому вопросу. По информации, поступившей на телефон «горячей линии» ЦИК России, некоторые избиратели отмечали недостаточное информирование о месте нахождения избирательного участка, отсутствие доступности избирательных участков (расположен выше первого этажа здания). В отдельных случаях инвалиды жаловались на непредоставление им автотранспорта.

Решение вопросов информационного обеспечения выборов в центре внимания. Нами, как никогда, была организована целенаправленная и систематическая работа по доведению объективной и достоверной информации о выборах. В реализации программы информационно-разъяснительной деятельности все мы принимали участие. РЦОИТ при ЦИК России ведет постоянный мониторинг информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Для каждой участковой избирательной комиссии мы подготовили и направили Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии, памятку наблюдателя, плакаты: «Политические партии, внесенные в избирательный бюллетень», «Порядок голосования», «Ответственность за нарушение избирательных прав», а также «Специальный информационный выпуск ЦИК России», в котором содержится информация обо всех кандидатах, внесенных в федеральные списки кандидатов, а также и другие методические пособия.

Были реализованы принципы единой политики решения задач информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов. В целом по стране эти принципы соблюдались избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. К сожалению, Московская городская избирательная комиссия выработала неудачную и, как теперь понятно, неэффективную собственную концепцию информирования избирателей, что и вызвало справедливые нарекания со стороны участников выборов.

Значительное внимание уделялось контролю за предвыборной агитацией. В соответствии с действующим законодательством каждой политической партии было предоставлено бесплатное эфирное время на телевидении и радио, из них половина – на дебаты. Каждый рядовой избиратель имел возможность ознакомиться с предвыборными обещаниями политических партий. Также безвозмездно предоставлены печатные площади в 13 общероссийских государственных периодических печатных изданиях. Та работа, которую мы проводили вместе в межвыборный период по обеспечению гарантий равенства парламентских партий и их региональных отделений при освещении их деятельности государственными общедоступными теле- и радиоканалами, сыграла положительную роль в организации предвыборной агитации. Видимо, поэтому в эту избирательную кампанию предвыборная агитация была более выдержанной.

В период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы шестого созыва ЦИК России принимала минимум мер пресекательного характера.  По имеющейся у нас информации, политическими партиями было подготовлено 633 вида различных агитационных материалов, общий тираж их составил 90,5 млн. Лидирует по их количеству ЛДПР – 26,85 процента от общего тиража, «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – 24,53 процента, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 21,88 процента, КПРФ и «ЯБЛОКО» – по 13,15 процента у каждой. От размещения 10 материалов сами партии отказались в связи с неустранимыми нарушениями закона при их изготовлении. Ряд агитационных аудиовизуальных материалов некоторых политических партий носил признаки создания отрицательного отношения избирателей к другим политическим партиям. Позиция ЦИК России по оценке таких материалов оперативно доводилась до сведения общероссийских организаций телерадиовещания.

10 писем было направлено редакциям периодических печатных изданий и информационных агентств с разъяснениями правил опубликования результатов опросов общественного мнения. В основном все СМИ четко соблюдали эти правила, однако в отношении одного из изданий по факту нарушений пришлось проводить административное расследование.

Активно в этот период действовала и созданная в ЦИК России Рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. В ходе совместной работы членов ЦИК России, представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере массовых коммуникаций, иных государственных органов, общественных объединений, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, ученых и специалистов в формате Рабочей группы рассматривались спорные ситуации, каждой из которых даны соответствующие оценки.

Очень активно в эту избирательную кампанию информационное обеспечение выборов осуществлялось посредством сети Интернет. В этом существенное отличие избирательной кампании 2011 года от предыдущих кампаний.

Именно мы, организаторы выборов, выступили инициаторами применения веб-камер на избирательных участках. Это позволило наблюдать избирательный процесс из любой точки мира. Затем мы стали ориентировать участников избирательного процесса на возможность максимально полного использования фото- и видеосъемки в процессе голосования избирателей и особенно подсчета голосов избирателей. Поэтому появление в сети Интернет ряда сюжетов о якобы имевших место нарушениях для нас было ожидаемым, как и то, что при их размещении возможны как спланированные провокации, так и недоразумения.

Только один пример. В материалах одного из общероссийских каналов появилась информация о ходе голосования в отдельных субъектах Российской Федерации, где процентные показатели, полученные каждой партией, в сумме своей превышали 100 процентов. Фрагменты этого телесюжета широко разошлись в сети Интернет. Ни одна из приведенных в телесюжете цифр процентных показателей не отражает реальные данные голосований. Видимо, эти данные являются плодом работы аналитиков канала, которые в данном случае провели некорректные расчеты.

В Интернете размещались различные фото- и видеоматериалы о якобы имевших место нарушениях на выборах, но многие из них не несут конкретной информации о реальных нарушениях. Мы приняли решение провести изучение всех подобных фото- и видеоматериалов. В этом большую помощь оказали нам вы. Анализ информации показал, что общее число возможно упомянутых избирательных участков – менее 0,1% от общего числа всех участков. Соответствующие обращения направлены в Следственный комитет Российской Федерации и иные компетентные органы, во взаимодействии с которыми ЦИК России будет теснейшим образом изучать данный вопрос. Если проверки выявят реальные факты нарушений, и лица, виновные в их совершении, будут установлены, то, безусловно, понесут заслуженное наказание в порядке, предусмотренном законом. Если по итогам расследования в размещенных фото- и видеоматериалах будут выявлены признаки провокаций и подделок, и если будут установлены авторы и исполнители заведомо сфабрикованных материалов, их заказчики и спонсоры, то мы будем добиваться их наказания.

Прошедшая парламентская избирательная кампания в части сотрудничества
ЦИК России с федеральными органами исполнительной власти
имела ряд особенностей. Все нормативные акты, касающиеся обеспечения избирательных прав граждан России и отдельных категорий избирателей, были подготовлены и согласованы с соответствующими министерствами и ведомствами еще до начала избирательной кампании.

Накануне и в течение всего дня голосования были организованы круглосуточные дежурства в МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минтрансе России, Минкомсвязи России и подведомственных им структурах, а также в других министерствах. Все необходимые сведения об этом для оперативного взаимодействия были представлены в ЦИК России.

В ходе избирательной кампании на должном уровне были обеспечены общественный порядок и общественная безопасность. Приведу всего несколько цифр. С учетом сведений, представленных МВД России и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, зафиксировано 1 711 административных правонарушений в ходе избирательной кампании. К сожалению, не обошлось и без преступлений. Правоохранительными органами возбуждено около 50 уголовных дел – это клевета, похищение или порча документов, кражи, преступления против личности (побои, причинение вреда здоровью). Необходимо отметить, что правоохранительные органы проявляют большую активность в расследовании правонарушений. ЦИК России располагает информацией о том, что уже раскрыто не менее 10 преступлений.

Для обеспечения безопасности членов избирательных комиссий при проведении досрочного голосования в труднодоступных и отделенных местностях в полной мере было реализовано соглашение о порядке взаимодействия избирательных комиссий и МЧС России,  его территориальных органов.

Следует отметить, что было обеспечено практически бесперебойное энергоснабжение и бесперебойная работа сети связи общего пользования для нужд избирательных комиссий.

Результаты прошедшей избирательной кампании позволяют говорить об эффективности сложившейся системы взаимодействия избирательных комиссий и исполнительных органов власти.

Не только в эту избирательную кампанию, но и всегда выборы в России вызывают особый интерес со стороны организаций, осуществляющих общественный контроль и мониторинг выборов, в том числе и международных. В наблюдении за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей на избирательных участках от политических партий и кандидатов участвовало более 260 тысяч наблюдателей. Кроме того, по поступившей информации, в участковые избирательные комиссии было назначено свыше 170 тысяч членов с правом совещательного голоса. Соотношение таково: на двоих членов с правом решающего голоса приходится один наблюдающий за процессом. Эти цифры говорят о степени открытости российской избирательной системы.

Помимо этого, на избирательных участках присутствовали и иностранные (международные) наблюдатели. Российская Федерация выполнила свои международные обязательства по приглашению иностранных (международных) наблюдателей на выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва, подтвердив, таким образом, последовательность нашей позиции относительно международного электорального мониторинга.

Впервые в истории международного наблюдения ЦИК России задолго до выборов (в июле) обратилась к ведущим международным организациям с предложением высказать свои пожелания относительно сроков, формата наблюдения и количества наблюдателей. Поэтому соответствующие официальные приглашения международным организациям и нашим зарубежным партнерам были отправлены заблаговременно – до 10 октября, что позволило международным организациям развернуть качественное долгосрочное наблюдение. Также мы учли пожелания наших зарубежных партеров о количестве наблюдателей в миссиях.

В целях создания необходимых условий для эффективной работы иностранных (международных) наблюдателей ЦИК России утвердила разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы шестого созыва. Они размещены на сайте ЦИК России как на русском, так и на английском языках. Помимо российского законодательства, разъяснения основываются также на положениях Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ, на общепризнанных принципах и нормах международного права в области организации и проведения выборов.

За выборами депутатов Государственной Думы шестого созыва наблюдали более 680 наблюдателей из 54 иностранных государств и международных организаций (Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, ПАСЕ, Содружества Независимых Государств, Шанхайской Организации Сотрудничества, Северного Совета, БДИПЧ). Международные наблюдатели, как долгосрочные, так и краткосрочные, осуществляли наблюдение за выборами в 48 субъектах Российской Федерации, на территории которых было суммарно зарегистрировано около 80 % избирателей.

ЦИК России традиционно сделала упор на приглашении в качестве наблюдателей на предстоящие выборы настоящих профессионалов, то есть наших коллег из избирательных органов зарубежных государств. Мы пригласили организаторов выборов из 41 государства, с половиной из них у нас подписаны протоколы и соглашения о профессиональном сотрудничестве. В это число входят государства СНГ. Миссия наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения обнародовала свое заявление, и отмечает, что в ходе наблюдения не зафиксировала нарушений избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на результаты выборов.

Обсуждение выборов продолжается и сегодня. Можно бесконечно спорить, но очевидно, что число подтвержденных нарушений на этих выборах столь мало, что ни в коей мере не могло повлиять на результаты сделанного гражданами России выбора. К сожалению, в последние годы после дня голосования происходит подготовленный задолго до выборов мощный информационный вброс о «массовых фальсификациях». Ни одна из прошедших избирательных кампаний не подтвердила данного тезиса, но тень недоверия брошена на избирательную систему. Ни один из участников выборов не смог предъявить обществу неопровержимые доказательства фальсификаций итогов выборов.

Что же до протестных уличных акций, то они не имеют отношения к выборам. Выборы – это повод для их проведения. Задают тон там совсем другие люди, которые сами не участвовали в выборах, а такая возможность у них была. Их действия направлены на дестабилизацию российского государства и делегитимацию власти.

Одна избирательная кампания едва закончилась, а другая идет уже полным ходом. Добиться существенных успехов в организации выборов возможно, если постоянно работать над теми проблемами, которые обозначились в предыдущей избирательной кампании.

Первая задача – неукоснительное соблюдение избирательного законодательства организаторами выборов, его участниками, строгое соблюдение сроков избирательных действий. Законность в ходе избирательных кампаний – основа чистоты выборов, политической стабильности в регионах.

Вторая задача – проведение анализа деятельности избирательных комиссий по всем направлениям, выявление недостатков в их работе, проблем, которые так и не были решены в ходе выборов депутатов Государственной Думы.

Третья задача – повышение эффективности взаимодействия с органами публичной власти, политическими партиями, правоохранительными органами, средствами массовой информации. Недопустимость использования грязных избирательных технологий – залог динамичного развития демократии и гражданского общества в России.

Четвертая задача – создание всех необходимых условий для реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, уделение особого внимания работе с избирателями–инвалидами, военнослужащими, избирателями, находящимися в местах временного пребывания, и другими. Работу участковых избирательных комиссий надо организовать так, чтобы каждый избиратель  смог реализовать свои права.

Пятая задача – создание всех необходимых условий для работы членов избирательных комиссий, надлежащее оборудование помещений для голосования.

Шестая задача – обеспечение широкого информирования избирателей и общественности о ходе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации. Информационная политика избирательных комиссий формирует и имидж избирательной системы в целом.

Седьмая задача – решение конкретных задач по техническому переоснащению избирательного процесса. Надо продумать установку веб-камер на каждом избирательном участке.

Восьмая задача – обеспечение безопасности выборов. Охрана общественного порядка и общественной безопасности при проведении предвыборных встреч, на территории избирательных участков, в помещениях для голосования.

Возврат к списку