Разъяснение о порядке назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей

13.02.2012

Председателям
избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации

 

Уважаемые коллеги!

 

Направляем Вам разъяснение о порядке назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей для использования в работе в ходе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации.

 

Приложение:

1.  Разъяснение о порядке назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей на 4 л;

2.  Ограничения, связанные со статусом члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя (в табличной форме) на 1 л.

 

В.Е. Чуров

 

Разъяснение о порядке назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей

 

В связи с многочисленными обращениями о порядке назначения членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации разъясняем.

Право назначения членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом совещательного голоса на выборах Президента Российской Федерации принадлежит исключительно зарегистрированному кандидату на должность Президента Российской Федерации (далее – кандидат). Кандидат может поручить назначение члена территориальной и участковой избирательных комиссий с правом совещательного голоса своему доверенному лицу.

В каждой избирательной комиссии может быть не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса от одного кандидата. Политическая партия, выдвинувшая кандидата, правом назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса не наделена.

Вместе с тем в случае участия политической партии, выдвинувшей кандидата, в региональных или местных выборах по пропорциональной избирательной системе, день голосования на которых совмещен с днем голосования на выборах Президента Российской Федерации, в качестве избирательного объединения, у этой политической партии возникает право назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в рамках соответствующих избирательных кампаний (во все избирательные комиссии при проведении выборов депутатов по пропорциональной избирательной системе и в избирательную комиссию, установленную законом, при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе).

В этом случае в состав одной и той же избирательной комиссии может быть назначен член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от кандидата и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса от соответствующей партии. Это не противоречит законодательству о выборах.

Членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса соответствующими избирательными комиссиями выдаются удостоверения, форма которых утверждена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 9/71-6 от 5 мая 2011 года. Также члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, форма которых утверждена постановлением ЦИК России № 14/165-6 от 8 июня
2011 года.

2. Правом назначать наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации обладает каждый зарегистрированный кандидат (при этом направление может быть выдано и доверенным лицом кандидата), каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата.

В соответствии с пунктом 14.8.9 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» наблюдателей в территориальные и участковые избирательные комиссии назначает местный политический совет местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». На основании пункта 10.6.40 Устава указанной партии наблюдателей в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вправе назначить Президиум Генерального Совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

В соответствии с пунктами 5.12 и 6.11 Устава Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» бюро Комитета местного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и бюро Комитета регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» назначают от имени этой политической партии наблюдателей в участковые и территориальные избирательные комиссии, а бюро Комитета регионального отделения – также и в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 21, статьей 23, пунктом 11 части 3 статьи 34, статьей 38, пунктом 12 части 2 статьи 39 Устава Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Президиум (Бюро Президиума) Центрального Совета Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» назначает наблюдателей в любые избирательные комиссии, включая Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Совет (Бюро Совета) регионального отделения Партии – в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в территориальные и участковые избирательные комиссии, Совет местного отделения – в территориальные и участковые избирательные комиссии.

В соответствии с пунктами 6.9 и 6.10 Устава Политической партии «Либерально-демократическая партия России» Координационный Совет регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» по представлению координатора регионального отделения Партии принимает решение о назначении наблюдателей при проведении выборов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Также Координационный Совет регионального отделения вправе принять решение о наделении координатора местного отделения правом назначения наблюдателей. В случае роспуска Координационного Совета регионального отделения ЛДПР указанные обязанности осуществляет исполняющий обязанности координатора регионального отделения.

Кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии (в том числе при совмещении дней голосования на выборах разного уровня).

Вместе с тем одновременно присутствовать в помещении для голосования и вести наблюдение могут и наблюдатель от кандидата, и наблюдатель от политической партии, выдвинувшей этого кандидата. При этом присутствие в помещении для голосования наблюдателя от кандидата (политической партии) не препятствует возможности осуществления наблюдения при голосовании вне помещения для голосовании другим наблюдателем от этого же кандидата (политической партии).


Ограничения, связанные со статусом члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя

 

 

Должность/категория, предусмотренная пунктом 2 статьи 16, пунктом 8 статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»

Может ли быть

членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса

наблюдателем

Гражданин Российской Федерации, не достигший возраста 18 лет

Нет

Нет

Гражданин Российской Федерации, признанный вступившим в законную силу решением суда недееспособным

Нет

Нет

Лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации

Нет

Нет

Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства

Нет

Да

Выборное должностное лицо

Нет

Нет

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Нет

Да

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования

Нет

Нет

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),

Нет

Нет

Глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, поселения

Нет

Нет

Лицо, находящееся в непосредственном подчинении выборного должностного лица, депутата, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), главы местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, поселения

Да

Нет

Судья

Нет

Нет

Прокурор

Нет

Нет

Лицо, замещающее командную должность в воинской части, военной организации или учреждении

Нет

Да

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса

Нет

Нет

Работник аппарата избирательной комиссии

Нет

Да

Доверенное лицо кандидата, политической партии

Нет

Да1

1 Ограничения по статусу нет, вместе с тем доверенное лицо кандидата, политической партии должно иметь направление в качестве наблюдателя, так как по общему правилу, установленному законом, доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя

Возврат к списку