Об участии делегации ЦИК России в международном сопровождении президентских выборов в Венесуэле

09.11.2012

По приглашению Национального избирательного совета Венесуэлы делегация Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во главе с Секретарем ЦИК России Н.Е. Конкиным  приняла участие в международном сопровождении президентских выборов, прошедших в этой в этой стране 7 октября 2012 года. В делегацию входили заместитель начальника Управления внешних связей Аппарата ЦИК России А.М. Кудачкин и Руководитель ФЦИ при ЦИК России М.А. Попов.

После президентских выборов в 2006 г. Национальный избирательный совет (НИС) Венесуэлы счел необходимым заменить практиковавшуюся до этого модель «международного наблюдения» на выборах, позволявшую присутствие на них миссий наблюдателей (в т.ч. из ОАГ и ЕС) для оценки избирательного процесса на системной основе, на модель «международного сопровождения» выборов. Последняя предусматривает приглашение на выборы иностранных представителей в индивидуальном порядке для присутствия на отдельных избирательных участках в день голосования. Такое решение независимые местные эксперты объясняют тем, что по результатам наблюдения за выборами 2006 г. миссия ЕС подготовила доклад с критическими замечаниями в адрес венесуэльских властей. В соответствии с действующим в Венесуэле Положением о критериях и стандартах сопровождения избирательного процесса, международным представителям запрещено делать заявления о ходе выборов без разрешения НИС. Кроме того, они обязаны до конца пребывания в стране сохранять конфиденциальность своих отчетов, представляемых лишь после официального завершения подсчета голосов,

Как публично разъяснила Председатель НИС Т.Лусена, термин «наблюдение за выборами», ассоциирующийся здесь с процессом деколонизации африканских и азиатских стран в 20-м веке, неприемлем для Каракаса, так как отражает «концепцию вмешательства и навязывания ценностей страны, направляющей наблюдателей». В основе существующих моделей международного наблюдения за выборами венесуэльцы видят зародившееся в Европе понимание процесса, закрепляющее подчиненное положение Юга по отношению к Северу. Напротив, термин «сопровождение выборов», с точки зрения местных экспертов, предусматривает «уважительные отношения между равными и гарантию беспристрастной оценки выражения суверенной воли народа посредством голосования». Примером именно такого рода называется соглашение между НИС и Союзом Южноамериканских государств (УНАСУР) о направлении представителей Избирательного Совета УНАСУР для сопровождения президентских выборов в Венесуэле (документ был подписан 21 августа с.г. Председателем НИС Т.Лусеной и мининдел Перу Р.Ронкаглиоло в качестве временного председателя объединения). Присутствие этой миссии в Венесуэле 7 октября организаторы выборов расценивают как дополнительную гарантию признания легитимности выборов внутри страны и за рубежом.

В силу ряда причин аналогичного взаимопонимания не было достигнуто с американской НПО «Центр Картера». Получив соответствующее приглашение от НИС, представители Центра ответили отказом, формально сославшись на сложность подготовки в сжатые сроки миссии, в т.ч. «по финансовым и логистическим соображениям». Реальная же причина кроется в нежелании руководства НПО принимать местные «правила игры», отказываясь при этом от классической модели мониторинга избирательного процесса. Представители Центра, в частности, пытались «выторговать» себе особый статус (нечто среднее между миссией «наблюдения» и «сопровождения»), но получили категоричный отказ венесуэльских властей.

По информации Управления международных связей НИС, для сопровождения выборов в Венесуэлу были приглашены представители 42 стран. Свое участие подтвердили около 160 зарубежных экспертов из более, чем 30 стран (в т.ч. Бразилии, Аргентины, Уругвая, Перу, Колумбии, Чили, Эквадора, Гайаны, Боливии, Суринама, а также ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Индии, Италии и Южной Кореи). Кроме того, в мониторинге избирательного процесса участвовали отдельные группы специалистов от Европейского парламента и Африканского Союза.

Приглашение венесуэльской стороны в адрес ЦИК России явилось следствием уже налаженных профессиональных связей между избирательными органами двух стран, обоюдной заинтересованности в их дальнейшем развитии и углублении. С учетом этого, венесуэльским партнерам был заблаговременно передан (через Посольство Венесуэлы в Москве) проект Протокола о сотрудничестве, предложено рассмотреть документ, обменяться мнениями по его содержанию в ходе пребывания делегации ЦИК России в Каракасе.

Основные принципы избирательной системы Венесуэлы, ее структура, исполнительные органы устанавливаются и регулируются Конституцией страны и Законом о выборах.

Высшим органом, являющимся по Конституции страны гарантом транспарентности и демократичности  избирательного процесса, является Национальный избирательный совет Венесуэлы, который формирует подотчетные ему исполнительные структуры, ответственные за организацию и проведение выборов: Национальную избирательную комиссию, Комиссию по регистру избирателей, Комиссию по работе с политическими партиями и по финансовым вопросам.

Национальный избирательный совет (НИС) состоит из пяти членов. Для выдвижения кандидатов в члены НИС создается специальная общенациональная комиссия, в состав которой входят депутаты Национальной Ассамблеи (11 человек) и представители различных секторов гражданского общества (10 человек).  Утверждение кандидатов осуществляется Национальной Ассамблеей, для этого необходимо заручиться поддержкой не менее, чем 2/3 депутатского корпуса. Срок полномочий членов НИС – 7 лет (порядок назначения состава НИС установлен таким образом, чтобы смена его членов происходила не одновременно, а последовательно, три, затем два). Председатель и заместитель Председателя НИС избираются  пятью членами из своего состава (процедура определена Законом о выборах).

Официальный старт избирательной кампании был дан 1 июля с.г. Национальным избирательным советом Венесуэлы зарегистрированы 8 кандидатов, выдвинутых от различных партий и движений (к дню голосования их осталось 6). Основных претендентов было двое – кандидат от правящей Единой Социалистической Партии Венесуэлы (ЕСПВ), действующий президент У.Чавес, которого также поддерживает компартия и левое движение «Тупак Амару», и представитель партии «Справедливость прежде всего», единый кандидат от оппозиции, губернатор штата Миранда Э.Каприлес-Радонски.

Избирательная программа У.Чавеса была ориентирована на продолжение   построения «социализма XXI века» и  «боливарианской революции».  Единый кандидат оппозиции, представлявший интересы в основном среднего класса и кругов, затронутых национализацией, в своей избирательной кампании сделал акцент на малой эффективности экономической программы У.Чавеса, его неспособности вести борьбу с преступностью, захлестнувшей крупные города страны, выступал за возвращение к традиционной внешней политике, предусматривающей нормализацию отношений с США и Европой.

В ходе избирательной кампании (на разных ее этапах) рейтинги основных участников избирательного марафона У.Чавеса и Э.Каприлеса-Радонски колебались в пределах 50-52% и 37-40% соответственно. Любопытно, что итоги голосования 7 октября продемонстрировали приблизительно схожую  разницу в цифрах -  54 % и 46% соответственно.

В Венесуэле 24 штата,  общее число избирателей, внесенных в списки для голосования, составляет почти 19 млн. человек. Количество избирательных участков, сформированных для проведения выборов 7 октября, составило порядка 39 тысяч – по Закону о выборах, число голосующих на каждом участке для голосования, не должно превышать 500 человек.

Начиная с 2004 года, Венесуэла приступила к осуществлению программы автоматизации избирательного процесса. В настоящее время на всей территории страны и на выборах всех уровней – от общенациональных до муниципальных, голосование и подсчет голосов осуществляется только с использованием электронных систем, разработанных и обслуживаемых венесуэльской фирмой SMARTMATIC. Основой данной системы является биометрический список избирателей. На выборах 7 октября и на предстоящих в декабре 2012 года местных выборах (губернаторских) применяется система электронного голосования нового поколения – значительно усовершенствованы устройства идентификации голосующих (по считыванию отпечатка пальца и кода удостоверения избирателя). По оценке специалистов, эти устройства практически исключают возможность ошибки (либо обмана) и с надежностью гарантируют от попыток двойного голосования. На каждом избирательном участке установлено одно устройство для электронного голосования, сама процедура непосредственно на участке (от регистрации до голосования) занимает около полутора минут. По закону голосование формально завершается в 18:00, однако тем, кто до истечения этого срока успел встать в очередь перед центром для голосования,  предоставляется право отдать свой голос. Приблизительно в 22:00 по местному времени члены НИС провели свой первый и единственный выход к прессе, в ходе которого они официально объявили об итогах выборов.

Представители ЦИК России осуществляли наблюдение за выборами 7 октября 2012 г. с позиций объективности и без какой-либо политической ангажированности. Всего в течение дня делегация посетила пять центров для голосования, на каждом из которых находилось от 6 до 15 избирательных участков. Вечером делегация присутствовала на закрытии участков и подсчете голосов - в центре для голосования, который посещался ранее в ходе ознакомления с процессом голосования и на котором было открыто шесть участков.

При ознакомлении с избирательным процессом обращалось внимание на то, соответствуют ли избирательные процедуры положениям местного избирательного законодательства и международным избирательным стандартам. Помимо этого, российская делегация наблюдала за работой избирательных комиссий, оборудованием участков для голосования, оценивали  характер и  эффективность организации на них приема избирателей,  процедуры  подсчета голосов после завершения голосования.

В целом выборы прошли спокойно, в соответствии с законом и при высокой явке избирателей (в итоге она составила более 80 %). В ходе выборов был выявлен ряд недостатков, прежде всего связанных с технической стороной организации работы избирательных участков. При достаточно эффективной и оперативной процедуре голосования непосредственно на избирательном участке, чрезвычайно усложнена система регистрации граждан на входе в центры для голосования, что, по всей видимости, могло быть одной из главных причин  образования огромных очередей (по свидетельству самих избирателей, многим из них пришлось провести в этих очередях по три-четыре часа). Несмотря на существование единой базы данных избирателей, помещенной в общедоступный интернет портал (из него можно узнать, на каком участке голосует избиратель), большинство голосующих приходили в центры для голосования не имея точной информации, где конкретно они голосуют. Поэтому им приходилось дополнительно обращаться к сотрудникам центров (оснащенных компьютерами) для получения такой информации. Эта процедура и провоцировала большие очереди.

Обратило на себя внимание значительное присутствие в центрах для голосования, в целом в городе в течение всего дня 7 октября сил правопорядка.

Возвращаясь к венесуэльскому опыту применения «международного сопровождения выборов», следует отметить прежде всего хорошую организацию работы с гостями из-за рубежа, привлечения к этому мероприятию значительных средств и сил, в том числе по линии Национального избирательного совета Венесуэлы, МИД страны, сил правопорядка (приехавших постоянно сопровождали сотрудники военной контрразведки, экипированные как волонтеры избирательного процесса). В то же время такая форма приема практически исключала какие-либо возможности для индивидуальной работы гостей из-за рубежа – все мероприятия осуществлялись в группах и с сопровождением местных организаторов избирательного процесса.

Подсчет голосов проходил быстро и публично, процедура завершения работы участков, блокировки электронных устройств для голосования и передачи итоговой информации в единый информационный центр занимала считанные минуты. В то же время все делалось открыто, всем желающим демонстрировалась завершающая процедура,  итоговый «чек», на котором фиксировались результаты данного избирательного участка.

Состоявшиеся в Венесуэле двусторонние рабочие консультации продемонстрировали обоюдное желание укреплять и развивать взаимовыгодное сотрудничество, продвигать партнерские проекты. В ходе встречи делегации с заместителем Председателя НИС Венесуэлы Сандрой Облитас, помимо обмена мнениями непосредственно об особенностях президентских выборов 7 октября, обсуждалась перспектива подписания двустороннего Протокола о сотрудничестве между избирательными органами двух стран. В предварительном плане венесуэльским партнерам предложено рассмотреть возможность подписания этого документа в Москве весной 2013 года.

Продуктивно прошли консультации ЦИК России (в беседах и презентациях участвовали представители российского объединения «Счетмаш») с руководством венесуэльской компании SMARTMATIC, которую представлял Антонио Мухика – ее основатель и руководитель. Венесуэльцы в деталях ознакомили российскую сторону с применяемой в Венесуэле системой электронного голосования, проводимыми компанией работами по обеспечению технической стороны избирательного процесса. Венесуэльцы продемонстрировали также передовые наработки компании в этой области, новые образцы устройств для голосования.

В беседе с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Венесуэле В.Ф. Заемским обсудили перспективы развития сотрудничества между двумя государствами в электоральной области, договорились о взаимодействии в вопросе углубления профессионального обмена между ЦИК России и НИС Венесуэлы. В привязке к теме двустороннего Протокола о сотрудничестве и нашего предложения подписать документ в Москве весной 2013 года появилась идея осуществить это мероприятие в рамках одной из планируемых на следующий год межгосударственных консультаций и встреч (в том числе на высшем уровне), тем более, что такой опыт у ЦИК России имеется.

 

Возврат к списку