Методические рекомендации по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации

09.04.2014

Утверждены

постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

от 02 апреля 2014 г. № 224/1444-6

 

 

 

 

Методические рекомендации по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов
в субъектах Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с подпунктом «е» пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, иными избирательными комиссиями соответствующих норм законодательства Российской Федерации о выборах.

1.2. В основу Методических рекомендаций положена практика работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по планированию избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборам Президента Российской Федерации в 2012 году, а также практика работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации в 2012–2013 годах.

1.3. Действие положений Методических рекомендаций распространяется также на разработку календарных планов мероприятий по подготовке и проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.

2. Порядок разработки и утверждения календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов

2.1. Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов (далее – календарный план) разрабатывается в целях обеспечения единообразного применения кандидатами, избирательными объединениями, избирателями, избирательными комиссиями, органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также иными организациями законодательства, регулирующего проведение соответствующих выборов, в первую очередь в части сроков выполнения избирательных действий.

2.2. Календарный план разрабатывается для каждой отдельно взятой избирательной кампании. В него включаются наиболее важные мероприятия, сроки проведения которых прямо определены как Федеральным законом, так и законом, регламентирующим проведение соответствующих выборов. В календарный план также могут включаться мероприятия, предусмотренные нормативными документами избирательных комиссий, например, документами, определяющими порядок составления и уточнения списков избирателей, инструкциями по вопросам использования технических средств подсчета голосов и комплексов для электронного голосования. Включение в календарный план мероприятий, сроки выполнения которых не определены законами либо актами избирательных комиссий, нецелесообразно.

2.3. Исполнителями мероприятий, включенных в календарный план, могут быть избирательные комиссии, кандидаты, избирательные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, иные организации, а также непосредственно избиратели.

2.4. В случаях, когда отдельные положения законодательства субъекта Российской Федерации о выборах не соответствуют нормам федерального законодательства, в том числе в части сроков выполнения каких-либо действий, при разработке календарного плана следует руководствоваться федеральным законодательством.

2.5. Календарный план утверждается организующей выборы избирательной комиссией в возможно короткий срок после официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов. Целесообразно разработать проект календарного плана заблаговременно, а после опубликования указанного решения внести необходимые уточнения относительно сроков проведения мероприятий.

2.6. Для разработки проекта календарного плана должна использоваться Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Технология автоматизированной подготовки проектов календарных планов реализована в задаче «Календарные планы» Подсистемы автоматизации избирательных процессов (ПАИП). Указанное специальное программное обеспечение функционирует на комплексах средств автоматизации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных избирательных комиссий.

2.7. Если на территории субъекта Российской Федерации планируется проведение ряда избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации целесообразно разработать примерный календарный план для использования избирательными комиссиями муниципальных образований. Перед утверждением этот план при необходимости может быть комиссиями уточнен и доработан.

2.8. Утвержденный календарный план размещается на сайте соответствующей комиссии в сети Интернет, а также подлежит опубликованию. Кроме того, целесообразно издание плана в виде брошюры для направления нижестоящим комиссиям и иным организаторам выборов.

2.9. Календарные планы мероприятий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации в течение трех дней после утверждения соответствующей избирательной комиссией направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

3. Структура календарного плана

3.1. Календарный план составляется, как правило, в табличной форме и содержит следующие графы: порядковый номер пункта плана, содержание мероприятия, срок исполнения, исполнители.

3.2. При разработке календарного плана необходимо обеспечить хронологическую и логическую взаимосвязь избирательных действий (регистрация кандидатов, списков кандидатов должна завершиться до проведения жеребьевки по распределению эфирного времени и печатной площади, а жеребьевка, в свою очередь, должна быть проведена до начала периода предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях и т.д.).

3.3. Структура календарного плана должна соответствовать структуре закона (кодекса), регулирующего проведение выборов. Целесообразно предусмотреть в календарном плане следующие разделы:

раздел «Избирательные участки. Списки избирателей», который содержит мероприятия по образованию при необходимости избирательных участков, в том числе на территориях воинских частей, в труднодоступных или отдаленных местностях, в местах временного пребывания избирателей, по составлению и уточнению списков избирателей;

раздел «Избирательные комиссии», включающий мероприятия по формированию при необходимости территориальных и участковых избирательных комиссий;

раздел «Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов», предусматривающий мероприятия по выдвижению кандидатов, списков кандидатов, сбору подписей и представлению документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, проверке документов, принятию решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидатов, списков кандидатов;

раздел «Статус кандидатов», который содержит мероприятия по назначению уполномоченных и доверенных лиц, реализации права кандидата снять свою кандидатуру и права избирательного объединения отозвать выдвинутого им кандидата;

раздел «Информирование избирателей и предвыборная агитация», включающий действия по информационному обеспечению выборов, проведению предвыборной агитации и различных агитационных мероприятий, размещению информации в сети Интернет;

раздел «Финансирование выборов», содержащий мероприятия по финансовому обеспечению выборов, использованию специальных избирательных счетов, контролю за расходованием средств избирательных фондов, представлению финансовых отчетов;

раздел «Голосование и определение результатов выборов», который содержит мероприятия по изготовлению открепительных удостоверений и бюллетеней для голосования, оповещению избирателей, непосредственной организации голосования, в том числе досрочного и вне помещений для голосования, установлению итогов голосования и результатов выборов, официальному опубликованию информации об итогах голосования, хранению соответствующей документации.

3.4. Для наглядного отображения хронологического порядка и взаимосвязи наиболее значительных избирательных действий, включенных в календарный план, рекомендуется разработать графическую форму его представления (пример приведен в приложении).

В верхней части графической формы отражены действия избирательных комиссий, в нижней – действия избирательных объединений, а также граждан Российской Федерации по реализации пассивного избирательного права. Календарная шкала включает период времени от даты официального опубликования решения о назначении выборов до официального опубликования их результатов.

4. Порядок расчета сроков осуществления избирательных действий

4.1. Основным вопросом при разработке календарного плана является правильный расчет сроков исполнения избирательных действий.

4.2. Законодательством о выборах установлены сроки, которые исчисляются в часах, днях, сутках, неделях, месяцах и годах.

4.3. В соответствии со статьей 111 Федерального закона:

если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события;

если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное количество дней до дня наступления соответствующего события;

если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное количество дней до дня наступления соответствующего события;

если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним – день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.

4.4. При составлении календарных планов мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом при назначении досрочных выборов сроки осуществления избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

4.5. Большинство сроков осуществления действий, предусмотренных календарным планом, исчисляется от дня голосования либо от даты официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Кроме того, сроки исполнения некоторых мероприятий могут зависеть от сроков выполнения того или иного действия.

Примеры.

1. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

2. Избирательная комиссия обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов.

4.6. Алгоритм исчисления сроков следующий.

4.6.1. Определяется день, с которого начинается период течения срока:

«…со дня…» – срок начинает исчисляться с даты наступления события;

«…после дня…» – срок начинает исчисляться со следующего дня после дня наступления события;

«…не ранее чем за __ дней до…» – срок начинает исчисляться со дня, после которого остается указанное количество дней до дня наступления события.

Примеры.

Дата официального опубликования решения о назначении выборов – 21 июня 2014 года. День голосования на выборах – 14 сентября 2014 года.

1. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Первым днем, когда возможно выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам, является 21 июня 2014 года.

2. Выдвижение кандидатов в составе списков кандидатов по единому избирательному округу начинается после дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Первым днем, когда возможно выдвижение кандидатов в составе списков кандидатов, является 22 июня 2014 года.

3. Уполномоченные органы направляют сведения об избирателях для уточнения списка избирателей в участковые избирательные комиссии не ранее чем за 20 дней до дня голосования.

Первым днем, когда возможно направление сведений об избирателях, является 24 августа 2014 года.

4.6.2. Определяется день, в который течение срока заканчивается. Для этого начиная со дня, с которого начинается период течения срока, отсчитывается полное указанное количество дней.

Днем окончания срока (последним днем) считается следующий за этим день при следующих формулировках:

«…не позднее чем через __ дней…»;

«…по истечении __ дней…».

Примеры.

День голосования на выборах – 14 сентября 2014 года.

1. Избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня голосования устанавливает общие результаты выборов.

Последним днем, когда должны быть установлены общие результаты выборов, является 25 сентября 2014 года.

2. Кредитная организация обязана по истечении 60 дней со дня голосования оставшиеся на специальном избирательном счете неизрасходованные денежные средства перечислить в доход бюджета муниципального образования.

Последним днем, когда средства должны быть перечислены, является 13 ноября 2014 года.

4.6.3. Днем окончания срока (последним днем) считается день, в который истекает указанное количество дней, при следующих формулировках:

«…в течение __ дней…»;

«…в __-дневный срок…»;

«…не позднее чем на __ день…».

Примеры.

Дата официального опубликования решения о назначении выборов – 21 июня 2014 года. День голосования на выборах – 14 сентября 2014 года.

1. В течение семи дней со дня голосования зарегистрированный кандидат может отказаться от получения депутатского мандата.

Последним днем, когда зарегистрированный кандидат может отказаться от получения депутатского мандата, является 20 сентября 2014 года.

2. Участковая избирательная комиссия в 10-дневный срок со дня голосования представляет в территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств, выделенных из бюджета на подготовку и проведение выборов.

Последним днем, когда указанный отчет должен быть представлен, является 23 сентября 2014 года.

3. Перечень муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, представляется в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Последним днем, когда указанный перечень должен быть представлен, является 26 июня 2014 года.

4.6.4. Днем окончания срока (последним днем) считается день, после которого остается указанное количество дней до дня наступления события, при следующих формулировках:

«…не позднее чем за __ дней до…»;

«…за сутки до…».

Примеры.

День голосования на выборах – 14 сентября 2014 года.

1. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования.

Последним днем, когда избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей, является 3 сентября 2014 года.

2. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по московскому времени за сутки до дня голосования.

Последним днем агитационного периода является 12 сентября 2014 года.

4.6.5. Формулировки «незамедлительно», «немедленно», «после», «сразу после» предполагают выполнение действия в день наступления события.

4.6.6. Федеральным законом не определен порядок расчета сроков, исчисляемых в неделях, месяцах и годах. В таких случаях с учетом правоприменительной практики день окончания срока (последний день) может быть определен следующим образом:

«…в течение недели…» – предыдущий день следующей недели;

«…в течение месяца…» – предыдущее число следующего календарного месяца;

«…в течение года…» – предыдущее число соответствующего месяца следующего календарного года;

«…не позднее чем через неделю…» – соответствующий день следующей недели;

«…не позднее чем через месяц…» – соответствующее число следующего календарного месяца;

«…не позднее чем через год…» – соответствующее число соответствующего месяца следующего календарного года.

Примеры.

День голосования на выборах – 14 сентября 2014 года.

1. В течение двух месяцев со дня голосования избирательная комиссия осуществляет официальное опубликование (обнародование) информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, об итогах голосования и о результатах выборов, а также данные обо всех избранных кандидатах.

Последним днем, когда должна быть официально опубликована информация об итогах голосования, является 13 ноября 2014 года.

2. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется избирательной комиссией не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Последним днем, когда должны быть официально опубликованы результаты выборов, является 14 октября 2014 года.

Приложение

Возврат к списку