Заместитель Председателя ЦИК России С.В. Вавилов: О задачах избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления в единый день голосования 14 сентября

24.04.2014

Уважаемые коллеги!

Полагаю, вы согласитесь со мной, что проведение семинаров-совещаний с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в преддверии нового избирательного цикла стало не только хорошей традицией, но, самое главное, насущной необходимостью, когда мы совместными усилиями, по-деловому и конструктивно обсуждаем проблемы организации и проведения предстоящих избирательных кампаний, намечаем механизмы, позволяющие устранить существующие недостатки в работе.

Недавно первое такое совещание с  председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного, Северо-Кавказского и Крымского  федеральных округов, состоялось в городе Астрахани.

Прежде всего, позвольте остановиться на масштабах региональных выборов 14 сентября 2014 года и выборах, запланированных в регионах Приволжского и Уральского федеральных округов.

В настоящее время (по состоянию на 21 апреля т.г.) в 16 субъектах Российской Федерации планируются выборы высших должностных лиц. Нельзя исключить, что ближе к дате назначения выборов количество выборов данного уровня может еще возрасти.

В 12 субъектах Российской Федерации пройдут выборы законодательных (представительных) органов государственной власти. В стадии решения – вопрос назначения выборов в Государственный Совет –Парламент Республики Крым и Законодательное Собрание города федерального значения Севастополя.

В четырех административных центрах регионов пройдут выборы мэров городов и еще в 19 – выборы в представительные органы местного самоуправления административных центров регионов.

Общий массив избирательных кампаний составит около 7 тысяч не менее чем в 77 регионах России.

В регионах Приволжского и Уральского федеральных округов планируются выборы: Главы Удмуртской Республики, губернаторов Кировской, Курганской и Челябинской областей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти республик Марий Эл и Татарстан, депутатов представительных органов муниципальных образований городов Йошкар-Ола,  Курган, Пенза, Челябинск и Салехард.

Рассматривая перспективу предстоящих выборов, нельзя не коснуться динамики политических процессов в Российской Федерации и регионах Приволжского и Уральского федеральных округов.

В 2012 году были внесены изменения в федеральный закон «О политических партиях», значительно упрощен порядок  регистрации политических партий. С этого момента идет поступательное увеличение количества политических партий, активно участвующих в электоральных процессах. На настоящий момент зарегистрировано 77 политических партий, из которых правом участия в выборах обладают 67. То есть за последние два года количество политических партий возросло на порядок.

В 2013 году политические партии принимали активное участие в формировании составов участковых избирательных комиссий с пятилетним сроком полномочий и резерва составов участковых комиссий. По состоянию на конец марта 2014 года, в составы сформированных участковых избирательных комиссий назначено более 828 тысяч членов комиссий с правом решающего голоса, из них по предложениям парламентских партий – более 319,5 тысячи членов комиссий (38,5 %), по предложениям непарламентских партий – 104,6 тысячи (12,6 %).

Партии значительно  расширили свое представительство на выборах в регионах. Если в единый день голосования в 2012 году в выборах  принимали участие 26 политических партий, то в сентябре 2013 года – уже 54.

По регионам Приволжского федерального округа зарегистрировано минимум 29 – максимум 59 региональных отделений политических партий. В регионах Уральского округа соответственно от 14 (Ямало-Ненецкий автономный округ, на 1 апреля 2014 г.) до 63 региональных отделений политических партий.

Активность участия партий в выборах растет. Конкретный пример: в республиках Марий Эл и Татарстан, готовящихся сейчас к выборам новых составов региональных парламентов, в предыдущих аналогичных выборах 2009 года участвовали только пять и четыре политические партии соответственно. В настоящее время количество региональных отделений политических партий, имеющих право участвовать в выборах, составляет в Республике Марий Эл – 29, в Республике Татарстан – 59. Цифры, в общем-то, производят впечатление.

Очевидно, что количество партий – участниц электорального  цикла 2014 года может еще вырасти. И это ставит перед избирательными комиссиями задачу заблаговременно спланировать и более тщательно работать с политическими партиями на всех этапах избирательной кампании. На уровне ЦИК России такая работа ведется постоянно.

Уважаемые коллеги! За последние два года в федеральное законодательство о выборах и референдумах был внесен ряд важных изменений, касающихся организации и проведения выборов. Соответствующие коррективы были также внесены в региональное законодательство, ряд из которых уже применялся участниками региональных и муниципальных выборов в 2013 году.

Подробнее остановлюсь на ключевых моментах, некоторые из них еще не применялись на предыдущих выборах:

существенные изменения порядка избрания депутатов представительных органов: установлено требование  об избрании не менее четверти депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) по пропорциональной избирательной системе, а также исключение требования об обязательности применения пропорциональной избирательной системы для избрания не менее половины депутатов представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов;

кандидаты, которые участвуют в выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также глав муниципальных районов и городских округов представляют сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации; указывают источники получения средств, за счет которых приобретено это имущество;  представляют сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации и сведения о расходах по каждой крупной сделке по приобретению недвижимости, транспорта, ценных бумаг, совершенной в течение последних трех лет, а также источники получения средств, за счет которых совершена такая сделка;

в окружную избирательную комиссию представляются документы, необходимые для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, а также письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов) и не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами;

При наличии достаточной информации о недостоверности сведений или невыполнении запрета избирательные комиссии обязаны организовать проверку с привлечением соответствующих органов. Какая информация является достаточной для проверки – установлено законодательством. Обращаю внимание, что информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки;

внесены изменения в части установления ограничения пассивного избирательного права, а также в части установления сроков ограничения пассивного избирательного права лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких (особо тяжких) преступлений, судимость которых снята или погашена. Закон разрешает кандидату баллотироваться, если срок ограничения пассивного избирательного права истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах. Сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием  отказа в его регистрации, исключения из заверенного списка, а также отмены регистрации кандидата;

частично  изменено значение понятия «сведения о судимостях кандидата» в части установления формулировки «сведения о когда-либо имевшихся судимостях».

С точки зрения информирования сведения о судимостях распространяется на заявления о согласии баллотироваться на выборах, на бюллетени, на информационные материалы в помещениях для голосования,  а в случае, если кандидат является самовыдвиженцем, на подписные листы.

Обращаю ваше внимание, что действовавшие на тот момент нормы законодательства в единый день голосования 8 сентября 2013 года позволили выявить 150 кандидатов, имеющих (имевших) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления и подпадавших под действующие ограничения пассивного избирательного права на выборные должности и депутатские мандаты;

установлено право избирателей, участников референдума на обращение в суд с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме;

сокращен с шести до четырех месяцев до дня голосования срок утверждения схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов;

на выборах и референдумах всех уровней будут применяться стационарные и переносные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного материала.

Еще один важный момент. Провозглашением  15 апреля т.г.  Постановления № 11-П  Конституционный Суд Российской Федерации  возложил на избирательные комиссии задачу впредь до внесения в избирательное законодательство надлежащих изменений предоставить избирателям возможность проголосовать досрочно – в порядке, установленном пунктами 2-9 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…».

В частности в ближайшее время (до 14 сентября), в Приволжском федеральном округе состоится 26 избирательных кампаний, в том числе 18 – в Республике Татарстан, 4 – в Кировской области, 2 – в Оренбургской области, по одной кампании – в Удмуртской Республике и Ульяновской области. В Уральском федеральном округе состоится 11 кампаний, в том числе 5 – в Челябинской области, 4 – в Курганской области и по одной – в Пермском крае и  Ханты-Мансийском автономном округе.

Сегодня, 24 апреля, состоятся практические занятия, посвященные подготовке досрочного голосования, в ходе которых вы получите ответы на имеющиеся вопросы.

Несколько слов о состоянии избирательного законодательства субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский и Уральский федеральные округа, в которых планируется проведение выборов 14 сентября 2014 года.

Проведенная в Аппарате ЦИК России правовая экспертиза показывает, что законы регионов, входящих в состав  Приволжского и Уральского федеральных округов, в основном соответствуют федеральному законодательству.

Одновременно  к недостаткам, имеющимся в региональных законах на момент проведения правовой экспертизы, можно отнести несогласованность сроков составления списков избирателей, сроков выдачи открепительных удостоверений и проведения досрочного голосования. Кроме того, некоторые законодательные акты субъектов Российской Федерации содержали положения, не в полной мере отвечающие требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав ….», например, при проведении повторного голосования или при регулировании вопроса о представлении уполномоченным представителем избирательного объединения избирательных документов для регистрации кандидата.

По информации, имеющейся в ЦИК России, указанные недостатки в ближайшее время будут устранены или уже устранены. Так ли это – прошу отметить в ваших выступлениях. Если нет – то счет здесь идет на часы.

Перехожу к конкретным задачам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации накануне нового избирательного цикла.

ЦИК России провела детальный анализ избирательных кампаний, состоявшихся в единый день голосования 8 сентября 2013 года. Имеются направления, где были достигнуты неплохие результаты. Их следует закреплять и в дальнейшем, совершенствуя приемы и методы работы. Одновременно ЦИК России пришла к выводу, что алгоритм работы избирательных комиссий требует корректировки.

В частности установленный режим работы отдельных избирательных комиссий, по мнению представителей избирательных объединений, ограничивал их  возможности по представлению документов для заверения списков кандидатов. Например, это касается имевших место случаев, когда территориальная избирательная комиссия располагается в здании городской администрации, и соответственно этому изменяется режим работы комиссии. Полагаем целесообразным рекомендовать избирательным комиссиям определить единый временной интервал для представления документов не менее 8 часов в рабочие дни. В исключительных случаях избирательные комиссии могут принять решение об осуществлении приема документов от избирательных объединений в выходные дни.

Имели место случаи, когда избирательные комиссии не уведомляли кандидатов, избирательные объединения о выявленных недостатках в представленных документах, в том числе для заверения списка кандидатов, о неполноте представленных сведений и так далее, что в дальнейшем лишало их права принять решение об отказе в регистрации кандидата или об исключении кандидата из заверенного списка кандидатов по вышеуказанным основаниям.

Еще один актуальный вопрос, требующий внимания и взаимодействия: далеко не везде удается решить вопрос о предоставлении соответствующих  по площади  и оборудованию помещений для работы УИК и проведения голосования. В этой связи хотелось бы обратиться и к сотрудникам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в обоих федеральных округах, и к главам регионов, и к органам местного самоуправления – оказать соответствующую помощь, если она понадобится. ЦИК России также готова подключиться к решению этого вопроса.

И таких проблем, требующих вашего внимания, предостаточно; вы о них, разумеется, знаете и, несомненно, решаете. Они имеют место и при формировании избирательных комиссий, и при составлении календарных планов, а также на этапе регистрации. Недостатки отмечаются в информационной деятельности организаторов выборов, включая, например, ненадлежащее исполнение обязанностей по информированию избирателей о принимаемых решениях и о рассмотрении жалоб.

Для разрешения многих возникавших проблем ЦИК России настоятельно рекомендует вам учитывать все без исключения документы, принимаемые ЦИК России. Среди них отмечу недавно принятые:

1. О внесении изменений в Методические рекомендации ЦИК России о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий и Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий.

2. Методические рекомендации ЦИК России по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации. Рекомендуем не только размещать утвержденные планы на сайтах избирательных комиссий и официально публиковать их, но и издать в виде специальной брошюры для направления нижестоящим комиссиям и другим организаторам выборов.

3. Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принятые за основу 16 апреля текущего года.

Кстати, хочу обратить  ваше внимание, что все документы и материалы проводимых ЦИК России совещаний по подготовке к выборам размещаются на нашем Интернет-сайте, и вы можете почерпнуть из них  анализ правоприменительной практики и разрешения избирательных споров.

Архиважный вопрос в ходе подготовки и проведения выборов – взаимодействие с государственными органами.

3 апреля  текущего года в ЦИК России состоялось совещание с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, оказывающим содействие избирательным комиссиям в обеспечении реализации избирательных прав отдельных категорий граждан Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.

Известно, что особые условия проживания и характер деятельности отдельных категорий граждан накладывают свой отпечаток на осуществление всех избирательных действий, требуют дополнительных усилий и средств, поиска нестандартных решений со стороны избирательных комиссий и органов исполнительной власти Российской Федерации.

Именно эти проблемные  вопросы мы обсуждали на совещании, именно на них прошу вас обратить самое пристальное внимание и именно в этой сфере ключевым моментом должно стать ваше взаимодействие с территориальными органами министерств, иными органами исполнительной власти и организациями, чьи подведомственные структуры, работники и сотрудники не только задействованы в подготовке и проведении выборов, но и принимают участие в голосовании. В случае возникновения проблем рекомендую руководствоваться соглашениями, заключенными ЦИК России.

В настоящее время ЦИК России подписано 11 соглашений с государственными органами (в основном федеральными органами исполнительной власти). На апрель текущего года запланировано подписание соглашения с Роскомнадзором, на май – подписание соглашения о порядке взаимодействия ЦИК России и Минобороны России; до начала избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации будет подписано соглашение о взаимодействии ЦИК России и ОАО «Российские железные дороги».

Еще одно важнейшее направление нашей работы – взаимодействие с региональными и местными отделениями политических партий.

16 апреля в ЦИК России состоялось совещание с представителями политических партий, где мы вновь вернулись к  допущенным ими ошибкам и недоработкам в ходе единого дня голосования 8 сентября 2013 года, а также еще раз уточнили направления взаимодействия, в том числе по вопросам подготовки документов, представляемых ими в избирательные комиссии.

В условиях подготовки выборов и в межвыборный период  важно постоянно работать с региональными отделениями политических партий, своевременно и в полном объеме информировать их о новациях, перечнях и формах документов – на выборах мелочей не бывает. И обязательной должна стать обратная связь.

В числе предлагаемых мер по взаимодействию с региональными отделениями политических партий – участниками избирательных кампаний отмечу следующие (никаких открытий здесь не делаю; главное – исполнение).

1. Проведение с представителями политических партий специализированных семинаров-совещаний по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах.

2. В ходе рабочих встреч с представителями региональных отделений политических партий рекомендую вам обратить их внимание, прежде всего, на необходимость изучения ими законодательства Российской Федерации о выборах, законодательства о выборах соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также положений собственных уставов; на тщательное формирование списка кандидатов и внимательное отношение к подготовке соответствующих документов, в том числе сведений о кандидатах, представляемых в избирательные комиссии.

3. Необходим контроль сроков проведения съездов, иных мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, списка кандидатов при соблюдении установленных требований (например, при оформлении протокола не всегда отражено, что решение принималось тайным голосованием). Следует обратить внимание региональных отделений партий на своевременное информирование ЦИК России о конференциях (съездах) политических партии, запланированных к проведению в городе Москве.

Знаю, что в ряде регионов работа с региональными отделениями партий  в преддверии выборов уже ведется.

4. Имеется ряд вопросов, связанных с размещением и использованием специализированного программного изделия «Подготовка сведений о кандидатах (в том числе об их доходах и имуществе), об уполномоченных представителях и доверенных лицах».  К настоящему моменту на основании замечаний избирательных комиссий и политических партий и в связи с изменениями в законодательстве специальное программное изделие дорабатывается в ЦИК России и в ближайшее время будет рекомендовано избирательным комиссиям. На Интернет-сайтах комиссий необходимо своевременно разместить информацию о нем,  а избирательным объединениям – рекомендовать шире использовать его возможности, в том числе с соблюдением сроков представления.

Говоря о наших самых лучших в мире выборах, разумеется, нельзя обойти вниманием программно-технические средства голосования.

В избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский и Уральский федеральные округа, в безвозмездное пользование передано по их просьбе 1916 комплексов обработки избирательных бюллетеней КОИБ-2010. В соответствии с постановлением ЦИК России от 19 февраля 2014 года в избирательные комиссии Республики Марий Эл, Республики Татарстан и Нижегородской области до 5 июня 2014 года будут доставлены и  переданы в безвозмездное пользование 370 КЭГ.

Завершая выступление, еще раз вернусь к задачам, которые необходимо решить избирательным комиссиям в ходе подготовки к единому дню голосования 14 сентября 2014 года. Возможно, где-то повторюсь, значит, этот вопрос считаю очень важным.

1. Неукоснительное соблюдение избирательными комиссиями всех уровней требований законодательства, иных нормативных актов при подготовке и проведении выборов, учет методических рекомендаций ЦИК России. И спрашивайте, задавайте нам вопросы: в наших полномочиях – оказание вам правовой, методической, организационно-технической помощи.

2. Нельзя забывать о постоянном обновлении и актуализации информации о выборах, размещенной на сайтах ИКСРФ, а также сайтах  нижестоящих комиссий, включая: специализированные разделы (баннеры) о выборах, законодательстве, о принимаемых комиссиями решениях, о списках региональных и местных отделений партий, обладающих правом участия в выборах, а также сведения об их контактах; целесообразно  увеличить объем информации по вопросам ротации состава участковых избирательных комиссий и кадрового резерва.

3. Подтверждается практикой целесообразность размещения в СМИ информационных материалов по вопросам взаимодействия избирательных комиссий и региональных и местных отделений политических партий, включая сведения о планируемых совместных мероприятиях.

4. Прошу не упускать из поля вашего зрения явку избирателей. Подавляющий объем нашей работы должен быть нацелен на ее повышение. Необходимо активнее действовать в медийном пространстве, работать с различными категориями избирателей, информировать о выборах, не забывать о приглашениях на выборы. Все вы об этом знаете, надо такие знания с пользой применять.

Уважаемые коллеги! Самое главное для нас как организаторов выборов – успешная подготовка и проведение дня голосования, без нарушений и необоснованных запретов. Нацеливаю вас на то, чтобы предстоящие выборы являли бы собой наилучший пример в нашей практике. Подчеркну: результаты выборов станут своеобразной отправной точкой и, наряду с 2015 годом, важным опытом, необходимым для последующего участия в федеральной парламентской кампании в 2016 году.

Материалы к выступлению

Возврат к списку