ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2007-2016 годах

21.03.2016

(составы 2007-2011 гг. и 2011-2016 гг.)

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

В полномочия Комиссии входят: контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечение реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; осуществление мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов и референдумов; оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям; осуществление международного сотрудничества в области избирательных систем; рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и  действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированного решения; осуществление проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий; разработка инструкций по вопросам единообразного применения законодательства о выборах, референдумах; осуществление иных полномочий в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

1. Сведения о финансовом обеспечении полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обеспечением деятельности избирательных комиссий, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Средства федерального бюджета, выделявшиеся Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в течение 2007-2015 годов, составили суммарно почти 61 055 393,6 тысячи рублей и направлялись на проведение федеральных выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, деятельности подведомственных казенных учреждений.  В том числе в федеральном бюджете на подготовку и проведение федеральных выборов в 2007-2012 годах было предусмотрено 28 671 561,7 тысячи рублей, израсходовано 26 371 665,9 тысячи рублей, или около 92 процентов. На выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 году в федеральном бюджете предусмотрено 10 400 955,6 тысячи рублей.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации согласовано восстановление сокращенного ранее на 10 процентов финансирования расходов из федерального бюджета на оплату труда для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в прежнем объеме.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1047 в 2015 году действует распоряжение Председателя Комиссии «О правилах расходования средств федерального бюджета избирательным  комиссиям субъектов Российской Федерации на обеспечение деятельности».

Мероприятия, проводимые подведомственными казенными учреждениями (Федеральный центр информатизации при ЦИК России и Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России), на которые выделяются средства федерального бюджета, ежегодно утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

По инициативе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, для усиления контроля за принятием бюджетных обязательств Комиссии и подведомственных казенных учреждений их кассовое обслуживание переведено с 01.01.2014 года в территориальные органы Федерального казначейства.

2. Участие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в совершенствовании правовой базы подготовки и проведения  выборов, референдумов

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимала участие в подготовке предложений по изменению и дополнению федерального законодательства о выборах, референдумах. В предложениях были реализованы положения посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, выводы, следующие из анализа правоприменительной практики; учитывались современные достижения в области избирательного процесса.

Внесение изменений и дополнений коснулось Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», федеральных законов  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы  местного самоуправления», «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», «О политических партиях», Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ряда иных законов.

61 федеральным законом вносились изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Среди них вопросы, связанные с повышением представительства в органах власти избирателей, проголосовавших за политические партии; развитием и совершенствованием технической инфраструктуры избирательного процесса; дополнительными гарантиями реализации избирательных прав отдельных категорий избирателей; финансовой отчетности политических партий в период проведения избирательных кампаний и межвыборный период и ряд иных новелл.

В том числе за период с марта 2007 года по январь 2016 года в части подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого, шестого и планируемого на сентябрь 2016 года седьмого созывов при участии Комиссии было подготовлено  33 федеральных закона о внесении изменений и дополнений  в законодательные акты. Федеральным Собранием Российской Федерации был принят Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», обновивший правовую базу проведения парламентских  выборов в 2016 году.

Многие новации касались также  выборов Президента Российской Федерации: всего таких законодательных актов 27.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимала участие в подготовке проектов постановлений Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации» (2007 и 2011 годы) и аналогичного проекта в 2016 году; указов Президента Российской Федерации об утверждении положения о выборах депутатов законодательных собраний  вновь образованных субъектов Российской Федерации – Камчатского края (2007 г.), Забайкальского края и Иркутской области (2008 г.).

Правовая позиция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации запрашивалась Конституционным Судом Российской Федерации при принятии 12 постановлений и 20 определений. Свою позицию Комиссия представляла также по 7 жалобам, рассмотренным в Европейском Суде по правам человека.

В рамках деятельности по разъяснению законодательства о выборах были подготовлены модельные законы, в том числе устанавливающие порядок выборов и отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), гарантии равенства политических партий при освещении их деятельности региональными теле-радиоканалами, и ряд иных модельных законов, позволивших законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации применять их нормы при разработке собственных нормативных актов.

В 2007 году было принято решение о подготовке и выпуске первого  сборника сведений о заявленных нарушениях избирательного законодательства в период подготовки и проведения выборов, обобщающего  поступающие в Комиссию обращения. Издание такого сборника, получившего название «Зелёная книга», стало традиционным для последующих лет. Сборник размещается на сайте Комиссии в сети Интернет, направляется для ознакомления в федеральные органы государственной власти.

Общее количество обращений, поступивших в 2007-2015 годах, составило 10 778, из них факты нарушения избирательного законодательства были подтверждены в 1 402 обращениях. За эти годы на заседаниях Рабочей группы ЦИК России по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие)  избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, была рассмотрена 261 жалоба; из этого числа 251 жалоба  была рассмотрена на заседаниях Комиссии, по ним были вынесены соответствующие решения.

3. Масштабы и количество избирательных кампаний. Подготовка выборов

За отчетный период проведены:

два федеральных избирательных  цикла, включающих парламентские и президентские выборы – депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2007 и 2011 годах, Президента Российской Федерации в 2008 и 2012 годах;

в единые дни голосования в 2007-2015 годах проводились:

440 региональных избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе выборы 64 высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и  376 кампаний по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (из них 158 – основные выборы);

63 193 избирательные кампании по выборам в органы местного самоуправления, в том числе 18 294 кампании по выборам глав местного самоуправления, а также 44 899 кампаний по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления (из них 37 645 – основные выборы);

состоялось три референдума субъектов Российской Федерации (в Читинской области, Агинском Бурятском автономном округе, Чеченской Республике), а также 567 местных референдумов.

По результатам двух федеральных электоральных циклов было замещено 900 депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и дважды – должность  Президента Российской Федерации.

По результатам 15 единых дней голосования (включая совмещенные с федеральными избирательными кампаниями) была замещена 441 тысяча депутатских мандатов и выборных должностей всех уровней, в том числе:

7,5 тысячи депутатских мандатов в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации и 63 выборных должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

около 5,3 тысячи депутатских мандатов в представительных органах муниципальных образований административных центров и 55 должностей  глав муниципальных образований – административных центров субъектов Российской Федерации;

71,7 тысячи депутатских мандатов и 1 848 должностей глав  муниципальных районов и городских округов;

339 тысяч депутатских мандатов и 15 766 тысяч должностей глав городских и сельских поселений.

Количество партий-участников избирательных кампаний, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов,  варьировалось в единые дни голосования от 7 в 2009-2012 годах до 55  партий на выборах 13 сентября 2015 года. Максимальное (33) количество политических партий, представители которых были избраны в органы власти всех уровней, установлено  в  2015 году.

Всего в ходе подготовки выборов в 2007-2015 годах на выборах всех уровней были  выдвинуты 1 млн 80 тысяч кандидатов, из них зарегистрированы более 975 тысяч (90%). В том числе на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации – соответственно 78,6 тысячи и 64,7 тысячи (82%), на выборах в представительные органы муниципальных образований административных центров – 45,7 тысячи и  36,8 тысячи (80%).

Увеличение числа кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, принимавшими участие в избирательных кампаниях, количества регионов и муниципальных образований, в которых проводились выборы, наличие 11 часовых зон, а также отдаленность и труднодоступность некоторых районов страны потребовали тщательной  подготовки выборов. Общая численность избирателей, участников референдума Российской Федерации составила на начало 2007 года 108 млн 351,7 тысячи человек, на начало 2016 года – 111 млн 724,5 тысячи человек.

За отчетный период были подготовлены около 20 методических рекомендаций, разъяснений, а также изменений и дополнений к ним по наиболее важным вопросам организации выборов, реализации избирательных прав отдельных категорий избирателей, формирования избирательных комиссий, положений законодательства о выборах, требующих единообразного применения.

Принято более 3500 постановлений, касающихся организации выборов, референдума и текущей деятельности Комиссии.

С целью подведения итогов и определения перспективных задач по подготовке и проведению федеральных выборов и выборов в единые дни голосования, информирования иных организаторов выборов и участников избирательных кампаний, а также по отдельным тематическим вопросам (предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов, вопросы безопасности, подготовка документов для регистрации, вопросы представления политическими партиями финансовой отчетности, голосование военнослужащих, российских граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации, по иным вопросам) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации организовано и проведено более 80 семинаров-совещаний. Совещания проходили на всероссийском и межрегиональном уровнях и объединяли субъекты Российской Федерации по нескольким федеральным округам, в том числе с 2014 года – включали Крымский федеральный округ.

В совещаниях принимали участие  председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также избирательных комиссий ряда муниципальных образований, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, представители политических партий и федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, представители органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, иных организаций, оказывающих содействие избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов, СМИ, представители российского экспертного и научного сообщества. За прошедшие годы такие совещания прошли в городах Москве, Санкт-Петербурге, Благовещенске, Владивостоке, Воронеже, Грозном, Калининграде, Кемерово, Кургане, Нижнем Новгороде,  Ростове-на-Дону, Симферополе, Тамбове, Уфе, Хабаровске, Ханты-Мансийске, Челябинске и ряде других. Активно использовалась видеоконференцсвязь.  Большинство профессиональных  встреч включало проведение заседаний «круглых столов», деловых игр, учебных тренингов.

По вопросу готовности к проведению дня голосования на федеральных выборах в Москве, в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, проходили селекторные совещания с участием председателей избирательных комиссий всех субъектов Российской Федерации, органов власти регионов, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

В рамках подготовки к выборам руководители и представители Комиссии принимали участие в совещаниях по подготовке выборов в отдельных регионах страны, участвовали в межведомственных совещаниях и рабочих встречах, проводившихся как на площадках министерств, иных органов исполнительной власти и иных организаций (Министерство внутренних дел и Министерство обороны Российской Федерации, ФМС, Роскомнадзор, ПАО Сбербанк, ОАО «РЖД»  и другие), так и в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Отдельное внимание уделялось подбору, подготовке и профессионализации  кадров избирательных комиссий, особенно участковых комиссий. В этих целях, начиная с 2013 года, осуществляется учет кадров нижестоящих избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий, результатов их обучения и тестирования. Создана база данных и усовершенствована задача «Кадры» подсистемы автоматизации избирательных процессов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», в том числе по полному и своевременному отображению сведений об участковых избирательных комиссиях. По данным ГАС «Выборы», в настоящее время общее количество участковых избирательных комиссий, сформированных сроком на 5 лет, составляет 94 429; в них назначено 841 575 членов комиссий с правом решающего голоса; резерв составов участковых комиссий составляет 573 711 человек.

Одна из важных новаций прошедшего периода – формирование избирательной системы Крымского федерального округа. В 2014 году сформированы составы Избирательной комиссии Республики Крым и Севастопольской городской избирательной комиссии в количестве 14 и 12  членов комиссий с правом решающего голоса соответственно.

Избирательными комиссиями Республики Крым и города федерального значения Севастополь сформированы территориальные избирательные комиссии. В составы 27 ТИК в Республике Крым назначены 277 членов комиссий с правом решающего голоса. В составы 4 ТИК в городе Севастополе назначены 36 членов комиссий с правом решающего голоса. На территориях Республики Крым и города Севастополя образовано соответственно 1162 и 180 избирательных участков, участков референдума. Определены места размещения и подобраны помещения для избирательных комиссий, которые оснащены техническим оборудованием, связью, энергоснабжением, обеспечивается финансирование деятельности комиссий, утверждены программы обучения членов комиссий всех уровней, работников аппарата комиссий, созданы и функционируют сайты комиссий в сети Интернет, созданы региональные фрагменты ГАС «Выборы», оказывается правовая, методическая, консультативная  помощь.

В единый день голосования 14 сентября 2014 года прошли выборы депутатов Государственного Совета Республики Крым и депутатов Законодательного Собрания города федерального значения Севастополь, депутатов представительных органов 265 муниципальных образований Республики Крым, в том числе Симферопольского городского Совета, и 10 внутригородских муниципальных образований города Севастополя.

За прошедшие годы имели место и чрезвычайные ситуации. В ходе подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года особое внимание уделялось регионам Дальнего Востока (в Хабаровском крае, Амурской области и Еврейской автономной области), оказавшимся в зоне подтопления, вызванного небывалыми затяжными осадками и тяжелой гидрологической обстановкой. В ЦИК России была создана Рабочая группа по мониторингу и оказанию практической помощи избирательным комиссиям в регионах, пострадавших от природной катастрофы. Определялись подлежащие восстановлению помещения для голосования избирателей и резервные места голосования; были выделены дополнительные средства на приобретение систем спутниковой связи для территориальных избирательных комиссий районов, находившихся в зоне наводнения; проводилось досрочное голосование избирателей. Предпринятые усилия и действия позволили провести выборы и избрать органы государственной власти и органы местного самоуправления на указанных территориях в соответствии с законодательством о выборах.

4. Контрольно-проверочная деятельность

Законодательством Российской Федерации о выборах закреплено функционирование в избирательной системе контрольно-ревизионных служб. Контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создана в апреле 2007 года.

В настоящее время контрольно-ревизионные службы действуют также при 85 избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях – и в нижестоящих избирательных комиссиях.

За истекший период количество ведомств, представленных в Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, увеличилось с 6 до 14. В действующий состав Службы входит около 40 руководителей и специалистов, в том числе 6 – в ранге заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти. Аналогичным образом формируются и контрольно-ревизионные службы при других избирательных комиссиях. На начало 2016 года в них состояло 1625 специалистов и руководителей ведомств.

За прошедший период Контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, контрольно-ревизионные службы при иных избирательных комиссиях добились значительного повышения качества контрольно-проверочной работы, должного внимания к ней со стороны взаимодействующих государственных органов. О масштабах проведенных проверок и выявленных фактах недостоверности представленных сведений свидетельствуют, например, следующие факты.

В 2007 году на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва после заверения 14 партийных списков Контрольно-ревизионной службой при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации были проведены проверки достоверности сведений около 6 тысяч кандидатов. В том числе была установлена недостоверность сведений имущественного характера: о доходах – 884 факта, транспортных средствах – 507, недвижимом имуществе – 381, акциях и ином участии в коммерческих организациях – 136.

На выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва в 2011 году были проверены сведения (о доходах, имуществе, образовании, судимости, гражданстве) в отношении более чем 3 тысяч кандидатов (в составе 7 федеральных списков). Недостоверными оказались следующие сведения имущественного характера: неточности по доходам – 452 факта, по недвижимому имуществу – 111, по транспортным средствам – 35.

В актив работы Контрольно-ревизионной службы можно включить  формирование межведомственной нормативной базы. Сегодня действуют заключенные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации соглашения (протоколы, иные совместные документы) с более чем 10 государственными и иными органами по направлениям контрольно-проверочной деятельности. Только за последние годы, в связи с динамично изменяющимся законодательством о выборах, обновлено соглашение с МВД России, заключено соглашение  со Следственным комитетом Российской Федерации, подписан новый Протокол взаимодействия с Федеральной миграционной службой. В процессе согласования находятся еще несколько соглашений.

Возросли масштабы и глубина проводимых проверок, количество проверяемых сведений о кандидатах. В ходе избирательных кампаний 2015 года в результате работы контрольно-ревизионных служб всех уровней были выявлены и опубликованы факты недостоверности сведений имущественного характера, представленных 4,1 тысячи кандидатов; установлено около 70 фактов, когда кандидаты предъявляли недействительные документы об образовании.

Проведение проверочных мероприятий требует новых подходов, разработки эффективных механизмов взаимодействия, новых форм и методов работы. Так, в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство о выборах в 2013 году, кандидатами на выборах представляются также сведения, касающиеся недвижимого имущества, находящегося за рубежом, иностранных финансовых инструментов, принадлежащих кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям, и ряд иных сведений. В отношении проведения проверок такой группы сведений, как ценные бумаги и банковские вклады, в 2015 году Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Банком России выработана новая схема взаимодействия.  Факты недостоверности сведений о ценных бумагах, выявленных при реализации нового порядка информационного обмена, были установлены в отношении 176 лиц.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации были сформулированы предложения, впоследствии реализованные в законодательстве, нормы которого ограничивают временными рамками право быть избранным для граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких либо особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена.

В ходе избирательных кампаний по выборам в единый день голосования 13 сентября 2015 года реализован согласованный с Министерством внутренних дел Российской Федерации порядок проверки сведений о судимости (единые формы запросов и требования к содержанию поступающих ответов). Налажен действенный механизм взаимодействия с Главным информационно-аналитическим центром МВД России. В 2015 году на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации было проверено около 20 тысяч кандидатов, в отношении которых имелась информация о сокрытии сведений о судимости. Получены сведения криминального характера в отношении 477 лиц, из них осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления – 189.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации налажена и осуществляется система контроля за целевым и эффективным расходованием денежных средств федерального бюджета избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и подведомственными государственными федеральными казенными учреждениями – ФЦИ при ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России.

В 2007-2015 годах были дважды проверены бюджетные средства, выделенные всем избирательным комиссиям на федеральные кампании по выборам депутатов Государственной Думы пятого и шестого созывов в 2007 и 2011 годах, на выборы Президента Российской Федерации в 2008 и  2012 годах. В основном федеральные средства использовались по назначению. При этом установление фактов нецелевого, неэффективного или необоснованного использования средств, иных нарушений позволило вернуть в федеральный  бюджет 1 830,9 тысячи рублей.

Осуществлялся контроль за финансированием деятельности политических партий, поступлением и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы в 2007 и 2011 годах, выборов Президента Российской Федерации в 2008 и 2012 годах на специальные избирательные счета кандидатов поступали денежные средства, в том числе с нарушением установленного порядка. Неправомерные пожертвования, сумма которых составила 336 млн. рублей, были возвращены в доход бюджета и жертвователям.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет проверку сведений о поступлении и расходовании средств политических партий и сводных финансовых отчетов.

В результате проверок установлено, что за 2007–2014 годы на осуществление текущей деятельности политическим партиям поступило 43 378,4 млн. рублей, израсходовано 40 571,9 млн. рублей, возвращено и перечислено в доход федерального бюджета неправомерных пожертвований 1 750,0 млн. рублей.

В 2015 году Центральной избирательной комиссией Российской Федерации возбуждено административное производство в отношении четырех политических партий, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.64 КоАП Российской Федерации «Нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии».  Было составлено три протокола за нарушение срока представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводных финансовых отчетов. По всем делам мировыми судьями назначены административные штрафы (на сумму 300 тысяч рублей).

5. Вопросы прохождения государственной службы и противодействия коррупции

С 2009 года замещение вакансий в Аппарате Комиссии осуществляется из кадрового резерва, сформированного по итогам проведения соответствующих  конкурсов, и аттестации государственных гражданских служащих в порядке должностного роста. В настоящее время кадровый резерв насчитывает 365 участников.

В период с 2009 по 2015 годы из кадрового резерва замещено 227 вакансий в Аппарате Комиссии, в том числе 151 (67%) государственными служащими Аппарата, 76 (33%) внешними соискателями.

Подготовлены нормативные акты Комиссии, проведены квалификационные экзамены и присвоены классные чины федеральной государственной гражданской службы 790 гражданским служащим Аппарата Комиссии в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также оформлены и направлены Президенту Российской Федерации документы для присвоения  классных чинов гражданской службы 73 гражданским служащим, замещающим должности высшей группы должностей категории «руководители».

За период с 2007  по 2015 год повышение квалификации прошли 413 государственных служащих Аппарата Комиссии.

В целях реализации федерального законодательства о противодействии коррупции в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации  подготовлено более 20 актов, в том числе о Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих, План по противодействию коррупции на 2013–2015 годы, представлении, а также размещении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Комиссии в сети Интернет и ряд других.

За 9 лет 144  человека (члены Комиссии и работники Аппарата) и 112 руководителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации были награждены государственными наградами, Почетной грамотой Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и благодарностями Президента Российской Федерации.

6. Международное сотрудничество

Одно из направлений деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – международное сотрудничество в области избирательных систем, в рамках которого Комиссия принимает участие в реализации положений международных договоров Российской Федерации, подготовке проектов международных документов в области организации и проведения выборов и референдумов, осуществлении международного наблюдения за проведением выборов и референдумов.

Комиссия активно взаимодействует с электоральными администрациями зарубежных государств, осуществляет обобщение законодательства о выборах и правоприменительной практики за рубежом, информирует мировую общественность, зарубежные государственные органы о российском опыте организации и проведения выборов и референдумов.

За отчетный период Центральной избирательной комиссией Российской Федерации для обмена профессиональным опытом по подготовке и проведению выборов принимались делегации более чем 20 зарубежных электоральных администраций, в числе которых Ангола, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Египет, Индонезия, Ирак, Казахстан, Корея, Мексика, Перу, Сирия, Франция, Филиппины, Эквадор, ЮАР.

Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации посетили с рабочими визитами с целью ознакомления с практикой организации выборов Австрию, Афганистан, Азербайджан, Белоруссию, Венгрию, Испанию, Киргизию, Корею, Филиппины и ряд других государств. В ходе официальных визитов были подписаны протоколы о сотрудничестве, меморандумы о взаимопонимании. Международные соглашения по обмену опытом заключены с 20 государствами и международными организациями (с учетом соглашений, подписанных до 2007 года, их число составило 28).

Представители Комиссии принимали участие в работе профильных международных организаций, в том числе в составе делегаций Российской Федерации: заседаниях Комитета ООН по правам человека, сессиях Совета ООН по правам человека по проведению Универсального периодического обзора, заседаниях Исполнительного комитета и сессиях Генеральной ассамблеи Всемирной ассоциации избирательных органов, ежегодных совещаниях ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения, заседаниях Исполнительного Совета и ежегодных конференциях Ассоциации организаторов выборов стран Европы, Европейских конференциях избирательных органов, конференциях Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, заседаниях Группы государств против коррупции (ГРЕКО) и ряде других.

Активно использовался формат международных конференций и семинаров с представлением докладов и сообщений об опыте и новациях при подготовке и проведении выборов в Российской Федерации, касающихся в том числе: обмена лучшим практическим опытом в области избирательного процесса (2011 г., Дели, Индия); электронного голосования (2007 г., Санкт-Петербург, Россия; 2010 г.,  Осло, Норвегия; 2011 г., Сеул, Корея; 2012 г.,  Брегенц, Австрия; 2010 г. и 2014 г., Вена, Австрия; 2015 г., Страсбург, Франция); роли политических партий в избирательном процессе (2011 г., Варшава, Польша); развития избирательного законодательства и избирательной практики в государствах – участниках ОБСЕ (2013 г., Вена, Австрия) и в  странах Европы и СНГ (2013 г., Баку, Азербайджан); избирательных процессов на пространстве СНГ (2014 г., Минск, Белоруссия); борьбы с злоупотреблением административными ресурсами (2014 г., Хельсинки, Финляндия);  обеспечения нейтральности, беспристрастности и открытости в подготовке и проведении выборов (2015 г., Брюссель, Бельгия); предупреждения коррупции (2015 г., Москва, Россия).

Члены ЦИК России и ведущие работники Аппарата Комиссии, члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации принимали участие в международном наблюдении (на двусторонней основе и в составе миссий от Содружества Независимых Государств, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации американских государств, Шанхайской организации сотрудничества, БДИПЧ ОБСЕ) за парламентскими, президентскими, всеобщими и муниципальными выборами, конституционным референдумом, проходившими в более чем 40 государствах, в том числе в Азербайджане, Аргентине, Армении, Боливии, Грузии, Латвии, Мавритании, Норвегии, Тунисе, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, Южной Осетии, Южном Судане и ряде других.

Проводилось организационное и информационное сопровождение  международного наблюдения на выборах в Российской Федерации. Так, на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва в 2007 году международное наблюдение осуществляли 299 представителей от 22 международных организаций и электоральных администраций зарубежных государств; на выборах Президента Российской Федерации в 2008 году – 335 представителей из 18 международных организаций и государств. На федеральных парламентских выборах в 2011 году наблюдение осуществлялось 688 наблюдателями из 53 стран, представлявших международные организации, на президентских выборах 2012 года  – 685 наблюдателями из 58 стран.

Активна международно-правовая деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В рамках сотрудничества с Межпарламентской ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств были подготовлены документы  (рекомендации), касающиеся совершенствования законодательства о выборах,  наблюдения за выборами и референдумами.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Возврат к списку