Сайт ЦИК России работает в тестовом режиме. Переход на старую версию сайта.
Информационно-справочный центр
8 (800) 707-2018 8 (495) 727-2018
«Горячая линия»

Отчет членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.Ю. Кинева, С.Н. Сироткина об итогах командировки в Челябинскую область 25-28 сентября 2016 года по жалобе В.К. Гартунга

10.10.2016

Во исполнение постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 сентября 2016 года № 54/538-7 «Об обращении Валерия Карловича Гартунга, кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 191 Челябинская область – Коркинский одномандатный избирательный округ» в период с 25 по 28 сентября 2016 года Челябинскую область с рабочим визитом посетили члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.Ю. Кинев и С.Н. Сироткин.

Основная цель рабочей поездки заключалась в проверке сведений о возможных нарушениях избирательного законодательства, приведенных в обращениях заявителя.

26 сентября 2016 года состоялась рабочая поездка члена ЦИК России А.Ю. Кинева в территориальную избирательную комиссию Советского района, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии Коркинского одномандатного избирательного округа № 191. Член ЦИК России провел встречи с заявителем В.К. Гартунгом, заместителем главы администрации Советского района И.Р. Амировым, председателем ТИК Советского района Т.В. Мельничук, заместителем председателя ТИК Советского района А.Ж. Гайнановой, а также следователем по Советскому району и рядом других лиц.

26 сентября 2016 года А.Ю. Кинев посетил территориальную избирательную комиссию Увельского района, где состоялись встречи с главой Увельского района А.Г. Литовченко, избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Коркинскому одномандатному избирательному округу № 191, а также с председателем и заместителем председателя ТИК Увельского района В.М. Новиковым и И.А. Шундеевой.

27 сентября 2016 года в Избирательной комиссии Челябинской области прошла встреча А.Ю. Кинева и С.Н. Сироткина с В.К. Гартунгом и его финансовым уполномоченным А.С. Васильевой.

В ходе поездок была проведена подробная проверка сведений, содержащихся в обращениях В.К. Гартунга, с привлечением к данной работе Избирательной комиссии Челябинской области.

Членами участковых и территориальных избирательных комиссий в распоряжение рабочей группы ЦИК России были предоставлены все необходимые документы и пояснения по вопросам, указанным в обращениях заявителя. Большинство из предполагаемых нарушений не нашли своего подтверждения.

Так, например, заявитель приводит факт необоснованного включения избирателей в реестр и массовое голосование вне помещения для голосования. В соответствии с нормами закона участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Заявление или устное обращение избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть передано при содействии других лиц. Практика привлечения социальных работников для обеспечения возможности участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования, позволяет в полной мере обеспечить гарантии реализации избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Российской Федерации. Кроме того, анализ данных по голосованию вне помещения для голосования на указанных заявителем территориях не выявил фактов превышения количества голосующих вне помещения для голосования в соотношении с избирательными кампаниями 2014 – 2015 годов. Иных жалоб на данное нарушение в избирательные комиссии Челябинской области не поступало.

Далее заявитель приводит в качестве нарушения на избирательном участке № 2191 голосование вне помещения для голосования в отсутствии соответствующего заявления. Из пояснений членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей следует, что имел место факт утери заявления после окончания голосования вне помещения, в связи с чем был проведен повторный выезд к избирателю, который отказался писать новое заявление, о чем составлен соответствующий акт. Все действия осуществлялись в присутствии членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, в том числе от партии «Справедливая Россия». Впоследствии заявление обнаружено в салоне автомобиля, на котором осуществлялся выезд членов комиссии.

По факту ошибочного удаления фамилии избирателя из списка на избирательном участке № 2076 установлено, что ему была предоставлена возможность проголосовать путем включения в дополнительный лист списка избирателей. Нарушений законодательства в действиях участковой избирательной комиссии не установлено.

Также в одном из своих обращений заявитель сообщает о расхождении данных протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2023 и данных, внесенных в ГАС «Выборы». В ходе проверки установлено, что материалы, представленные заявителем, о фиксировании факта фальсификации протокола указанной комиссии № 2023 не соответствуют действительности. Как следует из объяснений членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, а также присутствующих наблюдателей, в день голосования деятельность УИК осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства, подсчет голосов проводился открыто и гласно. Членами УИК соблюдена процедура голосования избирателей, предусмотренная статьей 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отметки в избирательных бюллетенях оглашались и каждый бюллетень представлялся для визуального контроля всем лицам, присутствующим в помещении для голосования в момент подсчета голосов, после чего данные вносились в увеличенную форму протокола. Количество присутствующих наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса составляло 17 человек, в том числе представители политических партий «Справедливая Россия», «Единая Россия», КПРФ и кандидатов. При оформлении протокола была действительно допущена техническая ошибка. После ее устранения составлен повторный протокол, копии которого выданы наблюдателям.

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и гласности проведения выборов на указанном избирательном участке осуществлялось видеонаблюдение. В.К. Гартунгу была предоставлена возможность вместе с членами рабочей группы ознакомиться с видеозаписью процедуры подсчета голосов на избирательном участке № 2023. Исследование видеозаписи не подтверждает факта фальсификации и не ставит под сомнение результаты голосования и законности проведения выборов, озвученные данные по количеству голосов, поданных за кандидатов, соответствуют данным, введенным в ГАС «Выборы». Сведения, внесенные в ГАС «Выборы» достоверны и соответствуют сведениям, внесенным в подписанный членами участковой избирательной комиссии протокол.

По вопросу выраженных заявителем сомнений относительно большого количества избирательных бюллетеней, признанных недействительными, избирательной комиссией Челябинской области проведен сравнительный анализ количества недействительных избирательных бюллетеней на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области в 2015 году.

Так, количество недействительных бюллетеней составило:

в Еткульском районе в 2016 году – 318 бюллетеней (3,05 %), в 2015 году – 476 (4,56 %);

в г. Копейске в 2016 году – 1775 бюллетеней (3,66 %), в 2015 году – 1484 (7,06 %);

в г. Коркино в 2016 году – 892 бюллетеня (4,16 %), в 2015 году – 1543 (8,66 %);

в Октябрьском районе в 2016 году – 258 бюллетеней (2,49 %), в 2015 году – 343 (3,13 %);

в Увельском районе в 2016 году – 383 бюллетеня (2,71 %), в 2015 году – 25 (1,2 %);

в Ленинском районе г. Челябинска в 2016 году – 2300 бюллетеней (5,23 %), в 2015 году – 1961 (4,24 %);

в Советском районе г. Челябинска в 2016 году –1469 бюллетеней (3,34 %), в 2015 году – 1314 (3,91 %);

в г. Южноуральск в 2016 году – 497 бюллетеней (3,58 %), в 2015 году – 992 (8,16 %).

Подсчет голосов участковыми избирательными комиссиями осуществлялся в присутствии членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, в том числе представленных партией «Справедливая Россия», которые были назначены на все избирательные участки, входившие в состав Коркинского одномандатного избирательного округа № 191. Жалоб на нарушение процедуры проведения подсчета голосов в территориальные комиссии не поступало. В этой связи нет оснований подвергать сомнениям тот факт, что подсчет голосов осуществлялся в строгом соответствии с требованиями статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 85 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Заявления о массовом голосовании избирателей по открепительным удостоверениям, случаях обратной выдачи открепительных удостоверений уже проголосовавшим избирателям, и как следствие, неоднократном голосовании этих избирателей на разных избирательных участках не нашло объективного подтверждения.

Стоит отметить, что количество избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям в Коркинском одномандатном избирательном округе № 191 составило 5883 человека (1,1 % от 533 891 избирателя, внесенного в список избирателей на момент окончания голосования по округу).

Доводы об отказе в предоставлении возможности наблюдателям от партии «Справедливая Россия» ознакомиться с правомерностью выдачи избирательных бюллетеней, по мнению избирательной комиссии Челябинской области, несостоятельны, ввиду отсутствия по данному факту жалоб и обращений от указанных субъектов. На 319 избирательных участках Коркинского одномандатного избирательного округа № 191 осуществляли наблюдение 1171 член комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели от партии «Справедливая Россия» и кандидата В.К. Гартунга (4 человека на каждом избирательном участке).

Одним из основных доводов, приведенных в обращениях заявителя, является расхождение в данных, содержащихся в копиях протоколов участковых избирательных комиссий, выданных непосредственно после подведения итогов голосования на избирательных участках и сведениях, отраженных в ГАС «Выборы».

Заявителем указывается на такие расхождения относительно протоколов участковых избирательных комиссий 23 избирательных участков № 2056, 2065, 2071, 2068, 2070, 2063, 1541, 1569, 2059, 2055, 2100, 2064, 2068, 2071, 2060, 2080, 2098, 2101, 2086, 2077, 2078, 2081, 2085.

При этом расхождения касаются строки 1 (число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования) и строки 13 (число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке) протоколов об итогах голосования.

По результатам проведенной проверки установлено, что указанными участковыми избирательными комиссиями при составлении протоколов об итогах голосования была допущена ошибка, выразившаяся в копировании сведений по указанным строкам из протоколов по федеральному избирательному округу в протоколы по одномандатному избирательному округу.

Участковые комиссии не учли, что число избирателей, внесенных в список избирателей в протоколе по одномандатному избирательному округу меньше числа избирателей по федеральному избирательному округу в связи с голосованием по открепительным удостоверениям избирателей, зарегистрированных на территории других одномандатных избирательных округов, голосованием избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства, а также голосованием избирателей в местах временного пребывания при условии нахождения их места жительства в другом округе.

Выявив допущенную ошибку, участковые избирательные комиссии своевременно внесли соответствующие изменения в протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и в ГАС «Выборы» были внесены уже точные сведения.

Необходимо отметить, что указанные неточности при оформлении протоколов никак не отразились на распределении голосов между кандидатами. Результаты волеизъявления избирателей не были искажены.

В обоснование заявленных требований заявитель не приводит доводов, каким образом данные неточности могли повлиять на волеизъявление избирателей либо исказить действительную волю избирателей.

Необходимо отметить, что в обращении заявителя содержатся значительные расхождения с фактическими данными, содержащимися в приложенных заявителем к обращению документах. Так, в заявлении в отношении УИК № 2075 число избирательных бюллетеней, выданных для голосования вне помещения, составляет – 210, фактически – 22, число недействительных бюллетеней – 174, фактически – 13.

По информации избирательной комиссии Челябинской области, обращений, свидетельствующих о нарушении сроков ввода результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва в ГАС «Выборы», утвержденных постановлением ЦИК России, не поступало. Сведения о результатах голосования вводились в ГАС «Выборы» незамедлительно по прибытии УИК в территориальные избирательные комиссии и заполнении увеличенных форм сводных таблиц в порядке очередности.

В рамках проверки обстоятельств, изложенных в одном из обращений В.К. Гартунга, установлено следующее.

По информации сотрудников полиции, 22 сентября 2016 года в 01 ч. 46 мин. в УМВД России по г. Челябинску поступило сообщение от П.П. Жолобова, помощника В.К. Гартунга о том, что по адресу: г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 27 А, в здании администрации Советского района г. Челябинска, происходит хищение избирательных бюллетеней.

При осмотре места происшествия сотрудниками следственно-оперативной группы установлено, что помещение для хранения избирательной документации закрыто, дверь опечатана 19 сентября 2016 года. Коробки, мешки с избирательной документацией закрыты и опечатаны, пластиковые чемоданы с открепительными удостоверениями опломбированы. Какие-либо лица в помещении отсутствовали, следов хищения избирательных бюллетеней не обнаружено.

Нарушений общественного порядка не допущено. Информация о хищении избирательных бюллетеней не подтвердилась. Материалы проверки находятся в Следственном комитете Российской Федерации по Челябинской области.

Сотрудниками полиции после обращения председателя избирательной комиссии Челябинской области А.Л. Фартыгина приняты меры по обеспечению охраны общественного порядка в помещении администрации Советского района г. Челябинска и сохранности избирательной документации.

Доводы заявителя о возможном подлоге, фальсификации избирательной документации не находят своего объективного подтверждения, поскольку в рамках организованной проверки достоверно установлено, что целостность упаковок избирательной документации не нарушена.

Указанная документация на момент проверки членами рабочей группы ЦИК России с участием В.К. Гартунга, представителей территориальной избирательной комиссии Советского района г. Челябинска находилась в опечатанном помещении администрации Советского района г. Челябинска, утраты, признаков внесения изменений, порчи документов не обнаружено.

Основания для принятия мер реагирования до завершения проверки Следственного комитета России по Челябинской области и установления факта нарушения законодательства о выборах отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 1 статьи 100 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» вышестоящая комиссия вправе отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов лишь до установления ею итогов голосования.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 2 статьи 100 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Решение территориальной избирательной комиссии Советского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Коркинскому одномандатному избирательному округу № 191 о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Коркинскому одномандатному избирательному округу № 191 принято 19 сентября 2016 года.

Выводы:

1. По результатам проведенной проверки установлено, что в целом подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Коркинскому одномандатному избирательному округу осуществлялись в соответствии с федеральным законодательством о выборах.

2. Нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, рабочей группой не выявлено.

3. Выборы признаны состоявшимися и действительными.

4. В соответствие с действующим законодательством решение об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом.

5. С учетом выявленных нарушений в работе избирательных комиссий Челябинской области, не повлиявших на итоги голосования, рабочей группой принято решение рекомендовать Избирательной комиссии Челябинской области:

- при формировании избирательных комиссий более тщательно подходить к подбору кадров с учетом имеющейся профессиональной подготовки и опыта работы в системе избирательных комиссий;

- обратить внимание на обучение членов территориальных и участковых избирательных комиссий, шире использовать при этом практические формы обучения;

- усилить контроль за соблюдением участковыми избирательными комиссиями порядка работы по уточнению списков избирателей, проведения голосования вне помещения для голосования, подсчета голосов, хранения избирательной документации;

- обеспечить особый контроль за соблюдением требований действующего законодательства по соблюдению единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, выдачи заверенных копий протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования;

- повысить оперативность и эффективность принимаемых решений при рассмотрении жалоб и обращений участников избирательного процесса.

Возврат к списку