mlpismo

22.07.2010

Председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении) в законах субъектов Российской Федерации должны быть предусмотрены виды избирательных систем, применяемые при проведении муниципальных выборов и порядок их применения, в свою очередь уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении выборов в данном муниципальном образовании.

Согласно части 6 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и зависит от численности населения в указанном муниципальном образовании, число депутатов может составлять от 7 до 35 человек.

В ряде субъектов Российской Федерации в законах, регулирующих вопросы подготовки и проведения муниципальных выборов, закреплена возможность использования полностью пропорциональной избирательной системы либо смешанной избирательной системы при формировании представительных органов местного самоуправления вне зависимости от количества мандатов, распределяемых по пропорциональной избирательной системе (в том числе в городских и сельских поселениях).

Как показывает практика, при распределении по пропорциональной избирательной системе менее 20 мандатов, могут возникать проблемы, связанные с распределением депутатских мандатов, в том числе при обработке итогов голосования и определении результатов выборов с использованием программного обеспечения ГАС «Выборы», как было указано в Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 25 декабря 2002 года
№ 167/1419-3. Так, при распределении мандатов по итогам выборов высока вероятность нарушения принципа пропорциональности распределения депутатских мандатов. Кроме того, могут возникнуть следующие ситуации: когда список кандидатов преодолеет заградительный барьер, но не получит депутатского мандата; когда два списка кандидатов, за один из которых проголосовало существенно больше избирателей, чем за другой, получают равное число депутатских мандатов; когда количество списков кандидатов, преодолевших заградительный барьер, будет больше, чем количество мандатов, распределяемых по единому избирательному округу, или равно этому количеству.

В связи с чем считаю целесообразным обратить Ваше внимание на необходимость дополнительного урегулирования в законах субъектов Российской Федерации, соответствующих уставах муниципальных образований вопросов, связанных с распределением депутатских мандатов по пропорциональной избирательной системе в представительных органах муниципальных образований городских и сельских поселений, городских округов с малым числом депутатских мандатов (то есть, если в соответствии с частью 6 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении численность депутатов представительного органа менее
15 человек).

Руководствуясь положениями части 3 статьи 23 Федерального закона о местном самоуправлении, в соответствии с которыми законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств, в соответствующих законах субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

Заградительный барьер - процент голосов избирателей, принявших участие в голосовании, необходимый для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов, следует устанавливать таким образом, чтобы преодолевшему его списку кандидатов в любом случае достался депутатский мандат. Если по пропорциональной избирательной системе распределяются 20 и более депутатских мандатов для соблюдения принципа пропорциональности необходимо использовать 5-процентный заградительный барьер, если распределяются 15 мандатов - возможно установление 7-процентного заградительного барьера. При распределении меньшего числа мандатов установление заградительного барьера нецелесообразно.

Также полагаю необходимым установить в законах субъектов Российской Федерации такие условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях, при которых будет исключена возможность распределения по пропорциональной избирательной системе малого количества депутатских мандатов (менее 15 мандатов). В случае, если в соответствии с пунктом 6 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении численность депутатов представительного органа муниципального образования установлена менее 15 депутатов, для таких муниципальных образований возможно закрепление в законе субъекта Российской Федерации использование мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

В связи с изложенным, предлагаю избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации во взаимодействии с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации провести необходимую работу по внесению изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов депутатов органов местного самоуправления.

Кроме того, в рамках исполнения письма Председателя ЦИК России В.Е. Чурова (исх. от 24 мая 2010 года № 05-15/2521), согласно которому избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации предлагалось провести соответствующую работу по своевременному приведению уставов муниципальных образований в соответствие с требованиями действующего законодательства, прошу также обратить внимание, что в уставах муниципальных образований должна быть закреплена избирательная система, соответствующая требованиям Федерального закона о местном самоуправлении, законодательства субъекта Российской Федерации и позволяющая при обработке итогов голосования и определении результатов выборов с использованием программного обеспечения ГАС «Выборы» не нарушать принцип пропорциональности распределения депутатских мандатов.

В.Е. Чуров

Возврат к списку