ОТЧЕТ<br>об участии в наблюдении за всеобщими выборами в Боснии и Герцеговине 12 октября 2014 года

С 10 по 14 октября 2014 года на основании приглашения Председателя Центральной избирательной комиссии Боснии и Герцеговины Степана Микича в адрес Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принять участие в международном наблюдении за проведением всеобщих выборов в стране, назначенных на 12 октября 2014 года, в Боснии и Герцеговине находилась главный специалист - эксперт Управления внешних связей Аппарата ЦИК России Ю.С. Куденеева.

Босния и Герцеговина (БиГ) состоит из двух административно-территориальных образований (международное название - энтитеты):

Федерации Боснии и Герцеговины (ФБИГ), административный центр – Сараево (столица государства);

Республики Сербской (РС) с административным центром в Баня-Луке,

а также округа Брчко, имеющего особый статус кондоминиума (под международным протекторатом).

Структура государственного управления

В республике Боснии и Герцеговине существует 4 уровня власти.

1) Уровень общегосударственный – высшим органом власти является Президиум БиГ - коллективный глава государства, состоящий из трех представителей: по одному из всех государствообразующих народов (серб, хорват, бошняк – боснийский мусульманин). Избирается прямым голосованием на четыре года. Должность Председательствующего Президиума ротируется каждые 8 месяцев. Высший законодательный орган государства - двухпалатный парламент: Парламентская Ассамблея БиГ, состоящая из Палаты представителей (нижней) – 42 члена, избираемых на четырехлетний срок на основе пропорционального представительства в каждой этнической группе и Палаты народов, состоящей из 15 членов, назначаемых парламентами энтитетов.

2) Уровень энтитета Федерация Боснии и Герцеговины - избирается Президент большинством голосов обеих палат Парламента (состоит из Палаты представителей, избираемых прямым тайным голосованием на четырехлетний срок и Палаты народов из 58 депутатов).

3) Уровень энтитета Республика Сербская – Президент избирается прямым голосованием. Законодательная власть РС представлена однопалатным парламентом – Народной Скупщиной (83 депутата, избираемые прямым голосованием).

4) Уровень кантонов Федерации БиГ – местные органы власти энтитета Федерация Боснии и Герцеговины, всего 10.

Избирательное законодательство Боснии и Герцеговины

Порядок организация выборов в стране, также как и многоуровневая структура власти, определены в Дейтонском соглашении, подписанном в 1995 году, положившем конец гражданской войне в стране. Нормы избирательного права Боснии и Герцеговины содержатся также в ее Конституции, которая является составной частью Дейтонского соглашения.

Порядок проведения выборов регламентируется законом о выборах Боснии и Герцеговины, а также законом о финансировании политических партий.

В 2014 году в национальное законодательство о выборах были внесены некоторые поправки. Так, квота на представительство женщин как в органах, ответственных за подготовку и организацию выборов, так и в списках кандидатов была увеличена до 40 %. Кроме того, вопрос разрешения конфликта интересов во время избирательных кампаний был вынесен  за пределы компетенции Центральной избирательной комиссии и передан парламентской комиссии.

Тем не менее, в законодательстве все еще сохраняется дискриминация избирателей и кандидатов по этническому признаку и месту жительства. Так, жители Республики Сербской могут голосовать только за сербского кандидата на пост Президента Боснии и Герцеговины, в то время как жители Федерации Боснии и Герцеговины могут голосовать только за боснийского и хорватского кандидата на пост Президента.

Более того, граждане, которые не идентифицируют себя как боснийцы, хорваты или сербы не могут баллотироваться на пост Президента Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Также гражданин, являющийся сербом, зарегистрированный в Федерации Боснии и Герцеговины, либо бошняк или хорват, зарегистрированные в Республике Сербской, не могут баллотироваться на пост Президента Боснии и Герцеговины.

Избирательная система

В 2014 году проводилось шесть отдельных избирательных кампаний:

1. Выборы Президента Боснии и Герцеговины (федеральный уровень);

2. Выборы депутатов Палаты представителей Парламентской Ассамблеи Боснии и Герцеговины (федеральный уровень);

3. Выборы депутатов Палаты представителей Парламентской Ассамблеи энтитета Федерация Боснии и Герцеговины;

4. Выборы в органы местного самоуправления в 10 кантонах энтитета Федерация Боснии и Герцеговины;

5. Выборы Президента и Вице-Президента Республики Сербская;

6. Выборы депутатов Народной Скупщины Республики Сербской.

Три члена института Президентства Боснии и Герцеговины избираются простым большинством голосов по отдельным спискам в обоих энтитетах. Представитель любой из трех этнических групп, набравший большинство голосов, становится Президентом, кандидаты от двух других этнических групп, набравшие большинство голосов по своим спискам, становятся вице – Президентами. Президент Республики Сербской также избирается простым большинством голосов. Представители всех трех избирательных органов избираются по партийным спискам.

Система избирательных органов

На всеобщих выборах в Боснии и Герцеговине в 2014 году была сформирована следующая система избирательных органов:

Центральная избирательная комиссия (состоит из 7 членов, в равной степени представляющих три этнические группы страны, которые назначаются на 7 лет, причем должность Председателя Комиссии подвергается ротации каждые 15 месяцев с целью равного представительства этнических групп). Нынешний руководитель Комиссии С. Микич является хорватом;

142 муниципальных избирательных комиссий (состоят из 3, 5 или 7 членов, назначаемых на 7 лет);

5401 участковых избирательных комиссий, которые в целом должны соблюдать этнический и гендерный баланс и состоять из трех или пяти членов.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\IMG_7861.JPG

Сотрудник Управления внешних связей ЦИК России Ю.С. Куденеева с членами ЦИК Боснии и Герцеговины

Участковые комиссии подразделялись на 4 вида: обычные, участки для досрочного голосования, для голосования по доверенности, а также мобильные команды (для выезда к избирателям с ограниченными возможностями, а также находящимся в больницах, тюрьмах, домах престарелых).

Также функционировал комитет участковых комиссий, который ответственен за функционирование избирательных участков и за распространение материалов Центральной избирательной комиссии.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1040.JPG

Табличка на здании Центральной избирательной комиссии БиГ

Ведение регистра избирателей

Активным избирательным правом в Боснии и Герцеговине обладают граждане 18 лет, идентифицирующие себя как бошняки, хорваты или сербы. Центральная избирательная комиссия ведет Центральный регистр избирателей, основанный на Системе защиты данных граждан. Списки граждан направляются в муниципальные избирательные комиссии в срок от 120 до 90 дней до дня голосования.

Всего было зарегистрировано 3 278 908 избирателей. До 29 июля 2014 года у граждан, временно проживающих за границей, была возможность подать заявление на право голосования по почте или в дипломатических представительствах.

Кандидаты и политические партии

В предвыборной кампании участвовали 51 политическая партия, 14 коалиций и 15 независимых кандидатов.

Политические организации в БиГ формируются главным образом по этническому принципу. Основные политические партии мусульман-бошняков: Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины (СДП БиГ), Партия демократического действия (ПДД), Союз за лучшее будущее БиГ, Демократический фронт.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1324.JPG C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1202.JPG C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1243.JPG

Агитационные материалы кандидатов от боснийцев и хорватов

У боснийских сербов - Союз независимых социал-демократов, Сербская демократическая партия, Партия демократического прогресса, Сербская прогрессивная партия.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1456.JPG C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1453.JPG

Агитационные материалы кандидатов от боснийский сербов

У боснийских хорватов – хорватское демократическое содружество и ХДС – 1990.

Предвыборная кампания

Решение об организации и поведении всеобщих выборов в 2014 году в Боснии и Герцеговине было объявлено Председателем Центральной избирательной комиссии С. Микичем 15 мая 2014 года. Официально предвыборная кампания началась 12 сентября и закончилась в полночь 10 октября 2014 года. Следует отметить большое количество агитационных материалов, размещенных по всему г. Сараево, отличающихся по цвету в зависимости от этнической принадлежности кандидатов.

В целом, основными пунктами предвыборной кампании стала борьба с последствиями разрушительного наводнения в стране, случившегося в феврале 2014 года, повлекшего значительный экономический ущерб. Также предвыборная кампания проводилась на фоне дискуссий о стремлении Боснии и Герцеговины вступить в Европейский Союз и НАТО.

День голосования

Накануне дня голосования представитель ЦИК России встретилась с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Боснии и Герцеговине П.А. Иванцовым. Во время беседы были затронуты вопросы сотрудничества России и Боснии и Герцеговины в электоральной сфере, а также внутриполитической обстановки в стране накануне дня голосования.

Кроме того, российский наблюдатель ознакомилась с процедурой передачи избирательных материалов из муниципальных избирательных комиссий в участковые комиссии.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1276.JPG

Подготовка избирательных материалов
в муниципальной комиссии округа Старый град, г. Сараево

В день голосования 12 октября 2014 года участковые избирательные участки были открыты с семи часов утра до семи часов вечера.

В ходе наблюдения в день голосования представитель ЦИК России осуществила мониторинг избирательных процедур более чем на 12 избирательных участках в г. Сараево, Восточном Сараево (Республика Сербская) и г. Пале (Республика Сербская)..

В частности, Ю.С. Куденеева посетила следующие участки: 136А019, 136А027 и 136А028 в Гимназии №2 (центр г. Сараево, Федерация БиГ); 137А043,  137А044, 137А045 и 137А046 в здании экономического факультета Университета г. Сараево (муниципалитет Старый Град, Федерация БиГ); 132B009 и 132B010 в здании бывшего атомного бомбоубежища (район Восточное Сараево, Республика Сербская), участки 144В034 и 144В501NNN в здании Культурного центра г. Пале (Республика Сербская).

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1339.JPG C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1310.JPG

ход голосования
экономического факультета
Университета г. Сараево, Федерация БиГ

Для получения бюллетеней (4 бюллетеня) избиратель должен был предъявить один из трех идентификационных документов: удостоверение личности (ID card), паспорт или водительские права. Избиратель должен был расписаться в списках избирателей, взять бюллетени и пройти в кабину для голосования, которая представляла собой картонные перегородки.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1428.JPG C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1353.JPG C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1439.JPG

Кабина для голосования

Урна для голосования

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1357.JPG

Избирательные бюллетени

Также следует отметить, что урны для голосования не были прозрачными. Информационно-коммуникационные технологии не использовались. На входе к избирательным участкам были развешены подробные инструкции для голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии вел реестр наблюдателей, прося расписываться всех наблюдателей на участке как международных, так и внутренних в его списке. На всех участках присутствовали наблюдатели от всех главных политических партий, а также от общественной организации «Pod Lupom», которая была создана в 2014 году специально для мониторинга всеобщих выборов 12 октября.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1422.JPG

Председатель участковой избирательной комиссии отмечает представителя ЦИК России в реестре наблюдателей за выборами, г. Пале, Республика Сербская

Следует отметить, что международные наблюдатели в основном присутствовали на участках Федерации Боснии и Герцеговины, а именно в г. Сараево. Однако, посетив участки Республики Сербской, можно было отметить ряд отличий между процессом голосования двух энтитетов Боснии и Герцеговины. Так, голосование на участках в Федерации БиГ в г. Сараево было организовано на более высоком уровне, работа участковых комиссий была более слаженной. Вместе с тем почти на всех этих участках присутствовали сотрудники Посольства США, у которых не было опознавательных знаков  и бейджиков наблюдателей. Также председатели этих комиссий запретили фотосъемку избирательных участков, мотивируя этот запрет нормами законодательства о выборах (что не соответствует действительности).

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1317.JPG

Члены участковой избирательной комиссии, г. Сараево, Федерация БиГ

Голосование на участках в Республике Сербской было организовано хуже: оно проводилось в очень тесных помещениях, что повлекло образование больших очередей, недовольство граждан. Кроме этого, члены участковых избирательных комиссий не обладали соответствующей квалификацией, чтобы ответить на все интересующие вопросы о ходе голосования. Вместе с тем, стоит отметить, что на этих участках также присутствовали представители политических партий и общественных организаций, отношение к международному наблюдателю из России было более чем положительное.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1355.JPG

Члены участковой комиссии г. Восточное Сараево, Республика Сербская

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1434.JPG

Очереди на подходе к избирательным участкам, г. Пале, Республика Сербская

Впервые в истории избиратели, проживающие на территории округа Брчко, могли выбрать принадлежность к одной из трех этнических групп для того, чтобы воспользоваться своим активным избирательным правом. Несмотря на то, что перед выборами велась активная информационная кампания, к крайнему сроку 28 августа только 45 317 граждан, проживающих на территории округа, определились со своей этнической принадлежностью, тогда как 39974 избирателя этого не сделали, что повлекло невозможность их участия в голосовании.

По окончании голосования Ю.С. Куденеева присутствовала на процедуре закрытия избирательного участка в здании экономического факультета Университета г. Сараево, а также при процедуре подсчета голосов. Как отметили все международные наблюдатели, а также наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ, процедура подсчета голосов не была проведена на должном уровне, так как члены участковых избирательных комиссий не всегда имели представление о правилах ее проведения.

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\папка к отчету\IMG_1509.JPG

Процедура подсчета голосов на избирательном участке экономического факультета Университета г. Сараево, Федерация БиГ

Также Ю.С. Куденеева приняла участие в избирательной ночи - серии мероприятий, организованных ЦИК Боснии и Герцеговины в здании Парламентской Ассамблеи страны, состоящей из двух пресс-конференций и объявлении предварительных итогов голосования. Это мероприятие также посетили сотрудники Посольства РФ в Боснии и Герцеговине во главе с Послом П. А. Иванцовым, Высокий Представитель в Боснии и Герцеговине Валентин Инцко, представители общественных организаций и крупнейших СМИ. Во время данного мероприятия представитель ЦИК России провела рабочие встречи с членами ЦИК Боснии и Герцеговины, обсудив перспективы двустороннего сотрудничества в рамках подписанного в 2010 году Меморандума с Председателем ЦИК БиГ С. Микичем.

E:\823WGTMA\IMG_1582.JPG

Сотрудник Управления внешних связей ЦИК России Ю.С. Куденеева с советником-посланником Посольства России в БиГ А.Л. Крестеджиянцем

C:\Documents and Settings\kudeneeva.u\Рабочий стол\IMG_7857.JPG

Сотрудник Управления внешних связей ЦИК России Ю.С. Куденеева с Председателем ЦИК Боснии и Герцеговины С. Микичем

В целом, само голосование проходило организованно, каких-либо серьезных нарушений в ходе голосования не отмечалось. Тем не менее, процедура подсчета голосов не была проведена на должном уровне.

Всего за выборами наблюдали 576 иностранных и 55 тыс. местных наблюдателей (по  информации Посольства Российской Федерации в Боснии и Герцеговине). Всего в международном наблюдении приняли участие представители центральных избирательных органов 11 стран, таких как: Грузия, Доминиканская республика, Иордания, Камерун, Кыргызстан, Македония, Малайзия, Мексика, Российская Федерация, Словения, Турция.

В стране работала представительная миссия по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ (после проведения миссии по оценке необходимости наблюдения за выборами летом 2014 года). Всего работало порядка 300 наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ. Также наблюдение за всеобщими выборами в БиГ стало первой миссией ВАИК.

Результаты голосования

По сообщению Центральной избирательной комиссии Боснии и Герцеговины явка избирателей составила 54,14 %, в том числе в Федерации БиГ – 52,73%, в Республике Сербской – 56,49%.

На пост члена общебоснийского Президиума от бошнякского народа переизбирается Б. Изетбегович – и.о. главы Партии демократического действия (ПДД); от хорватского народа – глава Хорватского демократического содружества Д. Чович; от сербского народа – победил оппозиционный кандидат от Союза за перемены М. Иванич. На выборах Президента сербского энтитета победил руководитель партии Союз независимых социал-демократов М. Додик.

1. В целом, можно констатировать, что всеобщие выборы в Боснии и Герцеговине 12 октября 2014 года проходили в соответствии с национальным избирательным законодательством под руководством Центральной избирательной комиссии БиГ. Тем не менее, следует отметить ряд недостатков, в частности, организация процедуры голосования, повлекшая формирование больших очередей, использование непрозрачных урн, кабинок для голосования, не в полной мере обеспечивающих тайну голосования, нарушения в процессе подсчета голосов по причине отсутствия должной квалификации членов участковых избирательных комиссий, запрет на некоторых участках производить фото и видео съемку. В то же время, указанные нарушения вряд ли могли повлиять на результаты голосования.

2. Особенностью всеобщих выборов в Боснии и Герцеговине является ярко выраженная этническая подоплека, которая во многом усложняет процесс организации и проведения выборов, а также иногда препятствует реализации активного и пассивного избирательных прав граждан БиГ.

3. Большое значение на проведение и организацию всеобщих выборов в Боснии и Герцеговине оказывает фактически международный протекторат страны, который реализуется в наличии института Высокого представителя по Боснии и Герцеговине для исполнения Дейтонских соглашений, подписанных после Боснийской войны. В целом, можно констатировать, что страна не имеет самостоятельных  и независимых органов управления. Тем не менее, участие представителей ЦИК России в наблюдении за всеобщими выборами в этой стране представляется важным ввиду наличия статуса страны-гаранта мирного соглашения, а также стратегического значения Балканского полуострова во внешней политике РФ.

E:\823WGTMA\IMG_1061.JPG

 

Главный специалист-эксперт
Управления внешних связей

Ю.С. Куденеева