Международное сотрудничество > События

Отчет делегации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о поездке в Бразилию для наблюдения за всеобщими выборами

Делегация Центральной избирательной комиссии Российской Федерации под руководством секретаря ЦИК России Н.Е. Конкина со 2 по 5 октября 2010 года находилась в Бразилии (г. Бразилиа) по приглашению Верховного избирательного суда этой страны. Основная задача визита заключалась в наблюдении за всеобщими выборами, состоявшимися в Бразилии 3 октября, а также в проведении переговоров с бразильскими партнерами по дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества и налаживанию возможного взаимодействия в избирательной сфере в рамках Организации стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

В ходе всеобщих выборов в Бразилии наряду с Президентом Бразилии избирались губернаторы всех 27 штатов страны, две трети состава сената Национального конгресса и полностью палата депутатов Национального конгресса, а также депутаты представительных органов штатов Бразилии.

Выборы признаны состоявшимися, однако они не выявили победителя в борьбе за пост президента страны, в результате чего назначен второй тур президентских выборов, который пройдет 31 октября 2010 года.

В Бразилии для граждан страны в возрасте от 18 до 70 лет действует обязательная система голосования, при этом с 16 до 18 лет и после 70 голосовать можно по желанию. Неучастие в выборах грозит не только штрафом, но и необходимостью в письменном виде объяснить причину неявки на участок для голосования.

По данным Верховного избирательного суда Бразилии, в стране насчитывается на данный момент 135,8 млн. избирателей, проживающих в 5565 муниципалитетах. Для проведения выборов были организовано 419 369 избирательных участков, в работе которых было задействовано около двух миллионов человек. Количество избирателей на участке по закону не должно превышать 400 избирателей, а участковые комиссии состоят из трех человек.

В выборах всех уровней приняли участие 364 094 кандидата, представляющие 27 политических партий. В Бразилии только политические партии вправе выдвигать кандидатов во все органы власти.

В голосовании приняли участие более 110 млн. граждан, то есть примерно 81% избирателей. Лидером стала кандидат от правящей Партии трудящихся Дилма Роуссефф (46,91%), которую активно поддерживает действующий президент страны Лула да Сильва.

Безусловный интерес представляет применяемая в Бразилии электронная система голосования, которая является одной из немногих наиболее завершенных и в течение многих лет неоднократно обкатанной на практике.

Начало этому процессу было положено в середине 90-х годов прошлого века. В результате в настоящее время процесс голосования полностью компьютеризирован на всей территории страны – никаких бумажных носителей, бумажных бюллетеней.

На каждом избирательном участке были установлены электронные устройства для голосования, состоящие из двух частей: устройство для идентификации избирателя и непосредственно электронная урна.

Электронная урна представляет собой прибор, состоящий из экрана и цифровой клавиатуры, на которой избиратель должен был набрать цифровой код кандидата по каждому уровню выборов. Цифровой код в зависимости от уровня выборов состоял из двух – пяти цифр.

Передача результатов голосования в региональные избирательные суды осуществлялась со специальных передатчиков, установленных в крупных пунктах голосования. В отдаленных и труднодоступных районах одновременно с электронной урной для передачи данных избирательные участки оснащались аппаратурой спутниковой связи.

Главным элементом электронной системы голосования, помимо вышеназванного электронного устройства, является карточка избирателя – документ, который гражданин обязан получить по достижении им 18-летнего возраста. Важность документа подкрепляется невозможностью для гражданина без карточки избирателя, например, получить водительское удостоверение, поступить в ВУЗ, получить пенсию и даже оформить кредит в банке. Именно данные, внесенные в карточку избирателя, позволяют идентифицировать избирателя, узнать место, где он может проголосовать, получить доступ к электронной урне и, наконец, сделать свой выбор.

Кроме того, в 60-ти муниципалитетах страны был проведен эксперимент по биометрической регистрации избирателей и доступу к голосованию с помощью устройства, осуществляющего идентификацию избирателя с помощью отпечатков пальцев. Введение этого элемента, по мнению бразильских коллег, позволит полностью исключить какие-либо манипуляции с электронными бюллетенями, а также гарантирует тайну голосования.

Техническое обеспечение состоявшихся выборов, то есть поставка устройств электронного голосования, было осуществлено по итогам публичных торгов по заказу Верховного избирательного суда Бразилии. Заказ был выполнен бразильской компанией Procomp Amazonia Indastria Electronica S.A. Стоимость одной электронной урны порядка 700 долл. США.

Устройство электронного голосования работает под управлением операционной системы и использует специальное программное обеспечение. Все приложения работают только в день голосования и только после 7.00 утра. Специальное программное обеспечение идентифицируется и устанавливается под контролем Верховного избирательного суда, все оперативные действия регистрируются, чтобы в случае обнаружения нарушения или изменения исполняемых кодов устройство электронного голосования прекратило свою работу. Для хранения данных применяются три элемента памяти: внутренняя карта памяти (internal flash card), внешняя карта памяти (external flash card) и дискета. Это позволяет восстановить информацию даже в случае повреждения самого устройства для голосования.

За 180 дней до даты проведения выборов политические партии и приглашенные ими научные организации: Ассоциации адвокатов Бразилии, прокуратура, а также граждане, аккредитованные избирательной властью, ? получают возможность в присутствии и под контролем Верховного избирательного суда проанализировать установленное на устройство программное обеспечение.

После того как целостность и безопасность программ будет проверена, доверенные лица совместно с представителями Верховного избирательного суда ставят свою электронную подпись. В дальнейшем, используя эту цифровую подпись, возможно на любом этапе (до, во время и после окончания выборов) подтвердить аутентичность и целостность установленного в устройство электронного голосования специального программного обеспечения.

После того как все кандидатские запросы отработаны, в соответствии с утвержденным планом установки региональные избирательные суды дают команду на создание списков кандидатов и избирателей, выпуск карт памяти и дискет, содержащих необходимую информацию по предстоящей избирательной кампании. Все вышеназванные участники предварительной проверки программного обеспечения могут принять участие в наблюдении за этим процессом.

В день проведения выборов устройство электронного голосования включают в 7.00 и выпускают «нулевой» бюллетень, показывающий, что все кандидаты имеют одинаковое нулевое количество голосов. Представители политических партий, аккредитованные на конкретном участке, имеют право ознакомиться с этим бюллетенем. В 8.00 председатель участковой избирательной комиссии вводит на терминале свой номер избирателя, тем самым активируя устройство для работы. В ходе голосования после подтверждения избирателем своего выбора информация об этом записывается на обе карты памяти. После завершения дня голосования распечатывается протокол, содержащий информацию о результатах выборов по данному участку. Первая копия протокола размещается на видном месте в пределах участка и доступна для немедленного ознакомления с результатом со стороны общественности. Остальные копии протокола передаются наблюдателям от политических партий.

Протокол также шифруется и записывается на дискету. Это предотвращает возможность чтения данных на любом другом компьютере, кроме тех, где установлено специальное соответствующее программное обеспечение. Дискета переносится на специализированный компьютер, подтверждается ее действительность, после чего по выделенным и защищенным сетям информация передается для окончательного подсчета на серверы региональных и центральной избирательных комиссий.

После получения протокола система подсчета голосов проверяет его цифровую подпись и корректность содержимого (единственный протокол с официального избирательного участка). Если протокол получен ошибочно, либо с подложного места, система выявляет это и прекращает подсчет голосов. Кроме того, в этом случае система также направляет данные представителям политических партий для сравнения с ранее распечатанным на участке протоколом.

С помощью данной системы голосования результаты выборов 3 октября 2010 года были подведены в течение пяти часов с момента закрытия избирательных участков. По итогам голосования в избирательные органы не было подано ни одной жалобы, связанной с подсчетом голосов.

Международное наблюдение за выборами в Бразилии происходит по схеме, несколько отличающейся от общепринятой в мире.

Бразильские коллеги полагают, что международных наблюдателей в первую очередь интересует положительный опыт организации выборов в Бразилии, особенно в части электронной системы голосования. Что касается функций выявления недостатков, несоответствий общепринятым международным нормам и прочих элементов системы международного наблюдения, то они находятся на втором плане. Поэтому международные наблюдатели в Бразилии постоянно находились под опекой представителей избирательных судов.

Всего в Бразилии были аккредитованы 146 наблюдателей из 36 стран, 73 из которых находились в столице.

Программа пребывания наблюдателей в Бразилиа оказалась чрезвычайно насыщенной, переполненной различными мероприятиями и встречами в ведомствах, имеющих отношение к организации выборов в стране. Так, в ходе пребывания прошли встречи в Верховном избирательном суде, Региональном избирательном суде Федерального округа Бразилии, в Комиссии 1-й избирательной зоны, курирующей выборы за рубежом, в Министерстве иностранных дел, а также несколько протокольных мероприятий.

Наблюдатели посетили участки, образованные в здании одного из университетов города, где этих участков оказалось около двух десятков. В ходе посещения представитель Верховного избирательного суда Бразилии подробно рассказал о схеме организации работы избирательного участка и о самом процессе голосования. Следует отметить активную явку избирателей: практически на всех участках наблюдалась небольшая очередь. При этом непосредственно голосование занимает не более 2?3 минут, так как избиратель приходит на участок со своего рода шпаргалкой: отпечатанный типографским способом небольшой листок, на котором специально предусмотрены графы, куда вносятся номера избираемых им кандидатов. Поэтому избирателю только необходимо было набрать соответствующие цифры на электронной урне.

Кроме того, на участке в виде наглядной агитации вывешиваются данные всех кандидатов, что позволяет избирателю уточнить их в случае необходимости. Процедура голосования в точности повторяется и на участках, которые организованы за рубежом. Поступающие с этих участков данные незамедлительно вывешиваются на стене в Комиссии, отвечающей за организацию голосования граждан Бразилии за рубежом.

Международным наблюдателям была продемонстрирована процедура параллельного голосования, которая должна была подтвердить правильность работы электронной урны на избирательном участке. Избиратели-добровольцы, обычно из числа студентов, после голосования готовы повторить этот процесс снова на специально организованном участке для того, чтобы проверить, что их голос учтен и голосование оказалось именно таким, каким и было на самом деле. В принципе, при желании такую проверку может сделать любой избиратель. По мнению организаторов выборов, параллельное голосование обеспечивает транспарентность этого процесса.

Верховный избирательный суд Бразилии использовал прошедшие выборы не только для приглашения многочисленных иностранных гостей для наблюдения за выборами, но и для проведения консультаций и подписания различных двусторонних и многосторонних документов по сотрудничеству в сфере организации избирательного процесса.

В заключительном слове на официальном приеме международных наблюдателей Председатель Верховного избирательного суда Бразилии Э.Р.Левандовски в частности отметил растущие связи Бразилии с Организацией американских государств, Организацией сотрудничества португалоговорящих стран, БРИК, а также конкретно с рядом стран южно-американского и африканского континентов.

Э.Р.Левандовски неоднократно подчеркивал стремление Бразилии к развитию всесторонних контактов с другими странами в области совершенствования избирательных технологий, а также готовность Верховного избирательного суда поделиться своим опытом в сфере организации электронного голосования.

Делегация ЦИК России также провела консультации с бразильскими партнерами по вопросам двустороннего и многостороннего сотрудничества. В частности, в рамках БРИК стороны согласились с необходимостью продолжить консультации по заключению в перспективе соответствующего соглашения. В ходе обмена мнениями с руководителем делегации Индии Акшай Роутом, генеральным директором Избирательной комиссии, индийская сторона подтвердила готовность развивать сотрудничество в рамках БРИК.

Что касается двусторонних связей, то бразильцы передали делегации ЦИК России проект двустороннего меморандума о развитии связей между организаторами выборов России и Бразилии. Бразильские коллеги выразили также готовность рассмотреть российский проект соответствующего документа. В результате обмена мнениями согласились, что предварительные консультации по данному вопросу можно было бы провести в ходе предстоящей в ноябре с.г. в Страсбурге международной конференции по проблемам электронного голосования.

В целом бразильская сторона в лице руководства Верховного избирательного суда, представителей других государственных ведомств, занятых в сфере организации избирательного процесса, с очевидностью продемонстрировала международным представителям свое стремление не просто занять активную позицию на международной арене по этим вопросам, но и выступить своего рода ведущей силой, основным организатором расширения на этом поле всестороннего сотрудничества.

В качестве обоснованности своих претензий Бразилия всячески пропагандирует свой передовой опыт в организации электронной системы выборов, демонстрирует свою готовность им поделиться и всемерно продвигать его посредством расширения международного сотрудничества, усиливая тем самым свои позиции на мировой арене. На наш взгляд, именно эту задачу ставила бразильская сторона, приглашая на прошедшие выборы столь широкий круг международных наблюдателей.

Хотелось бы отметить большую организационную помощь, которая была оказана делегации ЦИК России со стороны Посольства России в Бразилии (посол – С.П. Акопов).

 

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

 

Н.Е. Конкин