Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

 

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

 

Название комментируемой статьи лишь частично определяет ее содержание, которому текстуально соответствуют ее пункты 5–7, тогда как пункты 1–4 определяют общие принципы реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме.

1–2. Комментируемые пункты посвящены принципам, на основе которых гражданин изъявляет свою волю на выборах и референдуме. Более подробно принципы участия граждан в выборах и референдуме регулируются в последующих статьях комментируемого Федерального закона. Здесь же следует ограничиться указанием на их конституционное происхождение и обоснование, а также на соответствие международным стандартам, действующим в демократических государствах.

Первый принцип, характеризующий участие граждан в выборах и референдумах, – это принципвсеобщности. Он вытекает из частей 1–3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, согласно которым носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, причем высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Далее следует указать на части 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, устанавливающие, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей и что российские граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключения из принципа всеобщности устанавливаются исключительно Конституцией Российской Федерации или в соответствии с частью 3 ее статьи 55 федеральными законами. Так, согласно части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Аналогичные ограничения установлены для участия в референдуме в части 2 статьи 5 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

Второй принцип – это принциправенства. Главная его конституционная база – это части 1 и 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации, согласно которым гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В связи с выборами и референдумом необходимо указать также на положение части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, гарантирующее равенство перед законом для общественных объединений. Наконец, статья 19 Конституции Российской Федерации установила, что все равны перед законом и судом и что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой же статье запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и предусматривается равенство прав и свобод и возможностей их реализации для мужчины и женщины.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерацииот 23 марта 2000 года № 4-П о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» разъяснено, что равное избирательное право, реализуемое в том числе в ходе выборов в законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации, заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве действительное представительство народа в выборных органах публичной власти. Некоторые избиратели также полагали, что конституционный принцип равенства общественных объединений нарушается тем положением Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которое дает право участвовать в распределении депутатских мандатов только спискам кандидатов, собравшим не менее установленного процента голосов.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 года № 26-П о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 указывается, что так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства, позволяет избежать дробления избирательного корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, с тем чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.

Как пояснил в указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации положением части 2 статьи 62 Федерального закона от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2 , устанавливающим процентный барьер, не ограничиваются избирательные права граждан и не нарушается равенство перед законом общественных объединений, предусмотренное статьей 13 (часть 4) Конституции Российской Федерации. Из статей 13, 19 и 32 Конституции Российской Федерации, которым корреспондируют статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что равенство основных прав граждан, а также равенство избирательных объединений, избирательных блоков (действующий комментируемый Федеральный закон и Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные блоки не предусматривают) означает равенство перед законом и право на равную и эффективную защиту закона без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку или обстоятельству. Однако равенство применительно к избирательному праву не может означать равенство результатов, так как выборы – это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов и, следовательно, наличие победивших и проигравших. Правила, по которым проводятся выборы, для всех избирательных объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам, одинаковы: условия избрания одинаковы для всех федеральных списков, и каждый избиратель вправе голосовать за любой федеральный список; ни одно избирательное объединение, собравшее менее пяти процентов (ныне на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации – менее семи процентов) голосов, не участвует в распределении депутатских мандатов. Такой порядок не нарушает и статью 3 Конституции Российской Федерации, поскольку он не препятствует проведению свободных выборов, т.е. обеспечению свободного волеизъявления народа на выборах в орган законодательной власти. Не искажается им и существо народного представительства. Граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из статей 3, 32, 94, 95 и 96 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи проистекает: все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному (действующим Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» одномандатные избирательные округа не предусмотрены), он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного и законодательного органа Российской Федерации, т.е. представителем народа в смысле статьи 3 Конституции Российской Федерации.

_________
1 См.: Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992–1999) // М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 661–678.
2 В настоящее время утратил силу, но аналогичные положения закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Рассматривая жалобу гражданина, которому было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан на том основании, что этот гражданин не проживает постоянно и не работает на территории избирательного округа, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2002 года № 2 по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» указал, что по смыслу статьи 32 (часть 2) во взаимосвязи со статьями 6 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории правом быть избранным в органы государственной власти, в том числе в органы государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации на основе принципа равного избирательного права. Отсюда следует, что условия реализации пассивного избирательного права гражданами должны быть едиными на всей территории Российской Федерации; субъект же Российской Федерации, устанавливая своими нормативными актами расходящиеся с федеральным регулированием дополнительные условия осуществления пассивного избирательного права, нарушает равенство избирательных прав граждан. В связи с толкованием конституционных норм, содержащихся в изложенном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, необходимо отметить, что комментируемый Федеральный закон оставляет субъектам Российской Федерации ряд возможностей для специфического регулирования выборов в региональные и муниципальные органы публичной власти. Нарушение равенства избирательных прав граждан может иметь место лишь в случае несоблюдения предписаний федерального закона.

Третий принцип – принциппрямого избирательного права, прямого волеизъявления – означает непосредственную связь между волеизъявлением гражданина и результатом выборов или референдума. В какой-то мере его можно вывести из статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что Конституция Российской Федерациине запрещает косвенных (многостепенных) выборов.

Что же касается четвертого принципа – принципатайного голосования, то он представляет собой по существу организационно-правовую гарантию свободы волеизъявления гражданина, которая в более общей форме провозглашена в пункте 3 комментируемой статьи.

Все указанные принципы прямо упомянуты также в части 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации применительно к выборам Президента Российской Федерации.

В отношении международных стандартов по проведению свободных выборовпрежде всего следует указать на статью 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, согласно частям 1 и 3 которой каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Декларация отражает демократическое правосознание мирового сообщества, однако источником международного права не является. Таким источником стал принятый Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года Международный пакт о гражданских и политических правах (вступил в силу 23 марта 1976 года). Согласно пунктам «а» и «b» статьи 25 этого пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Следует упомянуть также принятый в 1952 году и измененный в 1994 году Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Согласно статье 3 Протокола № 1 стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти.

3. В комментируемом пункте сформулирован по существу принцип свободных выборов, который здесь выражен в двух формах. Первая из этих форм – свободное и добровольное участие гражданина в выборах и референдуме. Принуждение к участию или, наоборот, к неучастию в народном голосовании недопустимо, в каком бы виде оно ни проявлялось. Другая форма – это упомянутая выше свобода волеизъявления при народном голосовании, сопровождаемая запрещением любого воздействия на него. Ряд положений, обеспечивающих эту свободу, содержится в других статьях комментируемого Федерального закона, гарантируется также нормами уголовного и административного права. Так, в целях обеспечения свободного характера народного волеизъявления в федеральном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме гражданами Российской Федерации, нарушение тайны их голосования (статья 141 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются деяния, перечисленные в диспозиции указанной статьи, соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Административная ответственность установлена за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума), либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ), отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума (статья 5.7 КоАП РФ) и другие деяния, прямо или косвенно нарушающие права граждан свободно изъявлять свою волю на выборах и на референдуме.

Свободные выборы суть проявление более широкого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, согласно частям 1 и 2 статьи 17, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; частью 1 статьи 22 установлено, что каждый имеет право на свободу; статья 29 гарантирует в части 1 свободу мысли, а в части 3 запрещает принуждать к отказу от своих мнений и убеждений; часть 1 статьи 45 и части 1 и 2 статьи 46 гарантируют государственную, в частности судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина. Все это относится и к свободному волеизъявлению во время голосования.

4. Комментируемыйпункт гарантирует право участвовать в федеральных выборах и референдуме гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами территории Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что в данном случае имеется в виду участие таких граждан в выборах именно федеральных органов государственной власти (ныне – депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации), а также в референдуме Российской Федерации. Предписанная в комментируемом пункте обязанность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации оказывать содействие находящимся на территории соответствующих иностранных государств российским гражданам в реализации установленных комментируемым Федеральным законом прав на участие в федеральных выборах и референдуме Российской Федерации выполняется, в частности, посредством организации избирательных участков, участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, регистрации избирателей (участников референдума), содействия комиссиям в проведении голосования и направлении его результатов в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или комиссию референдума. Соответствующие нормы содержатся в федеральных законах «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации».

В связи с тем, что отныне все депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу, отпала необходимость регулировать распределение «зарубежных» избирателей – граждан Российской Федерации – по одномандатным избирательным округам на территории страны. Теперь, согласно статье 4 нового Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

5. В комментируемом пункте определены основныестадии избирательного процесса, процесса референдума, на которых деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума должна проводиться открыто и гласно. При этом, если подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов или референдума действительно суть выраженные стадии избирательного процесса, то подготовка и проведение выборов и референдума (в широком смысле слова) охватывают весь этот процесс (назначение выборов, референдума, образование избирательных округов (округов референдума) и т.д.), включая и упомянутые стадии. Данный принцип весьма важен, ибо гарантирует прозрачность всего хода процесса народного голосования, включая установление его результатов и возможную последующую их корректировку в результате судебных решений. В последующих статьях комментируемого Федерального закона (в частности, статьи 30 и 72) и в других законах, этот принцип получил свое развитие и конкретизацию.

Принципоткрытости означает, что избирательные комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением народных голосований, за «закрытыми дверями». Принципгласности же требует обязательного опубликования решений избирательных комиссий и факультативного опубликования отчетов о заседаниях и действиях избирательных комиссий и их должностных лиц. Комиссии и их должностные лица не вправе запрещать опубликование таких отчетов, препятствовать получению информации о деятельности комиссий и распространению этой информации. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию, другие решения, относящиеся к подготовке и проведению выборов или референдума, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем 1 .

6. Комментируемый пункт отражает стремление законодателя исключить воздействие на ход выборов и их результаты нероссийских факторов (это соответствует части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации). Здесь налицо один из исключительных случаев, урегулированный федеральным законом. Действительно, выборы органов государственной власти, местного самоуправления и референдумы – внутреннее дело страны, ее граждан, и неудивительно, что в принципе в Российской Федерации, как и в других странах, к участию в выборах и референдуме допускаются только граждане. В то же время законодатель, формулируя текст комментируемого пункта, провел определенное различие в этом отношении между органами государственной власти и органами местного самоуправления, что выразилось во включении в текст комментируемого пункта отсылки к пункту 10 статьи 4 комментируемого Федерального закона, предусматривающему возможность участия определенных категорий иностранных граждан в выборах органов местного самоуправления, и, таким образом, допустил возможность исключения из установленного комментируемым пунктом правила.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзацы второй и восьмой части 1 статьи 2).

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации 2 иностранные организации – это помимо юридических лиц также компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1 в абзаце втором статьи 2 определяет иностранного инвестора как:

___________
1 В этой связи можно привести, в частности, положения статей 3, 6 и 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которым правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается в том числе на принципе открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы // СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
2 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 1999. № 28. Ст. 3487; 2000. № 2. Ст. 134; № 32. Ст. 3341; 2001. № 53. Ч. 1. Ст. 5016 и 5026; 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 2; № 6. Ст. 625; № 28. Ст. 2787; 2003. № 22. Ст. 2066; № 23. Ст. 2174; № 27. Ч. 1. Ст. 2700; № 28. Ст. 2873; № 52. Ч. I. Ст. 5037. 2004. № 27. Ст. 2711; № 45. Ст. 4377; 2005. № 27. Ст. 2717; № 45. Ст. 4585.

иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

иностранного гражданина, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

международную организацию, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

В соответствии с ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, и на основе личного закона юридического лица определяются, в частности: статус организации, являющейся юридическим лицом; его организационно-правовая форма; требования к наименованию; вопросы создания, реорганизации и ликвидации, включая правопреемство;содержание правоспособности; порядок приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; внутренние отношения юридического лица, включая отношения с его участниками; способность отвечать по своим обязательствам (статья 1202).

7. Согласно комментируемому пункту организация и проведение выборов и референдумов отнесены к исключительной компетенции соответствующих комиссий, статус которых урегулирован в главе IV комментируемого Федерального закона. Это значит, что никакие другие властные структуры, будь то органы государственной власти или органы местного самоуправления, не вправе заниматься организацией и проведением выборов и референдумов. Комментируемый пункт специально запрещает законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, должностным лицам, иным гражданам вмешиваться в деятельность комиссий. Когда в комментируемом пункте речь идет об «иных гражданах», имеются в виду граждане, не уполномоченные на законное «вмешательство». Наблюдатели, доверенные лица и другие указанные в законах лица вправе в определенных случаях обращаться к комиссии с замечаниями и предложениями.

В федеральном избирательном законодательстве, а также в соответствующих других отраслях законодательства под вмешательством понимается, в частности, воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума, а также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции указанныхкомиссий (части 1 и 3 статьи 141 УК РФ).

_________________
2 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3034; 2003. № 50. Ст. 4855; 2005. № 30. Ч. 2. Ст. 3128.