Статья 46. Опросы общественного мнения

Статья 46. Опросы общественного мнения

 

1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, является разновидностью информирования избирателей, участников референдума.

2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).

3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая «Интернет»).

 

1–2. Установление в комментируемой статье правил опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения свидетельствует о, что федеральный законодатель расценивает такое опубликование как деятельность по информированию избирателей (участников референдума), а не как предвыборную агитацию. Требования к реквизитам публикуемых результатов опросов общественного мнения отражают требования социологической науки к технологии проведения социологических опросов. Комментируемый пункт 1 предусматривает возможность проведения опроса исключительно организацией, но не гражданином (гражданами). Информационная ценность опроса общественного мнения значительно повышается в случае репрезентативности выборки, что достигается либо значительным количеством опрошенных, либо опросом специально отобранных представителей различных социальных групп. Иные параметры опроса, указанные в комментируемом пункте 2, также влияют на его точность, поэтому сведения об этих параметрах позволят заинтересованному избирателю оценить соответствие предлагаемой информации действительному положению дел. В части реализации требования указывать при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию, следует отметить, что если публикация результатов опроса общественного мнения осуществляется по инициативе редакции СМИ, т.е. бесплатно, то достаточно указать на этот факт. Неуказание при публикации в СМИ результатов опроса какого-либо из реквизитов, указанных в комментируемом пункте 2, а равно публикация такой информации хотя бы и с соблюдением требований комментируемогопункта 2, но с нарушением сроков публикации, указанных в пункте 3 комментируемой статьи, по инициативе лиц, осуществляющих информирование избирателей (в том числе СМИ), влечет административную ответственность по статье 5.5 КоАП РФ. Учитывая положения пункта 1 статьи 45 комментируемого Федерального закона, а именно невозможность для кандидатов, избирательных объединений быть субъектом информирования, в числе лиц, заказавших проведение опроса и оплативших его публикацию в целях информирования избирателей не могут находиться кандидаты, избирательные объединения. Вместе с тем не исключается возможность выпуска агитационных материалов в форме результатов опросов общественного мнения (пункт 4 статьи 48 комментируемого Федерального закона), с указанием реквизитов опроса или без такового (поскольку следует признать, что требования пункта 2 комментируемой статьи распространяются только на опубликование результатов опросов в рамках информирования избирателей). Причем такой выпуск не будет нарушать требования закона, если будут соблюдены общие требования к выпуску агитационных материалов, с тем, чтобы избирателю было понятно, что данный материал носит агитационный характер.

3. Запрет на публикацию результатов опросов общественного мнения за определенный срок до дня голосования появился в избирательном законодательстве еще в 1993 году. Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» предусматривал 10-дневный мораторий на такую публикацию (статья 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году). В статье 26 Федерального закона от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» этот срок был снижен до трех дней. В комментируемом пункте этот срок составляет пять дней (если день голосования на выборах назначен, например, на 10 марта, то последний день, когда можно опубликовывать (обнародовать) результаты опросов общественного мнения, связанных с выборами, – 4 марта).

Установленный пятидневный (с учетом дня голосования – шестидневный) запрет распространяется не только на публикацию результатов опросов общественного мнения, но и на публикацию прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами. Из данного запрета вытекает необходимость воздерживаться в указанный срок от публикации аналитических материалов, рассуждений и выводов, в которых назывались бы возможные победители среди кандидатов, списков кандидатов, возможное количество голосов, которое получит тот или иной кандидат, список кандидатов, вероятные результаты референдума.

В комментируемом Федеральном законе устанавливается ряд правил размещения информации, связанной с выборами и референдумами, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет». Специфика заключается в том, что такие сети могут использоваться как средство распространения СМИ, и в этом случае ответственность за соответствие закону распространения информации лежит на главном редакторе (редакции) этого СМИ. Вместе с тем указанные сети могут использоваться как средства коммуникации, однако, как правило, информация, размещенная в сети ее автором (сайт), адресована неопределенному кругу лиц. В этом случае сам автор несет ответственность за то, чтобы и порядок размещения информации, и сама размещаемая информация соответствовали требованиям закона.

Оказание услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере функционирования средств связи, к которым относится и сеть «Интернет», осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи» 1 на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти в области связи (далее – лицензирующий орган), которым в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере связи 2 . Согласно статье 37 указанного Федерального закона, лицензирующий орган вправе выносить предупреждение о приостановлении действия лицензии, а затем и приостановить действие лицензии в случае выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами. В пункте 3 статьи 70 указанного Федерального закона определены условия, соблюдение которых обязательно для оказания услуг связи на территории Российской Федерации с использованием мировых информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе «Интернет» 3 . Следует также учитывать, что к отношениям, связанным с размещением информации в сети «Интернет», применяются положения ГК РФ, устанавливающие требования к договорам возмездного оказания услуг (статья 779), в том числе общие требования ГК РФ о том, что условия договора, осуществление гражданских прав не должны противоречить законодательству (статьи 1 и 8).

________________
1 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.
2 См.: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 318 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2781.
3 См.: Терещенко Л.К. Комментарий к Федеральному закону «О связи». М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005.