Статья 51. Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио

 

1. Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется на равных условиях после официального опубликования решения о назначении референдума только инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений (их структурных подразделений), указанных в пункте 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) соответственно уровню референдума в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования.

2. Общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в федеральные органы государственной власти, а также инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам референдума Российской Федерации. Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также инициативной группе по проведению референдума субъекта Российской Федерации и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам референдума субъекта Российской Федерации. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы местного самоуправления, а также инициативной группе по проведению местного референдума и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам местного референдума. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

3. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных или муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, – не менее одной четверти общего времени вещания. Объем эфирного времени, предоставляемого региональными государственными или муниципальными организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации на дополнительных или повторных выборах депутата (депутатов) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, определяется законом субъекта Российской Федерации. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, на каждую инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума, указанную в пункте 1 настоящей статьи, придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросам референдума.

4. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется, если на каждого кандидата, зарегистрированного по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, приходится менее пяти минут из общего объема бесплатного эфирного времени. Законом может быть предусмотрено, что в совместных агитационных мероприятиях зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут участвовать только лично. При проведении референдума не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (с учетом положения пункта 1 настоящей статьи) для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий.

5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, отказавшимся участвовать в указанном мероприятии, за исключением случаев, предусмотренных законом.

5 1 . Оставшаяся часть общего объема бесплатного эфирного времени (при ее наличии) предоставляется государственными и муниципальными организациями телерадиовещания зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и указанным в пункте 1 настоящей статьи иным группам участников референдума для размещения агитационных материалов.

6. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный кандидат, указанные избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений, количество групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума.

7. Законом может быть предусмотрено предоставление бесплатного и платного эфирного времени на равных условиях избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов.

8. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 6 статьи 50 настоящего Федерального закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).

9. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.

10. Иные условия и порядок проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио регулируются законом.

 

1–3. Помимо общих условий, закрепленных в статье 50 комментируемого Федерального закона, правовой режим проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио и правовой режим проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях имеют ряд особенностей, закрепленных соответственно в статьях 51 и 52 комментируемого Федерального закона. В отношении проведения агитации на телевидении и радио комментируемый Федеральный закон более конкретен и прямо закрепляет право участников избирательного и референдумного процесса на получение бесплатного эфирного времени на каналах, соответствующих уровню выборов, референдума государственных или муниципальных организаций телерадиовещания. Бесплатное эфирное время предоставляется на равных условиях всем зарегистрированным кандидатам. Также на равных условиях предоставляется бесплатное эфирное время всем избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, кроме избирательных объединений, лишенных права использовать бесплатное эфирное время в соответствии с пунктом 10 статьи 59 комментируемого Федерального закона. В случае когда выборы проводятся по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе, кандидаты, зарегистрированные по мажоритарным избирательным округам, и избирательные объединения должны получать бесплатное эфирное время на каждом из каналов соответствующих организаций телерадиовещания в объемах, установленных законом. Представляется обоснованным установление указанных объемов пропорциональных числу депутатов, избираемых по мажоритарным избирательным округам и по пропорциональной системе.

Под равными условиями предоставления бесплатного эфирного времени комментируемый Федеральный закон предусматривает: а) равную продолжительность предоставленного эфирного времени; б) одинаковое время суток, в которое агитационные материалы будут выходить в эфир; в) другие условия, например возможность получения одинаковых услуг по оформлению выпуска агитационных материалов. Эфирное время должно предоставляться в период, когда передачи собирают наибольшую аудиторию. Право и обязанность определить это время принадлежит организации телерадиовещания. Для телевидения это, как правило, эфирное время с 19.00 до 23.00.

Пунктом 2 статьи 42 комментируемого Федерального закона определено, что, помимо инициативной группы по проведению референдума, могут создаваться иные группы участников референдума. Однако в комментируемом пункте 1 предусмотрено, что бесплатное эфирное время при проведении референдума получают не все группы участников референдума, а только инициативная группа по проведению референдума и группы участников референдума, представленные «парламентскими» политическими партиями, а на муниципальных референдумах – и иными избирательными объединениями, получившими мандаты при проведении выборов по пропорциональному избирательному округу в представительном органе муниципального образования.

Бесплатное эфирное время предоставляется по рабочим дням. Таким образом, бесплатное эфирное время не предоставляется в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации 1 ). Согласно части 2 статьи 111 Трудового кодекса Российской Федерации общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Исходя из установленной тематики эфирной сетки по дням недели, учитывая необходимость соблюдения принципа равных условий предоставления эфирного времени, вторым выходным днем, когда не предоставляется бесплатное эфирное время, следует считать субботу. Как уже отмечалось в комментарии к пункту 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона, согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января – новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Комментируемый пункт 2 разграничил виды организаций телерадиовещания, предоставляющих бесплатное эфирное время по уровням выборов и референдумов. Зависимость «уровня» организации телерадиовещания от уровня выборов, референдума непрямая: региональные государственные организации телерадиовещания предоставляют бесплатное эфирное время как на федеральных выборах, так и на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации независимо от того, какого уровня орган государственной власти, например, учредил региональную организацию телерадиовещания или финансирует ее.

Комментируемый пункт 3 непосредственно устанавливает объемы эфирного времени для предоставления его на каналах организаций телерадиовещания в зависимости от региона распространения информации.

________________
1 СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 3.

Допускается сокращение этих объемов в случае, когда на одного зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов на момент производимого после окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов, но до начала агитации в СМИ расчета общего объема эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания, приходится более 60 минут бесплатного эфирного времени 1 . Последующее выбытие зарегистрированного кандидата, зарегистрированного списка кандидатов не влечет перерасчета указанного общего объема. Если на одной и той же территории проводится несколько избирательных кампаний, то количество кандидатов, которым должно быть предоставлено бесплатное эфирное время, вычисляется в совокупности.

Доли из общего объема бесплатного эфирного времени, рассчитанного в соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи, могут затем предоставляться для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума как ежедневно по рабочим дням в одинаковых объемах, так и в разных объемах, либо с пропусками каких-либо дней и с соответствующим увеличением объема эфирного времени (например, для проведения совместного агитационного мероприятия), предоставляемого в другой день.

________________
1 Пример: на выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, проводящихся исключительно по пропорциональной избирательной системе, зарегистрировано пять списков кандидатов. 28-дневный период, когда может проводиться предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, включает 20 рабочих дней. Если бы региональная организация телерадиовещания предоставляла по 30 минут эфирного времени в течение указанных 20 рабочих дней, общий объем предоставленного времени составлял бы 10 часов. Таким образом, на каждое из пяти избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, приходилось бы по два часа (т.е. 120 минут) бесплатного эфирного времени. В связи с этим количество избирательных объединений (пять) умножается на 60 минут, и вычисляется общий объем бесплатного эфирного времени, который выделяется организацией телерадиовещания: 300 минут, или пять часов.

4–5 1 . Как правило, бесплатное эфирное время распределяется в результате жеребьевки, проводимой между субъектами агитационного процесса. При этом эфирное время распределяется как для проведения совместных агитационных мероприятий, так и для распространения агитационных материалов (видео-, аудиороликов, индивидуальных выступлений). Нормы комментируемых пунктов направлены на стимулирование проведения в рамках предоставленного бесплатного эфирного времени совместных агитационных мероприятий: дискуссий, «круглых столов», предвыборных дебатов и т.п. В связи с этим установлено, что не менее половины такого эфирного времени должны занимать эти совместные агитационные мероприятия. Это означает, что законом, а также и организацией телерадиовещания с согласия зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений может быть предусмотрена для проведения совместных мероприятий и большая доля эфирного времени. Комментируемый Федеральный закон указывает, что закон может потребовать личного участия кандидатов в совместных мероприятиях (в том числе от имени избирательного объединения в них могут участвовать только кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением). В случае наличия в законе данного требования его невыполнение будет автоматически означать отказ от участия в совместном агитационном мероприятии. Вместе с тем, представляется правильным, чтобы в законе были прямо оговорены исключения из правила личного участия в дебатах. Это касается, например, случаев, когда кандидату предоставляется в совокупности на всех каналах организаций телерадиовещания, обязанных предоставлять бесплатное эфирное время, объем времени, превышающий возможности личного участия. Такая ситуация складывается на выборах Президента Российской Федерации. Также возможно предусмотреть участие в дебатах не являющегося кандидатом представителя руководящего органа политической партии, которая выдвинула кандидатов (список кандидатов). Отказ от участия в дебатах, в том числе выраженный в неявке, не предоставляет кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума права на дополнительное бесплатное эфирное время, за исключением случаев, установленных законом 1 . Дебаты можно не проводить, если на каждого зарегистрированного кандидата приходится менее пяти минут бесплатного эфирного времени 2 . Соответствующие расчеты должна сделать комиссия, обеспечивающая проведение жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, совместно с организациями телерадиовещания.

________________
1 См., например: пункт 4 статьи 58 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
2 Пример: на выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а 20 – по партийным спискам кандидатов. В каждом одномандатном избирательном округе зарегистрировано в среднем по 10 кандидатов, т.е. всего по одномандатным избирательным округам зарегистрировано 200 кандидатов. По единому избирательному округу зарегистрировано 10 списков кандидатов. 30-дневный период, когда может проводиться предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, включает 20 рабочих дней. Региональная организация телерадиовещания предоставляет по 30 минут эфирного времени в течение указанных 20 рабочих дней, в связи с чем общий объем предоставленного времени составляет 600 минут. 300 минут отводится для агитации избирательным объединениям, 300 – кандидатам, баллотирующимся по избирательным округам. На каждого кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу, приходится полторы минуты эфирного времени (300 мин. разделить на 200 кандидатов). Следовательно, в совместных агитационных мероприятиях эти кандидаты не участвуют. На каждое избирательное объединение приходится 30 минут эфирного времени (300 минут разделить на 10 списков кандидатов). В связи с этим прежде всего вычисляется объем эфирного времени, отводимого для проведения совместных агитационных мероприятий, – 150 минут (300 минут разделить на 2). Остальные 150 минут, отведенных для проведения индивидуальных агитационных мероприятий, делится на число списков кандидатов (10), в результате каждому избирательному объединению отводится для проведения индивидуальных агитационных мероприятий по 15 минут.

6. Комментируемый пункт устанавливает обязанность государственных и муниципальных организаций телерадиовещания резервировать эфирное время для проведения агитации за плату. Указанная обязанность корреспондирует обязанности предоставлять бесплатное эфирное время не только по соотношению объемов (два к одному), но и по уровню и виду организации телерадиовещания относительно уровня выборов, референдума в соотношении, закрепленном в пункте 2 комментируемой статьи. Таким образом, общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать платное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в федеральные органы государственной власти, а также инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 комментируемой статьи, для проведения агитации по вопросам референдума Российской Федерации. Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать платное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также инициативной группе по проведению референдума субъекта Российской Федерации и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 комментируемой статьи, для проведения агитации по вопросам референдума субъекта Российской Федерации. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать платное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы местного самоуправления, а также инициативной группе по проведению местного референдума и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 комментируемой статьи, для проведения предвыборной агитации по вопросам местного референдума.

Зарезервированное эфирное время комментируемый Федеральный закон предписывает распределять на равных условиях, в том числе на равных условиях оплаты. Для реализации этого требования возможно проведение жеребьевки по распределению платного эфирного времени. Она может проводиться одновременно с жеребьевкой по распределению бесплатного эфирного времени.

Комментируемый Федеральный закон не запрещает предоставлять платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания в выходные дни. Однако ценность эфирного времени в указанные дни выше, чем в рабочие, в связи с чем представляется правомерным проведение отдельной жеребьевки среди зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений с целью распределить на равных условиях именно этот вид платного эфирного времени.

Кандидаты, избирательные объединения не вправе уступать свои доли платного эфирного времени другим кандидатам, избирательным объединениям. Если кандидат, избирательное объединение не обратятся за получением бесплатного эфирного времени, то соответствующую долю организация телерадиовещания вправе использовать по своему усмотрению, в том числе вновь включить данное эфирное время в подлежащее распределению между субъектами проведения агитации, если иное не установлено законом.

Государственные и муниципальные организации телерадиовещания безотносительно уровня выборов, референдума также вправе предоставлять платное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума на равных условиях, в том числе при равных условиях оплаты. Так, если общероссийская государственная организация телерадиовещания изъявит желание предоставлять платное эфирное время на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, она обязана декларировать расценки и иные условия оплаты эфирного времени в соответствии с пунктом 6 статьи 50 комментируемого Федерального закона, собрать заявки на проведение агитации, провести жеребьевку среди желающих получить эфирное время и предоставлять его в соответствии с договорами, заключенными по результатам этой жеребьевки. Равным образом должна действовать и региональная организация телерадиовещания, передачи которой в силу технических особенностей вещания частично распространяются на территорию региона, в котором проводятся выборы.

7. Комментируемым пунктом установлена возможность получения платного и бесплатного эфирного времени избирательными объединениями. Это время может предоставляться как в рамках объемов, установленных пунктом 3 комментируемой статьи (см. пример 1) 1 , так и сверх установленных объемов (см. пример 2) 2 . Если избирательные объединения не создают избирательные фонды (а это происходит, когда кандидаты выдвинуты по мажоритарным избирательным округам), то возможно предоставление только бесплатного эфирного времени.

8. Комментируемым пунктом устанавливается особенность (в сравнении с негосударственными периодическими печатными изданиями) предоставления платных услуг негосударственными организациями телерадиовещания. При предоставлении эфирного времени должны соблюдаться не только равные условия оплаты (пункт 5 статьи 50 комментируемого Федерального закона), но и иные равные условия. Таким образом, негосударственная организация телерадиовещания не вправе отказать в предоставлении платного эфирного времени любому обратившемуся кандидату, избирательному объединению. Для соблюдения равных условий предоставления эфирного времени негосударственная организация телерадиовещания может также проводить жеребьевку по распределению эфирного времени среди подавших заявку кандидатов. Не исключается и приглашение кандидатов на дебаты, однако при этом расходы по предоставлению эфирного времени должны быть оплачены из соответствующих избирательных фондов.

9. Нарушение запрета, установленного комментируемым пунктом, влечет ответственность по статье 5.8 КоАП РФ. Данный запрет распространяется и на случай наложения на агитационный материал бегущей строки с информацией, не имеющей отношения к этому материалу.

10. Комментируемый пункт указывает на необходимость дополнительного регулирования условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующими законами, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов, референдума). В частности, практика показывает необходимость закрепления в законе общих условий проведения жеребьевок по распределению эфирного времени.

________________
1 Пример 1: на выборах главы муниципального образования зарегистрировано 10 кандидатов. Пять из них выдвинуты избирательными объединениями. Общий объем эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания в течение агитационного периода, 10 часов. Указанный общий объем делится поровну между зарегистрированными кандидатами (5 часов = 300 минут) и избирательными объединениями (5 часов = 300 минут). Эфирное время, предоставляемое кандидатам, делится пополам (300 минут разделить на 2): на время, предоставляемое для совместных агитационных мероприятий (150 минут), а также для индивидуального использования (150 минут). Таким образом, каждому кандидату для индивидуального использования предоставляется 15 минут бесплатного эфирного времени (150 минут разделить на 10 кандидатов). Эфирное время, предоставляемое избирательным объединениям, делится пополам (300 минут разделить на 2): на время, предоставляемое для совместных агитационных мероприятий (150 минут), а также для индивидуального использования (150 минут). Таким образом, каждому избирательному объединению для индивидуального использования предоставляется 30 минут бесплатного эфирного времени (150 минут разделить на 5 избирательных объединений). Аналогичный порядок предоставления эфирного времени установлен в статье 52 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»
2 Пример 2: на выборах главы муниципального образования зарегистрировано 10 кандидатов. Пять из них выдвинуты избирательными объединениями. Общий объем эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания в течение агитационного периода, в соответствии с федеральным законом, 10 часов. Указанный общий объем делится между зарегистрированными кандидатами: пять часов (т.е. 300 минут) для совместных агитационных мероприятий, пять часов (т.е. 300 минут) – для индивидуального использования. Таким образом, каждому кандидату для индивидуального использования предоставляется 30 минут бесплатного эфирного времени (300 минут разделить на 10 кандидатов). Еще три часа (т.е. 180 минут) бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, делится пополам (180 минут разделить на 2): на время, предоставляемое для совместных агитационных мероприятий (90 минут) и для индивидуального использования (90 минут). Таким образом, каждому избирательному объединению для индивидуального использования предоставляется 18 минут бесплатного эфирного времени (90 минут разделить на 5 избирательных объединений).