Статья 62. Открепительное удостоверение

Статья 62. Открепительное удостоверение

 

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленном законом порядке получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Форма открепительного удостоверения, порядок его изготовления и использования, количество открепительных удостоверений, используемых при проведении выборов, референдума, а также требования, предъявляемые к передаче открепительных удостоверений вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы, референдум комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности.

 

Возможность выдачи избирателю (участнику референдума) открепительного удостоверения для голосования на выборах (референдуме) направлена на более полное обеспечение принципов всеобщего и равного избирательного права граждан при проведении выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления, референдумов. Она может быть предусмотрена федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Применение института открепительного удостоверения наиболее целесообразно при проведении федеральных выборов, выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (особенно в части пропорциональной системы выборов), федерального и регионального референдумов. Во всех этих случаях границы избирательного округа, территории, на которой проводится референдум (округа референдума), охватывают собой территорию Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или ее значительную часть, вследствие чего открепительное удостоверение может быть использовано гражданами для голосования в масштабах всей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо их значительной по территориальным меркам части. Что же касается муниципальных выборов и местного референдума, то при их организации и проведении применение открепительного удостоверения (хотя комментируемый Федеральный закон и оговаривает такую возможность) вряд ли способно эффективно гарантировать участие в голосовании избирателям (участникам референдума), которые в силу тех или иных причин (командировка, выезд на лечение, на отдых и т.п.) не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка (участка референдума), на котором они включены в список избирателей (участников референдума). Применительно к муниципальному уровню выборов и местного референдума, в особенности в городских и сельских поселениях, предпочтительным выглядит предоставление избирателям (участникам референдума) в соответствии со статьей 65 комментируемого Федерального закона возможности досрочного голосования. Не следует забывать также и о том, что статья 64 комментируемого Федерального закона допускает установление законами субъектов Российской Федерации возможности голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в порядке, установленном ЦИК России, до урегулирования этого вопроса федеральным законом. При этом важно подчеркнуть, что проведение голосования по почте в целях обеспечения условий для выражения волеизъявления избирателей (участников референдума), не имеющих возможности прибыть в помещение для голосования своего избирательного участка, участка референдума, может иметь место наряду с применением открепительного удостоверения, в то время как досрочное голосование при проведении референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума должно организовываться лишь в случае, когда законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

Применение открепительного удостоверения предусмотрено Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации. При этом практически во всех субъектах Российской Федерации голосование по открепительному удостоверению предусматривается только применительно к референдуму субъекта Российской Федерации и выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации 1 . Принципиальное значение имеет указание комментируемого Федерального закона на то, что открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности, форма, порядок изготовления, использования и количество которых, а также требования, предъявляемые к их передаче вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы, референдум комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Анализ федеральных и региональных законов о выборах и референдумах свидетельствует, что они акцентируют внимание на следующих вопросах, связанных с практическим применением института открепительного удостоверения.

Для реализации права избирателя на получение открепительного удостоверения в законодательстве субъекта Российской Федерации необходимо предусмотреть, что избиратель (участник референдума), который не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того участка, на котором он включен в списки избирателей (участников референдума), как правило, вправе получить в соответствующей ТИК (ОИК) (за 45–25 дней до дня голосования) либо в участковой комиссии (за 24 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке (участке референдума), на котором он будет находиться в день голосования. Либо это могут быть иные сроки, которые согласовываются со сроками иных избирательных действий: сформирования УИК, досрочного голосования в помещениях ТИК и УИК (с учетом возможного совмещения дней голосования на выборах разного уровня). Например, в соответствии со статьей 119 Избирательного кодекса Костромской области установлено, что получение открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов областной Думы возможно только за 25 и менее дней до дня голосования и только в участковой избирательной комиссии. Подчеркнем, что воспользоваться открепительным удостоверением гражданин вправе, если он находится на той территории, на которой он обладает активным избирательным правом в силу пункта 4 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Соответствующая комиссия на основании письменного заявления избирателя (участника референдума) с указанием причины, по которой он просит выдать ему открепительное удостоверение, обязана выдать данный документ заявителю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором избиратель (участник референдума) находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержится под стражей подозреваемый или обвиняемый. Согласно статье 67 Избирательного кодекса города Москвы доверенность на получение открепительного удостоверения может быть удостоверена помимо этого соответствующими органами по месту работы, учебы или жительства избирателя. Перечень видов доверенности, на основании которой может быть выдано открепительное удостоверение, целесообразно установить законом субъекта Российской Федерации с учетом положений ГК РФ.

_______________
1 Но есть и другие примеры: так, в Приморском крае в соответствии со статьей 68 Избирательного кодекса Приморского края открепительное удостоверение используется на всех видах выборов, в том числе в городских и сельских поселениях. Промежуточную позицию по этому вопросу занимает законодательство Тульской области, которое для муниципальных образований, насчитывающих более ста тысяч избирателей, предусматривает использование открепительного удостоверения, а для иных муниципальных образований – досрочное голосование. Это правило закреплено в законах Тульской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления» (статья 73) и «О выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления» (статья 66).

Форма открепительного удостоверения утверждается комиссией организующей выборы, референдум и должна предусматривать возможность внесения в него фамилии, имени, отчества избирателя (участника референдума) и номера избирательного округа и (или) избирательного участка, где избиратель внесен в список избирателей (участников референдума) по месту жительства (по месту временного пребывания, если законом он наделен активным избирательным правом по этому месту временного пребывания). В случае, если закон предусматривает для соответствующих выборов возможность проведения повторного голосования, открепительное удостоверение должно иметь отрывной талон. На открепительном удостоверении также следует указать название выборов, референдума. Открепительные удостоверения в обязательном порядке имеют номер, так как они являются документами строгой отчетности и должны иметь единую нумерацию на всей территории, где проводятся выборы, референдум. Наличие номера позволяет идентифицировать утраченное открепительное удостоверение по присвоенному номеру и исключить его незаконное использование.

Открепительные удостоверения изготавливаются по решению комиссии, организующей выборы (референдум), в количестве, установленном комиссией, организующей выборы, референдум. Следует иметь в виду, что размещение заказа на изготовление открепительных удостоверений производится в порядке, установленном комиссией организующей выборы, референдум в организации, определенной в результате конкурса и на основании заключенного договора 1 . Такой конкурс целесообразно провести заблаговременно до назначения выборов, референдума. Открепительные удостоверения передаются вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям в том же порядке, что и бюллетени для голосования. Нижестоящая комиссия после получения открепительных удостоверений проверяет их количество и соответствие указанным в акте номерам и принимает решение о их распределении с учетом необходимых резервов. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней. В день голосования до начала времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются соответствующей комиссией, о чем составляется специальный акт с обязательным указанием количества погашенных неиспользованных удостоверений.

_______________
1 См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3105.

Открепительное удостоверение признается действительным, если на нем имеется печать соответствующей ОИК, ТИК, ИКМО, УИК и подпись члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение. При наличии отрывного талона указанные подпись и печать должны размещаться также и на нем.

При получении открепительного удостоверения избиратель (участник референдума) либо его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений (в ТИК (ИКМО) или ОИК) либо в списке избирателей (в участковой комиссии) и указывает серию и номер своего паспорта либо документа, заменяющего паспорт гражданина. При этом избиратель (участник референдума) исключается из списка избирателей (участников референдума) соответствующего участка и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей (участников референдума) при составлении протокола участковой комиссии. При получении на основании открепительного удостоверения бюллетеня избиратель (участник референдума) указывает в списке избирателей (участников референдума), в который он вносится дополнительно, адрес своего места жительства. При этом открепительное удостоверение (в случае, если возможно повторное голосование – отрывной талон) у него изымаются участковой комиссией. Поскольку избиратель (участник референдума), получивший открепительное удостоверение, может использовать его для получения бюллетеня на любом избирательном участке или участке референдума, открепительное удостоверение может быть предъявлено избирателем (участником референдума) для получения бюллетеня и на том же избирательном участке, участке референдума, по месту нахождения которого оно было получено, в указанном выше порядке. При этом участковая комиссия не вправе выяснять причины, которые побудили избирателя (участника референдума), получившего открепительное удостоверение, проголосовать по месту своего постоянного жительства, и не может отказать ему в выдаче бюллетеня в установленном законом порядке.

В комментируемом Федеральном законе, в иных законах не содержится прямого ответа на вопрос о том, каковы последствия утраты избирателем (участником референдума) открепительного удостоверения. Если опираться на системное прочтение статей 62, 64, 67 и 68 комментируемого Федерального закона, то следует сделать однозначный вывод о том, что без предъявления полученного открепительного удостоверения избиратель (участник референдума) не может реализовать право голосования ни на каком избирательном участке (участке референдума). Он также не вправе получить дубликат открепительного удостоверения, вследствие чего утрата этого документа, как правило, лишает избирателя (участника референдума) возможности принять участие в голосовании. Именно такая позиция по отношению к утрате открепительных удостоверений отражена в Разъяснениях о порядке учета и выдачи открепительных удостоверений для голосования на выборах Президента Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 декабря 2003 года № 72/622-4 1 и оговаривающих недопустимость восстановления утраченных открепительных удостоверений и выдачи их дубликатов. Вместе с тем нельзя не учитывать, что такая утрата может иметь место как по вине избирателя (участника референдума), так и по не зависящим от него причинам. Поэтому в принципе нельзя исключать ситуаций, когда в случае утраты (порчи) открепительного удостоверения в результате пожара, наводнения, землетрясения, хищения избиратель (участник референдума) по решению соответствующей комиссии или суда будет допущен к голосованию.

_______________
1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2004. № 1.