Статья 68. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума участковой комиссией

Статья 68. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума участковой комиссией

 

1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

2. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем – в органы местного самоуправления.

3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, комиссии муниципального образования избирателей, участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:

а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также выбывших по другим причинам);

б) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума);

в) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума);

г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям, участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума);

д) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума;

е) число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума.

6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов – только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:

а) в строку 1 – число избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на момент окончания голосования;

б) в строки 3 и 4 – число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно;

в) в строку 5 – число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;

г) в строку 6 – число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

д) в строку 11а – число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;

е) в строку 11б – число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума;

ж) в строку 11в – число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;

з) в строку 11г – число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений.

В строки 11а, 11б, 11в и 11г протокола об итогах голосования и его увеличенной формы данные вносятся, если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

Если законом предусмотрено повторное голосование, порядок учета открепительных удостоверений устанавливается этим законом.

После этого со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

7. Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.

8. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

9. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

11. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, на квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.

13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

14. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

15. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.

16. Если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования и участковой комиссии избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 65 настоящего Федерального закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.

17. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 65 настоящего Федерального закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

19. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней.

20. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

21. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

22. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11д и 11е протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11д и 11е протокола проставляется цифра «0».

23. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

24. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей, участников референдума в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона:

а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

б) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

в) участковая комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, участников референдума, т.е. данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 11а, 11б, 11в, 11г увеличенной формы протокола об итогах голосования;

г) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9, 10, 11, 12 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;

д) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11д и 11е протокола об итогах голосования;

е) в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящей статьи, участковая комиссия осуществляет сортировку бюллетеней, отделяя бюллетени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. Отдельный подсчет голосов по указанным бюллетеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

25. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и последующих строк – протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.

26. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

27. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

28. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

29. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

30. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, референдум, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.

31. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, документацией референдума, включая бюллетени, список избирателей, участников референдума, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.

32. Участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации используют при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 24 настоящей статьи. Законом, а в случае его отсутствия решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится вышестоящей комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. При совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня проводимых выборов, референдума.

О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. На избирательных участках, участках референдума, определенных жребием, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном пунктами 8–11, 13–15, 17–19, 21–23 настоящей статьи. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и последующих строк – протокола участковой комиссии об итогах голосования), на котором делается отметка: «Повторный» и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Председатель участковой комиссии избирательного участка, участка референдума, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах вышестоящую комиссию.

Вышестоящая комиссия, определившая жребием избирательные участки, участки референдума для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых комиссий указанных избирательных участков, участков референдума сведений о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчета голосов на всех избирательных участках, участках референдума, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории, в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из определенных жребием избирательных участков, участков референдума был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 10, 11, 12 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов.

Участковые комиссии избирательных участков, участков референдума, на которых использовались технические средства подсчета голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных в порядке, предусмотренном пунктом 30 настоящей статьи, направляют протоколы в вышестоящую комиссию.

33. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей, участников референдума.

34. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) ГАС «Выборы» либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация, документация референдума, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в вышестоящую комиссию либо непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, документации референдума и доставку ее по назначению. Федеральным законом может быть предусмотрено, что, за исключением первого экземпляра протокола об итогах голосования и приложенных к нему документов, представляемых в вышестоящую комиссию, вся избирательная документация, документация референдума избирательных участков, участков референдума, образованных за пределами Российской Федерации, включая бюллетени, хранится в помещениях дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по согласованию с их руководителями.

35. Порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации, порядок и сроки передачи, обработки и использования информации о выборах, референдуме, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, – Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

36. При проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в муниципальном районе и городском округе данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

 

1. Подсчет голосов избирателей (участников референдума) и составление протокола об итогах голосования участковыми комиссиями – одна из самых ответственных стадий избирательного процесса. Законодатель, стремясь сделать этот этап максимально открытым, установил унифицированную детальную регламентацию всех действий избирательных комиссий, комиссий референдума и создал механизм контроля за ними. Комментируемым Федеральным законом предусмотрено, что подсчет голосов избирателей (участников референдума) осуществляется членами участковой комиссии с правом решающего голоса сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.

При всех действиях по подсчету голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, члены вышестоящих комиссий с правом как решающего, так и совещательного голоса, работники аппаратов вышестоящих комиссий, наблюдатели, в том числе иностранные (международные), а также кандидат, зарегистрированный вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель либо доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, член или уполномоченный представитель иной группы участников референдума (пункт 3 статьи 30, пункт 2 статьи 42 комментируемого Федерального закона). При подсчете голосов избирателей (участников референдума) и составлении соответствующего протокола указанным лицам должен обеспечиваться полный обзор действий членов комиссии с правом решающего голоса. Установленная комментируемой статьей процедура подсчета голосов предусматривает последовательную фиксацию числовых данных по строкам протокола об итогах голосования, указанного в статье 67 комментируемого Федерального закона (следует иметь ввиду, что нумерация строк протокола не отражает последовательности заполнения этих строк), и заполнения строк протокола, а также соответствующих строк увеличенной формы протокола, которая в соответствии с пунктом 9 статьи 61 комментируемого Федерального закона размещается в помещении для голосования.

В связи с применением ГАС «Выборы» широко используется унифицированная форма протокола участковой комиссии. При заполнении строк протокола участковой комиссии, составляемых по такой форме, соответствующие цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Числа заносятся в протокол цифрами и прописью. Так, например, выглядит заполненная строка 10 протокола участковой комиссии об итогах голосования (приведено условное число):

Аналогичный порядок заполнения строк протокола определен и для других уровней комиссий. При этом число клеток в строке устанавливается соответствующей комиссией при утверждении формы протокола. Федеральный законодатель не требует занесения чисел в протокол прописью для вышестоящих комиссий по сравнению с участковой комиссией.

Новеллой комментируемого Федерального закона является нормативное закрепление использования при голосовании и подсчете голосов технических средств подсчета голосов (ТСПГ) и комплексов для электронного голосования (КЭГ). Порядок подсчета в случае, если ТСПГ использовались, существенно отличается от обычного подсчета голосов. Если обычный подсчет начинается с работы с неиспользованными бюллетенями и списком избирателей и заканчивается непосредственным (ручным) подсчетом голосов, то при использовании ТСПГ непосредственный подсчет производится автоматически, при опускании гражданином бюллетеня в ТСПГ, т.е. еще в процессе голосования. Впоследствии, по окончании времени голосования, в составляемый с использованием ТСПГ протокол об итогах голосования необходимо ввести данные, полученные при погашении неиспользованных бюллетеней, работы со списком, после чего составленный протокол об итогах голосования выводится на печать и приобретает юридическую силу после его подписания всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса (см. комментарий к пункту 26 статьи 68). В связи с этим особое значение при использовании ТСПГ приобретает увеличенная форма протокола об итогах голосования, поскольку только в нее предварительно заносится ряд числовых данных, которые впоследствии должны быть перенесены в протокол (см. пункты 3, 4 и 6 комментируемой статьи).

2. Комментируемый пункт устанавливает требование непрерывности подсчета голосов. Подсчет голосов в смысле комментируемого Федерального закона включает в себя как действия, связанные с погашением неиспользованных бюллетеней, определением ряда числовых данных по списку избирателей (участников референдума), так и непосредственный подсчет голосов – по бюллетеням, в которых содержатся соответствующие отметки избирателей (участников референдума). Подсчет голосов оканчивается итоговым заседанием участковой комиссии, на котором подписываются два экземпляра протокола об итогах голосования и всем заинтересованным лицам выдаются заверенные копии протокола. Вместе с тем следует учитывать, что статья 69 комментируемого Федерального закона предусматривает проверку протокола участковой комиссии на соответствие требованиям закона и возможное составление повторного протокола либо протокола повторного подсчета голосов участковой комиссии, в связи с чем некоторые или все процедуры подсчета голосов могут повториться.

В комментируемом Федеральном законе закреплена последовательность подсчета голосов избирателей (участников референдума) в случае совмещения выборов, референдумов разных уровней. Так, в этом случае в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем – в органы местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что, как следует из последующих положений комментируемой статьи, указанная последовательность относится к двум стадиям: на первой стадии проводится работа со списком избирателей (по всем видам и уровням выборов и референдумов), на второй – непосредственный подсчет голосов.

3. В соответствии с комментируемым пунктом сразу после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают неиспользованные бюллетени и погашают их путем отрезания левого нижнего угла лицевой стороны бюллетеня. Очевидно, что в данном случае исключается повреждение квадратов, предназначенных для внесения отметок избирателей (участников референдума), а также подписей членов участковой комиссии в правом верхнем углу бюллетеня. Практика показывает возможность следующей организации работы с бюллетенями. После получения бюллетеней из вышестоящей комиссии на каждом бюллетене проставляются подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса. Эти подписи скрепляются печатью участковой комиссии, бюллетени пересчитываются и складываются в стопу, при этом каждые 50, 20 или 10 бюллетеней отделяются закладками. Это дает возможность сократить время подсчета бюллетеней при выдаче их членам комиссии, которые в день голосования вручают бюллетени избирателям (участникам референдума), а также при определении числа неиспользованных бюллетеней. В число погашенных бюллетенейтакже входят бюллетени, испорченные избирателями (участниками референдума) и обработанные в соответствии с пунктом 9 статьи 64 комментируемого Федерального закона. Общее число погашенных бюллетеней оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Погашенные бюллетени упаковываются отдельно.

4. После заполнения строки 7 протокола участковой комиссии об итогах голосования (протокол) заполняется строка 2 протокола «Число бюллетеней, полученных участковой комиссией». Строка 2 заполняется на основе акта о получении бюллетеней участковой комиссией, составленного в соответствии с пунктами 12–14 статьи 63 комментируемого Федерального закона. Если участковая комиссия получала бюллетени по акту неоднократно, данные всех актов о получении бюллетеней суммируются. Вместе с тем при проведении выборов в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации,местного референдума следует учитывать, что в указанное число не входят данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении ТИК, ОИК, ИКМО избирателей (участников референдума).

5–6. Перед непосредственным подсчетом голосов члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей (участников референдума) данные, перечисленные в комментируемом пункте 5. Если на конкретных выборах, референдуме законом не предусмотрено использование открепительных удостоверений, то данные, предусмотренные подпунктами «д» и «е» комментируемого пункта, в списке избирателей (участников референдума) не указываются, а если не предусмотрено досрочное голосование, то также не указываются данные, предусмотренные подпунктом «г» комментируемого пункта. Вместе с тем, если на муниципальных выборах, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме применяется досрочное голосование как в помещении территориальной, так и в помещении участковой комиссии и учитывая, что строка 4 протокола должна содержать отдельно данные о числе избирателей (участников референдума), проголосовавших досрочно в ТИК (иной, кроме участковой), на каждой странице списка избирателей такие данные должны отмечаться специально, а затем также специально суммироваться.

Практика показывает необходимость следующей организации работы со списками избирателей (участников референдума). Например, список избирателей состоит из шести томов (книг), составленных либо по алфавиту, либо по адресам. При этом бюллетени избирателям (участникам референдума) выдают шесть членов участковой комиссии. Каждый из них вносит сведения по страницам соответствующего тома списка, расписывается, после чего записывает данные, полученные по каждой странице, в специально разграфленный лист суммирования, где подсчитывает суммарные данные по соответствующему тому списка избирателей (участников референдума). Следует учитывать, что при голосовании по нескольким бюллетеням данные по каждому голосованию могут отличаться, особенно если проводились совмещенные выборы, референдум. Если при этом велся единый список избирателей (участников референдума), суммирование по каждому голосованию следует проводить отдельно.

Затем члены участковой комиссии меняются томами списка избирателей (участников референдума) и проверяют правильность произведенных записей. Если сомнений в правильности внесенных данных и итогов подсчетов в листах суммирования не возникло, то каждый из этих шести членов участковой комиссии оглашает суммарные по соответствующему тому списка избирателей (участников референдума) данные, которые в свою очередь записываются, суммируются и оглашаются секретарем, председателем либо заместителем председателя участковой комиссии. В последний лист списка председатель или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных на каждой странице, а затем заверяет его подписью и печатью комиссии. После этого список представляется для визуального ознакомления с ним лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей (участников референдума).

Далее председателем, заместителем председателя или секретарем участковой комиссии на основании пункта 6 комментируемой статьи полученные данные оглашаются и вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

В строке 1 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы указывается число избирателей (участников референдума), обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (округе референдума) и внесенных в список избирателей (участников референдума), которое определяется в соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи. Оно должно соответствовать количеству избирателей (участников референдума), указанному в заверительной записи на последнем листе списка. В число избирателей (участников референдума), внесенных в список, включаются также избиратели (участники референдума), принявшие участие в выборах, референдуме по открепительным удостоверениям (при одновременном проведении выборов, референдумов разных уровней необходимо особое внимание уделить наличию у избирателя (участника референдума) активного избирательного права в соответствующем избирательном округе (округе референдума), и не включаются избиратели (участники референдума), получившие открепительные удостоверения, а также выбывшие по другим причинам.

В строку 3 протокола и его увеличенной формы вносится общее число бюллетеней, выданных избирателям (участникам референдума), проголосовавшим досрочно. Такая строка может присутствовать в протоколе в двух различных случаях: если проводится досрочное голосование в соответствии с пунктами 2–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона – на выборах в органы местного самоуправления, при проведении референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума; если проводится досрочное голосование в соответствии с пунктом 10 статьи 65 комментируемого Федерального закона среди отдельных групп избирателей (участников референдума) – на любых выборах. Как отмечалось в комментарии к статье 67, в законе субъекта Российской Федерации могут предусматриваться оба вида голосования, в этом случае в протоколе должна заполняться еще одна строка.

Строка 4 наличествует в протоколе, но заполняется только в случае, когда проводится досрочное голосование в соответствии с пунктами 2–9 статьи 65 комментируемого Федерального закона – на выборах в органы местного самоуправления и при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Комментируемый Федеральный закон определяет, что при работе членов участковой комиссии со списком избирателей (участников референдума) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (участникам референдума), не только устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей (участников референдума), но и проверяется по списку досрочно проголосовавших лиц.

В строку 5 протокола и его увеличенной формы вносится число бюллетеней, выданных избирателям (участникам референдума) в помещении для голосования в день голосования. Оно получается путем подсчета и суммирования подписей избирателей (участников референдума) в получении бюллетеня по соответствующему виду голосования.

В строку 6 протокола и его увеличенной формы вносится число бюллетеней, которые были выданы избирателям (участникам референдума), в день голосования проголосовавшим вне помещения для голосования. Данная строка заполняется на основании суммирования отметок «Проголосовал вне помещения для голосования» по соответствующему виду голосования.

Если на выборах, референдуме используется открепительное удостоверение, то после этого заполняются строки 11а–11г протокола и его увеличенной формы.

Строки 11б и 11в заполняются на основе суммированных данных списка избирателей (участников референдума), полученных в соответствии с подпунктами «д» и «е» комментируемого пункта. В случае выдачи открепительного удостоверения (при одновременном проведении выборов, референдумов разных уровней особое внимание следует уделить наличию у избирателя (участника референдума) активного избирательного права, права на участие в референдуме в данном избирательном округе (округе референдума) в списке избирателей (участников референдума) делается соответствующая отметка против фамилии избирателя (участника референдума) и он исключается из списка избирателей (участников референдума). Если избиратель (участник референдума) получил бюллетень на основании открепительного удостоверения, он включается в список избирателей (участников референдума), а в списке в отношении этого избирателя (участника референдума) в соответствующей графе делается отметка о включении его в список избирателей (участников референдума) на основании открепительного удостоверения.

Строка 11а «Число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией» должна заполняться на основе соответствующего акта о получении открепительных удостоверений от вышестоящей комиссии.

Строка 11г «Число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений» должна заполняться на основе соответствующего акта о погашении открепительных удостоверений. Такое погашение должно производиться в день голосования до начала времени голосования (см. пункт 8 статьи 74 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), за исключением случаев проведения голосования в два тура, т.е. повторного голосования (см. пункт 8 статьи 68 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). О последнем случае комментируемый пункт указывает, что специальным законом должен быть установлен порядок учета открепительных удостоверений, поскольку при применении системы такого голосования возможно изготовление единого открепительного удостоверения с отрывным талоном.

Комментируемый пункт закрепил необходимость предоставления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса возможности убедиться в правильности произведенного членами участковой комиссии с правом решающего голоса подсчета по отметкам в списке избирателей (участников референдума) после завершения их работы с данными документами.

7. После занесения соответствующих данных в строки 1, 3–6, 11а–11г протокола об итогах голосования и его увеличенной формы председатель или секретарь участковой комиссии обеспечивает хранение списка избирателей (участников референдума), исключающее доступ к нему членов комиссии. Список избирателей (участников референдума) может быть предоставлен членам комиссий только при проверке в соответствии с пунктом 22 комментируемой статьи контрольных соотношений данных, внесенных в протокол.

8–10. Федеральный законодатель предусмотрел ряд механизмов, обеспечивающих открытость процесса установления итогов голосования при подсчете голосов избирателей (участников референдума), т.е. при работе участковой комиссии непосредственно с бюллетенями. Так, в соответствии с пунктом 10 комментируемой статьи непосредственный подсчет голосов должен производиться в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии. Запрет пользоваться членам участковой комиссии с правом решающего голоса (кроме председателя либо заместителя председателя и секретаря комиссии) письменными принадлежностями, установленный в прежнем Федеральном законе, не применяется при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 комментируемой статьи.

11. В процессе непосредственного подсчета голосов при сортировке бюллетеней члены участковой комиссии отделяют из всего массива бюллетени неустановленной формы либо изготовленные неофициально, либо бюллетени, на которых не проставлены две подписи членов комиссии с правом решающего голоса, заверенные печатью комиссии. При непосредственном подсчете голосов они не учитываются.

12. На первом этапе непосредственного подсчета в соответствии с комментируемым пунктом производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования, с соблюдением тайны голосования избирателей (участников референдума). Число извлеченных из переносных ящиков бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. При обнаружении в переносном ящике большего числа бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей (участников референдума), участковая комиссия обязана принять решение о признании недействительными всех находящихся в переносном ящике бюллетеней по соответствующему избирательному округу (округу референдума). Если, например, выборы проводятся по нескольким избирательным округам (голосование проводится несколькими бюллетенями), следует точно устанавливать, бюллетени по какому виду голосования в соответствии с комментируемой нормой следует признавать недействительными. Основания признания бюллетеней недействительными заносятся непосредственно на лицевую сторону бюллетеня, в квадраты, предназначенные для проставления отметок избирателями (участниками референдума). Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в соответствующий акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при их сортировке.

13–18. Бюллетени извлекаются из стационарных ящиков для голосования после проверки неповрежденности печатей на них и смешиваются с бюллетенями установленной формы, извлеченными из переносных ящиков. Затем в случае совмещения выборов должна быть произведена сортировка бюллетеней по видам выборов. Далее, с учетом пункта 2 комментируемой статьи, в первую очередь осуществляется работа с бюллетенями по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем – в органы местного самоуправления, начиная с сортировки бюллетеней с отметками избирателей (участников референдума) на пачки по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против») и помещением недействительных бюллетеней в отдельную пачку и заканчивая подписание протокола участковой комиссии об итогах голосования и выдачей его заверенных копий наблюдателям и иным лицам, имеющим право на получение таких копий.

В соответствии с требованиями комментируемого пункта 14 при сортировке бюллетеней члены комиссии обязаны оглашать содержащиеся в каждом бюллетене отметки избирателя (участника референдума) и предоставлять каждый бюллетень для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете голосов.

Комментируемый пункт 15 указывает, что при проведении выборов по многомандатным избирательным округам (при условии, что у избирателя более чем один голос) сортировка бюллетеней в отдельные пачки по каждому кандидату не производится.

Комментируемый пункт 16 допускает в рамках сортировки, указанной в пункте 14 комментируемой статьи, выделение бюллетеней, оставленных досрочно проголосовавшими избирателями, и отдельную сортировку таких выделенных бюллетеней с занесением данных последней в специальный акт. Следует отметить, что данные таких «выделенных» бюллетеней также включаются в данные общей сортировки. Такие бюллетени определяются по печати участковой комиссии, проставленной на их оборотной стороне в соответствии с пунктом 7 статьи 65 комментируемого Федерального закона. После окончания непосредственного подсчета голосов указанные бюллетени упаковываются отдельно.

В соответствии с комментируемым пунктом 17 в ходе сортировки бюллетеней необходимо определенным образом обрабатывать недействительные бюллетени, т.е. откладывать недействительные бюллетени в отдельную пачку, если у членов комиссии с правом решающего голоса не возникло сомнения в том, признавать ли их недействительными. В случае возникновения сомнения в определении волеизъявления избирателя (участника референдума) этот бюллетень откладывается в сторону, в особую пачку. После завершения сортировки члены комиссии должны первым делом осмотреть бюллетени, в отношении которых возникли сомнения. Участковая комиссия обязана решить голосованием вопрос о действительности каждого из этих сомнительных бюллетеней. После этого на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Данная запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. После этого бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке. Следует отметить, что комментируемый Федеральный закон придал большую однозначность понятию «недействительный бюллетень». Таким образом, если при подсчете голосов на выборах, референдуме, бюллетень, в котором отметка избирателя (участника референдума) стоит, например, напротив фамилии конкретного кандидата или на самой фамилии, но не в квадрате, то в соответствии с комментируемым законом участковая комиссия обязана признать такой бюллетень недействительным 1 .

Среди рассортированных бюллетеней недействительные подсчитываются первыми. Кроме недействительных бюллетеней, полученных при сортировке, у участ­ковой комиссии уже могут иметься бюллетени, признанные недействительными в соответствии с пунктом 12 комментируемой статьи (голосование вне помещения для голосования) и пунктом 8 статьи 65 комментируемого Федерального закона. Общее число недействительных бюллетеней заносится в строку 10 протокола и его увеличенной формы.

Комментируемый пункт 18 однозначно регулирует процесс подсчета рассортированных по пачкам бюллетеней с целью более точного подсчета голосов. Перекладывание бюллетеней из одной части пачки в другую сопровождается их повторным предъявлением лицам, которые присутствуют при подсчете голосов. Полученные в соответствии с комментируемым пунктом сведения заносятся в строку 12 и последующие строки протокола и его увеличенной формы.

19–20. В строку 11 протокола и его увеличенной формы вносится число действительных бюллетеней. Данное число может быть подсчитано путем суммирования сведений, содержащихся в строке 12 и последующих строках протокола. В стро­ку 9 протокола вносится число бюллетеней установленной формы, содержащихся в стационарных ящиках для голосования. Это число представляет собой разность между суммой числа действительных и недействительных бюллетеней и числом бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках для голосования (строка 10 плюс строка 11 минус строка 8).

21. Только после того, как члены участковой комиссии рассортируют бюллетени по кандидатам, спискам кандидатов, позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против») и заполнят соответствующие строки протокола, с бюллетенями визуально, т.е. не прикасаясь к ним, могут ознакомиться наблюдатели, а также иные лица, присутствующие при подсчете голосов участковой комиссией. Члены комиссии с правом совещательного голоса, кроме того, вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

_______________
1 Избирательный бюллетень также признается недействительным в случае, когда отметка избирателя, проголосовавшего досрочно, стоит в квадрате напротив сведений о кандидате (избирательном объединении), регистрация которого (регистрация списка кандидатов которого) была отменена. Решение о признании бюллетеня недействительным в данном случае обусловливается тем, что по такому бюллетеню невозможно определить волеизъявление избирателя. В ином случае (т.е. в случае, если отметка избирателя сделана в отношении кандидата (списка кандидатов), находящегося на день голосования в избирательном бюллетене), а также в случае, когда кандидат, список кандидатов был включен по решению суда в избирательный бюллетень после начала досрочного голосования, избирательные бюллетени с однозначно воспринимаемыми отметками избирателей, проголосовавших досрочно по бюллетеням, которые впоследствии были изменены, не могут признаваться недействительными.

22. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса осуществляют проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае несовпадения контрольных соотношений участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, включая дополнительный подсчет бюллетеней. Важным в комментируемом Федеральном законе является требование о том, что в случае, когда в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11д и 11е протокола об итогах голосования 1 .

23. В комментируемом Федеральном законе уточнена и процедура упаковки обработанных бюллетеней. Установлено, что на мешках и коробках, в которые упаковываются сложенные в отдельные пачки бюллетени, указывается не только номер избирательного участка, участка референдума, но и число бюллетеней. При этом в комментируемом пункте 23 не устанавливается, что необходимо указывать перечень наименований пачек, в которые сложены бюллетени, и число бюллетеней в каждой из пачек. Поэтому на практике целесообразно указывать суммарное число бюллетеней, в том числе и бюллетеней неустановленной формы, содержащееся в этом мешке либо коробке, а при проведении смешанных выборов, референдумов – число бюллетеней по каждому виду выборов, референдумов.

_______________
1 Вот как описывает данную ситуацию пункт 21 статьи 73 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (нумерация строк протокола не соответствует установленной в статье 67 комментируемого Федерального закона): «После ознакомления членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования: строку 16 «Число утраченных избирательных бюллетеней» и строку 17 «Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней». Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра «0». Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра «0». Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 проставляется цифра «0».

24–25. В настоящее время в системе избирательных комиссий широко применяется ГАС «Выборы». В связи с возможностью применения на выборах, референдумах технических средств подсчета голосов в нескольких пунктах комментируемой статьи установлено право участковой комиссии использовать при голосовании избирателей (участников референдума) технические средства подсчета голосов – КОИБ, а также особенности порядка действий участковой комиссии, а также вышестоящей комиссии при их применении. Эти устройства использовались, в частности, на избирательных участках в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Республике Калмыкия, в Астраханской, Брянской, Волгоградской, Ленинградской, Саратовской, Смоленской, Тульской областях и ряде других субъектов Российской Федерации при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов и показали свою высокую эффективность и надежность.

В комментируемой статье также содержится положение, в соответствии с которым протокол участковой комиссии об итогах голосования, полученный с применением ТСПГ, приобретает юридическую силу после его подписания всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса (пункт 26 комментируемой статьи).

Комментируемый пункт 24 содержит описание особенностей подсчета голосов при использовании на участке ТСПГ, связанных, как указывалось выше, с иной последовательностью и иным содержанием (отсутствие ручного подсчета бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума) действий членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Комментируемый пункт в ряде случаев допускает, чтобы бюллетени опускали в техническое средство подсчета голосов не избиратели (участники референдума), а члены участковой комиссии с правом решающего голоса (подпункты «а» и «б»), а также предусматривает возможность введения данных, содержащихся в увеличенной форме протокола, в указанное техническое средство (подпункт «в») и т.п.

Комментируемый пункт 25 в случае наличия обоснованных жалоб допускает принятие решения участковой комиссией о ручном подсчете бюллетеней, содержащихся в ТСПГ. Данные ручного подсчета имеют превалирующее значение и вносятся в протокол об итогах голосования в случае несовпадения данных, полученных с помощью ТСПГ, и данных ручного подсчета по строкам 10, 11, 12 и последующим, более чем одного процента, но не менее трех единиц.

Действие комментируемой нормы в части «деления меньшего числа на большее» можно пояснить на следующем примере: по данным, полученным с помощью ТСПГ, кандидат Иванов получил 1500 голосов, а по данным ручного подсчета этот кандидат получил 1505 голосов. Разница между данными подсчетов – 5 голосов. Меньшее число в данной ситуации – 5, большее – 1505. Следовательно, разница между данными ручного подсчета и данными, полученными с помощью ТСПГ, 0,33 процента.

26–31. Комментируемый Федеральный закон впервые предусмотрел необходимость обязательного проведения итогового заседания участковой комиссии и рассмотрения на нем поступивших в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей (участников референдума) жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при подсчете голосов. При этом принятые решения приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. Участковая комиссия обязана заполнить протокол об итогах голосования в двух экземплярах, каждый из которых подписывают все присутствующие члены комиссии с правом решающего голоса. Протокол считается действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Комментируемый пункт специально оговаривает недопустимость фальсификации подписи члена участковой комиссии на протоколе. В комментируемом Федеральном законе установлено требование, в соответствии с которым не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Это требование является одной из гарантий невозможности искажения итогов голосования на избирательном участке (участке референдума).

После подписания протокола об итогах голосования участковая комиссия по требованию лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, обязана немедленно выдать им заверенную копию протокола (в том числе составленного повторно). Заверение производится в соответствии с пунктом 12 статьи 30 комментируемого Федерального закона. Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен на одном листе формата А3, а комиссия располагает только копировальной техникой, работающей с бумагой формата А4, копия может быть изготовлена на двух листах, при этом оба листа заверяются в соответствии с требованиями комментируемого Федерального закона.Комментируемый Федеральный закон содержит требование о том, что факт выдачи заверенных копий протокола об итогах голосования отмечается в соответствующем реестре и осуществляется под роспись. В комментируемом пункте 29 федеральный законодатель уточнил ответственность лица, заверившего копию протокола об итогах голосования. В соответствии с частью 2 статьи 5.6 КоАП РФ выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса лицам, имеющим право на получение заверенной копии протокола об итогах голосования, заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования вместе с приобщенными к нему особыми мнениями членов участковой комиссии с правом решающего голоса, составленными комиссией актами и реестрами, а также поступившими в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей (участников референдума) жалобами и заявлениями на нарушение соответствующего закона и решениями комиссии по ним, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума и возврату в участковую комиссию не подлежит. В комментируемом пункте федеральный законодатель установил, что заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования.

Комментируемый пункт предусмотрел возможность присутствия при передаче протокола участковой комиссии об итогах голосования в вышестоящую комиссию членов данной участковой комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса, а также наблюдателям, направленным в данную участковую комиссию.

Комментируемым пунктом 31 определена обязанность участковой комиссии после ознакомления наблюдателей и иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 комментируемого Федерального закона, со вторым экземпляром протокола участ­ковой комиссии об итогах голосования вывешивать его заверенную копию для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, документацией референдума, включая бюллетени, список избирателей (участников референдума), а также печать участковой комиссии, передается в вышестоящую комиссию для хранения.

32. Комментируемый пункт содержит важные правила использования ТСПГ и КЭГ. Во-первых, использование при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования ТСПГ и КЭГосуществляется по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКСРФ. Перечень избирательных участков (участков референдума), на которых используются ТСПГ или КЭГ, определяется ЦИК России или по ее поручению соответствующей ИКСРФ. Во-вторых, конкретный закон о выборах, а в отсутствие законодательного регулирования – ЦИК России могут установить необходимость проведения контрольного (ручного) подсчета голосов на ряде участков, выбираемых жребием. Критерий расхождения между данными ручного подсчета и данными, полученными с помощью ТСПГ, аналогичен установленному в пункте 25 комментируемой статьи, но при этом описан более детально; при этом приоритет отдается результатам ручного подсчета 1 .

33. Как уже указывалось, особенностью использования ТСПГ является получение данных о голосовании непосредственно в ходе голосования. Комментируемый пункт прямо запрещает разглашение таких данных до окончания голосования, за исключением данных о явке избирателей (участников референдума).

34. Комментируемый пункт рассматривает случаи, когда избирательный участок, участок референдума находится в отдаленной или труднодоступной местности либо в иностранном государстве. В этом случае для определения результатов выборов, референдума допускается учет данных, полученных по техническим каналам связи.

_______________
1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 ноября 2005 года № 160/1053-4 «О проведении контрольного (ручного) подсчета голосов на ряде избирательных участков города Москвы, оснащенных техническими средствами подсчета голосов – комплексами обработки избирательных бюллетеней, при проведении повторных дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Преображенскому одномандатному избирательному округу № 199, дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Университетскому одномандатному избирательному округу № 201 и выборов депутатов Московской городской Думы четвертого созыва 4 декабря 2005 года» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 12 (191).

35. В настоящее время к федеральному законодательству, регулирующему указанные в комментируемом пункте вопросы, относятся комментируемыйФедеральный закон, Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». В части, не урегулированной этими законами, соответствующее регулирование осуществляет ЦИК России.

36. В комментируемую статью федеральный законодатель внес новый пункт 36, предусматривающий размещение в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в порядке, определяемом ЦИК России 1 , данных протоколов участковых комиссий об итогах голосования при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в муниципальном районе и городском округе.

_______________
1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 сентября 2003 года № 25/176-4 (в редакции от 21 ноября 2005 года) «О порядке размещения данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 12; 2005. № 12; а также выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 сентября 2006 года № 187-3-4 «Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в Интернет-портале ЦИК России в сети Интернет» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 9 (200).