Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 177548-6 «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отдельн

05-14/579 от 26.02.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом Директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 15 февраля 2013 года № П15-6862 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 177548-6 «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает наделение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом посещения заседаний избирательных комиссий всех уровней, а также правом присутствия при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении комиссиями всех уровней работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования.

Полагаем, что подобное регулирование будет негативно соотноситься с основными принципами законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

В настоящее время право присутствовать при осуществлении указанных действий законодательно закреплено за членами вышестоящих комиссий и работниками их аппаратов, кандидатом или доверенным лицом кандидата, зарегистрированного данной либо вышестоящей комиссией, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидатом из указанного списка, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Исходя из принципов формирования избирательных комиссий различных уровней, закрепленных статьями 21 – 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), лица, указанные в проекте федерального закона, могут участвовать как в предложении кандидатур членов избирательных комиссий (как представители соответствующих политических партий), так и в формировании избирательных комиссий.

Таким образом, наделение членов политических партий, являющихся депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правом посещения заседаний избирательных комиссий в данном качестве может нарушить баланс представительства политических партий в избирательном процессе. Регулирование, предлагаемое проектом федерального закона, может вступать в противоречие с принципом равенства кандидатов, в том числе выдвинутых политическими партиями, установленным статьей 39 Федерального закона.

Кроме того, регулирование, предлагаемое проектом федерального закона, может негативно сказаться на обеспечении предусмотренных статьей 40 Федерального закона ограничений, связанных с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Также особое значение в данном контексте имеет пункт 12 статьи 20 Федерального закона, в соответствии с которым избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Присутствие лиц, указанных в проекте федерального закона, при осуществлении избирательными комиссиями всех уровней своих функций может поставить под сомнение их независимость.

В настоящее время депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации активно реализуют контрольные полномочия в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которой они вправе направить запрос в том числе Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, комиссий референдума. Согласно части второй статьи 17 указанного Федерального закона при обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, соответствующие органы обязаны дать ответ на это обращение и предоставить запрашиваемые документы и сведения, что в полной мере соблюдается избирательными комиссиями всех уровней. Кроме того, часть вторая статьи 5 указанного Федерального закона устанавливает, что удостоверения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления. И хотя в данной норме прямо не перечислены избирательные комиссии, фактически, применяя законоположение по аналогии депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не чинится каких-либо препятствий, если они желают посетить избирательные комиссии или помещения для голосования.

В рамках реализации предусмотренного статьей 30 Федерального закона принципа гласности деятельность участковых избирательных комиссий контролируется наблюдателями, членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а также правоохранительными органами, в том числе прокуратурой, кандидатами и т.д. Неограниченным кругом лиц осуществляется общественный контроль посредством просмотра трансляций из помещения для голосования благодаря применению веб-камер. Представителям средств массовой информации, которые нередко, являясь иностранными агентами, действуют вне рамок своего статуса, также предоставлено право присутствия и контроля за деятельностью избирательных комиссий.

Дальнейшее расширение круга указанных лиц путем включения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом их особого статуса и полномочий, закрепленных в действующем законодательстве, полагаем чрезмерным.

В.Е. Чуров

А.В. Ситникова

(495) 625-70-96