Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 195313-6 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации») в части указания партийной принадлежности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

05-14/725 от 11.03.2013

Министру связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации

Н.А. Никифорову

Уважаемый Николай Анатольевич!

В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило письмо Директора Департамента пресс-службы и информации Аппарата Правительства Российской Федерации М.А. Бубена от 26 февраля 2013 года № П39-8493 о подготовке проекта официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона           № 195313-6 «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) в части указания партийной принадлежности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от   12 мая 2009 года № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» (далее – Федеральный закон) освещение деятельности парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) предусматривает размещение информации о деятельности, в том числе, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно требованиям частей 3 и 4 статьи 4 Федерального закона, а также положениям принятых в соответствии с ним нормативных актов, устанавливающих порядок, предмет и методику учета эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий, к информации о деятельности парламентских партий относятся, в том числе, сведения (сообщения, данные), посвященные деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при условии указания в информационном сообщении на их принадлежность к соответствующей партии и (или) фракции. Информация не является предметом учета объема эфирного времени в случае, если она не связана с деятельностью парламентской партии, и при отсутствии в информационном сообщении указания на принадлежность данных лиц к соответствующей партии и (или) фракции (депутатскому объединению). При наличии такого указания, в том числе присутствующего в звуковом сопровождении информационного сообщения, в титрах, сообщениях разъясняющего характера или выраженного каким-либо иным образом, информация о деятельности данных лиц является предметом учета объема эфирного времени.

Таким образом, в случае внесения указанных в законопроекте изменений в федеральные законы, любое упоминание депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в средствах массовой информации, на которые распространяется Федеральный закон (в настоящее время это два телевизионных и три радиоканала, формируемых и распространяемых Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»), в том числе по существу и не имеющее отношение к деятельности соответствующей политической партии, будет рассматриваться законодателем в качестве информации о деятельности парламентской партии, к которой Федеральный закон предъявляет требование равенства по объему освещения по отношению к другим парламентским партиям, что, по нашему мнению, не вполне согласуется с принципами освещения деятельности парламентских партий, установленными статьей 3 Федерального закона.

Кроме того, в силу положений пункта 13 статьи 32 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» данное требование будет распространяться также на все региональные средства массовой информации, на которые распространяется действие законов субъектов Российской Федерации о гарантиях равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть в случае упоминания депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, являющегося при этом представителем партии, представленной в соответствующем региональном парламенте, на любом из упомянутых региональных каналов продолжительность данного упоминания (сообщения) будет учитываться как время освещения деятельности политической партии, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обращает внимание, что автор законодательной инициативы в пояснительной записке к законопроекту ссылается на Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются от политических партий. Однако 1 марта 2013 года Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона № 232119-6 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который предусматривает применение смешанной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а значит, субъектом выдвижения кандидата может стать не только политическая партия.

Л.Г. Ивлев

Е.С. Классина

(495) 606-84-78