Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 221053-6 «О внесении изменений в пункт 13 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

05-14/1244 от 08.04.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом Директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 22 марта 2013 года № П15-13095 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 221053-6 «О внесении изменений в пункт 13 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К.В. Ширшовым, К.К. Тайсаевым, С.П. Обуховым, А.В. Корниенко, А.А. Андреевым, В.И. Гончаровым, А.Ж. Бифовым, Р.И. Кочиевым (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение в пункт 13 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положений, конкретизирующих способ осуществления прошивки книг списков избирателей, в частности, предлагается внести в указанную норму обязанность брошюровать книги способом, исключающим возможность извлечения (подмены) листов списка избирателей без нарушения целостности сшива, что следует подтверждать печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя на обороте последнего листа списка избирателей на месте его прошивки.

Предложенное проектом федерального закона уточнение способа скрепления листов списка избирателей представляется избыточным, поскольку требование о сшивании, проставлении печати и подписи председателя участковой избирательной комиссии в каждой книге списка избирателей предусмотрено в действующей редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что само по себе исключает возможность извлечения (подмены) листов в сброшюрованной книге.

Кроме того, включение в федеральный закон недостаточно определенной формулировки о способе скрепления листов списка избирателей может породить неопределенность относительно практики применения соответствующей нормы.

Полагаем, что регламентация указанных особенностей работы участковых избирательных комиссий не целесообразна на уровне законодательного регулирования, поскольку способ скрепления списка избирателей и оформления связанных с ним документов относится к порядку делопроизводства избирательных комиссий. При необходимости особенности работы со списками избирателей, в том числе в части оформления, скрепления и хранения, могут быть установлены нормативными актами организующей выборы избирательной комиссии, принятыми в пределах ее компетенции в целях эффективного осуществления обязанностей, возложенных на нее законодательством Российской Федерации.

В частности, в ходе подготовки к проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 14 июля 2011 года было принято постановление № 20/216-6, которым утверждена Инструкция о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на соответствующих выборах. Пунктом 2.3.15 указанной Инструкции предусмотрено, что каждая отдельная книга списка избирателей должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на последнем листе книги на месте скрепления. В случае если список избирателей не был разделен на отдельные книги, он должен быть после подписания также сброшюрован (прошит), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя на последнем листе списка на месте скрепления.

В.Е. Чуров

К.О. Кротова

(495) 625-70-96