Отзыв ЦИК России на проект Федерального закона № 221070-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами»

05-14/1536 от 26.04.2013

Заместителю Министра
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации

А.К. Волину

Уважаемый Алексей Константинович!

На Ваше обращение в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации от 25 апреля 2013 года № АВ-П17-4840 сообщаю следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 мая 2009 года № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» (далее – Федеральный закон), действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с освещением деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами. Таким образом, проект Федерального закона № 221070-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» (далее – Законопроект) предполагает изменение сферы правового регулирования Федерального закона.

Отмечаю, что при учете объема эфирного времени в качестве критериев подсчета используются строго определенные количественные параметры (хронометраж, количество сообщений). В этой связи, при учете печатной площади необходимо определить соответствующие верифицируемые критерии оценки, принимая во внимание особенности размещения информации в периодических печатных изданиях. Однако определение указанных критериев представляется затруднительным ввиду того, что периодические печатные издания отличаются друг от друга по тиражу, полосности, размеру шрифтов, объему страниц, периодичности выхода. Кроме того, указанные различия могут иметь место и применительно к одному периодическому печатному изданию.

Также отмечаю, что в настоящее время Порядком учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) предусмотрена компенсация эфирного времени в случае несоблюдении требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме. Реализация данного положения применительно к периодическим печатным изданиям также имеет определенные сложности, обусловленные вышеуказанными особенностями периодических печатных изданий.

Кроме того, следует отметить, что на практике субъектом применения Федерального закона является Федеральное государственное унитарное предприятие «ВГРТК», чье вещание, с учетом филиалов, охватывает всю территорию Российской Федерации. Пункт 2 статьи 1 Законопроекта определяет периодическое печатное издание как средство массовой информации (газеты, журналы), учредителем и распространителем которых выступает редакция общероссийского печатного издания, созданная в форме федерального государственного унитарного предприятия. Однако в настоящее время в Российской Федерации не существует периодических печатных изданий в форме федерального государственного унитарного предприятия, имеющих охват аудитории, сопоставимый с ФГУП «ВГТРК».

В пояснительной записке к Законопроекту предусматривается обязать редакции общероссийских печатных изданий ежемесячно выделять печатную площадь. Однако Федеральный закон не предусматривает обязанности предоставления эфирного времени для освещения деятельности парламентских партий организациями телерадиовещания. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона установлено, что освещение деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами основано на принципе освещения в равном объеме, однако не обязывает предоставлять эфирное время.

Кроме того, реализация положений Законопроекта, в случае его принятия, может привести к увеличению финансовых затрат, связанных с расходами на хранение печатных материалов, а также при осуществлении учета и мониторинга печатной площади. В этой связи принятие Законопроекта может потребовать дополнительных затрат из федерального бюджета, утвержденного Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Обращаю внимание, что в пояснительной записке отсутствует анализ правоприменительной практики, а также мониторинг освещения деятельности парламентских партий периодическими печатными изданиями.

Л.Г. Ивлев

А.Д. Сомов

(495) 606-89-46