Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 223696-6 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

05-14/1314 от 10.04.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом Директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 22 марта 2013 года № П15-13099 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 223696-6 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, А.Е. Локотем, Н.В. Коломейцевым, О.А. Куликовым, В.Г. Соловьевым, О.Н. Смолиным, В.Ф. Рашкиным, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, С.П. Обуховым, С.И. Васильцовым, В.П. Пешковым, В.Г. Поздняковым, А.В. Корниенко (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает расширение круга субъектов, наделенных правом обращаться в суд с заявлением о расформировании избирательных комиссий различного уровня. В проекте предлагается дополнить перечень таких субъектов, установленный положениями пунктов 2–4 статьи 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), включив в него категорию лиц и органов, имеющих право инициировать проведение референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.

Институт расформирования избирательных комиссий, комиссий референдума направлен на повышение ответственности комиссий как коллегиальных органов за существенные нарушения в их деятельности. В целях недопущения произвольного усмотрения в применении этой санкции Федеральным законом установлен особый порядок ее реализации, а также определен круг субъектов, которыми может быть инициирована процедура расформирования комиссий.

В соответствии с частью 4 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться лица, установленные федеральным законом.

В действующей редакции Федерального закона кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, иные участники избирательного и референдумного процесса не обладают правом подачи заявления о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума какого-либо уровня. Ограничение круга лиц, имеющих право инициировать в суде рассмотрение подобных вопросов, является одной из гарантий самостоятельности и независимости деятельности избирательной комиссии, ограждающей от вмешательства в ее работу.

Частью 11 статьи 260 ГПК установлены сокращенные сроки рассмотрения подобных дел. Так, решение о расформировании избирательной комиссии принимается судом не позднее чем через четырнадцать дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.

Расширение круга лиц, уполномоченных на обращение в суд с заявлением о расформировании избирательных комиссий различного уровня, может привести к увеличению нагрузки на суды по рассмотрению необоснованных заявлений, что в период избирательной кампании, кампании референдума может дезорганизовать работу как соответствующих избирательных комиссий, так и судов.

Таким образом, рассматриваемую законодательную инициативу полагаем необоснованной.

В.Е. Чуров

К.О. Кротова

(495) 625-70-96