Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 243358-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

05-14/1718 от 15.05.2013

Помощнику Президента
Российской Федерации –
начальнику Государственно-правового
управления Президента
Российской Федерации

Л.И. Брычевой

Уважаемая Лариса Игоревна!

В соответствии с Вашим письмом от 23 апреля 2013 года № А6-3441 о направлении замечаний и предложений по проекту федерального закона № 243358-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Катасоновым (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает установление минимальной численности депутатов представительного органа муниципального района и городского округа в количестве не менее 20 человек.

Из пояснительной записки к проекту федерального закона следует, что предлагаемое изменение направлено на увеличение роли политических партий в деятельности соответствующих представительных органов местного самоуправления, поскольку во взаимосвязи с положениями части 31 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 18 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предполагает обязательное применение пропорциональной избирательной системы при замещении не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа.

В пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 15-П отмечено, что использование избирательных систем, в том числе пропорциональной, должно осуществляться с учетом особенностей избирательной демократии на муниципальном уровне. Соответственно, на федеральном законодателе лежит обязанность установить общефедеральные принципы и пределы допустимости использования пропорциональной избирательной системы (в той или иной ее разновидности) на выборах представительных органов муниципальных образований в целях обеспечения равенства избирательных прав граждан Российской Федерации, а также справедливого учета голосов избирателей при определении результатов их волеизъявления.

В настоящее время минимальная численность депутатов представительного органа городского округа определяется на основании части 6 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в зависимости от численности населения муниципального образования.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и согласно части 7 статьи 35 указанного Федерального закона не может быть менее 15 человек.

Полагаем, что законодательное закрепление минимальной численности депутатов представительного органа муниципального района и городского округа в количестве не менее 20 человек может привести к дополнительным расходам на обеспечение функционирования депутатов представительного органа местного самоуправления, покрываемых за счет средств местных бюджетов.

Кроме того, проект федерального закона не учитывает положения статьи 35 Федерального закона, предусматривающие возможность формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав данного муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года № 9-П соответствующие положения статьи 35 указанного Федерального закона признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

В.Е. Чуров

И.А. Неронов

(495) 606-78-39