Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 249992-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

05-14/1784 от 21.05.2013

Помощнику Президента
Российской Федерации –
начальнику Государственно-правового управления
Президента Российской Федерации

Л.И. Брычевой

Уважаемая Лариса Игоревна!

В соответствии с Вашим письмом от 30 апреля 2013 года № А6-3755 о направлении замечаний и предложений по проекту федерального закона № 249992-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.Г. Гудковым, И.В. Пономаревым, С.А. Дорониным, В.М. Зубовым (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона устанавливает обязательность проведения прямых выборов глав крупных муниципальных образований (с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 30 000 человек) по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

В соответствии с действующей редакцией пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования может быть избран на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, что определяется уставом муниципального образования и не ставится в зависимость от количества избирателей, проживающих на этой территории.

При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 года № 1379-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Аверкиева Игоря Валерьевича, Ковина Виталия Сергеевича и других на нарушение их конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отмечено, что нормативное положение, допускающее возможность избрания главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, включая закрепленное статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Предусмотренное проектом федерального закона обязательное проведение прямых выборов главы муниципального образования с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 30 000 человек, будет способствовать увеличению расходов бюджетных средств соответствующих муниципальных образований.

Кроме того, мажоритарная избирательная система абсолютного большинства предусматривает в отдельных случаях проведение повторного голосования, что также предполагает дополнительные расходы, покрываемые за счет средств местных бюджетов.

Положениями статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ) предусмотрена возможность избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации, либо депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Данное регулирование способствует учету имеющегося регионального многообразия Российской Федерации при формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обладающих существенными национальными и социо-культурными особенностями.

Представляется, что действующее регулирование порядка формирования органов местного самоуправления в части определения уставом муниципального образования способа избрания главы позволяет учитывать местные особенности, характерные для соответствующих регионов.

Кроме того, изложенный в пояснительной записке довод о том, что «количество избирателей в ряде муниципальных образований может превышать количество избирателей всего субъекта федерации», не соответствует действительности и противоречит положениям статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку все зарегистрированные на территории муниципального образования избиратели входят в общее количество избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В.Е. Чуров

К.О. Кротова

(495) 625-70-96