Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 267220-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

05-14/2107 от 14.06.2013

Помощнику Президента
Российской Федерации –
начальнику Государственно-правового управления
Президента Российской Федерации

Л.И. Брычевой

Уважаемая Лариса Игоревна!

В соответствии с Вашим письмом от 23 мая 2013 года № А6-4374 о направлении замечаний и предложений по проекту федерального закона № 267220-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Я.В. Зелинским и Е.В. Афанасьевой (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

В соответствии с частью 31 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 июля 2011 года № 15-П данное регулирование связано с тем, что применение правил пропорциональной избирательной системы для замещения меньшего числа депутатских мандатов не позволяет обеспечить надлежащие условия для справедливого определения результатов выборов и создает возможность нарушения электорального равенства граждан перед законом.

Проект федерального закона предлагает установить требование об избрании по пропорциональной избирательной системе не менее половины депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов вне зависимости от численного состава органа.

Между тем пропорциональная избирательная система, в большинстве случаев являющаяся эффективным инструментом отражения волеизъявления избирателей на выборах в представительные органы, в случае ее применения на выборах в представительный орган с небольшой численностью депутатов может привести к искажению волеизъявлению избирателей, а также к ситуации, когда существенная часть избирателей может остаться непредставленной.

Так, в случае применения пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы местного самоуправления с небольшой численностью депутатов или для избрания небольшой по численности части депутатов представительного органа может сложиться ситуация, при которой список кандидатов, преодолевший избирательный барьер, не получит ни одного депутатского мандата, либо количество списков кандидатов, преодолевших избирательный барьер, будет больше количества мандатов, подлежащих замещению в избирательном округе. Это особенно актуально в современных условиях, когда в Российской Федерации большое число партий вправе выдвигать списки кандидатов на выборах различного уровня.

Таким образом, в случае применения пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы муниципального района или городского округа с небольшой численностью депутатов может быть нарушен принцип равного избирательного права.

Кроме того, предлагаемые проектом федерального закона изменения не будут согласовываться с положениями пункта 33 статьи 23 и пункта 6 статьи 35 указанного Федерального закона, устанавливающими численность представительного органа и условия применения пропорциональной избирательной системы.

С учетом изложенного полагаем, что проект федерального закона № 267220-6 «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть поддержан.

В.Е. Чуров

И.А. Неронов

(495) 606-78-39