Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 289428-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

05-14/2377 от 08.07.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом Директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 27 июня 2013 года № П15-30216 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 289428-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Ивановым (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части положений, касающихся перечня оснований для признания выборов несостоявшимися. Предлагается расширить указанный перечень дополнительным основанием о признании выборов не состоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 50 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Порог явки избирателей был отменен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ, которым из пункта 2 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исключен подпункт «а», предусматривавший, что выборы признаются несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки. Порог явки избирателей был исключен из законодательства Российской Федерации в целях формирования правомочных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что на прошедших 14 октября 2012 года выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации ни в одном из 6 соответствующих субъектов Российской Федерации количество избирателей, принявших участие в выборах, не превысило 50 процентов. Так, в Республике Северная Осетия – Алания в указанных выборах приняли участие 45,1% избирателей, в Удмуртской Республике – 41,22%, в Краснодарском крае – 44,73%, в Пензенской области – 48,72%, в Саратовской области – 46,93%, в Сахалинской области – 27,48%.

На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в единый день голосования 14 октября 2012 года только в Белгородской области количество избирателей, принявших участие в выборах, составило 59,48%. В Амурской области в указанных выборах приняли участие 36,78% избирателей, в Брянской области – 47,02%, в Новгородской области – 42,81%, в Рязанской области – 43,67%.

Таким образом, установление высокого порога явки может привести к необходимости проведения повторных выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, что будет способствовать увеличению расходов средств бюджетов соответствующего уровня.

Кроме того, к отрицательным последствиям реализации рассматриваемой законодательной инициативы следует также отнести высокую вероятность нарушения принципа стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти, поскольку возможна ситуация, при которой в течение длительного периода времени орган государственной власти, орган местного самоуправления не будет сформирован или выборное должностное лицо не будет избрано.

В.Е. Чуров

К.О. Кротова

(495) 625-70-96