Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 298230-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части компенсации расходов на организацию и пров

05-14/2688 от 29.07.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 11 июля 2013 года № П15-32649 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 298230-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части компенсации расходов на организацию и проведение досрочных выборов», внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.А. Ниловым, О.Л.  Михеевым, И.В.  Пономаревым (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в части положений, касающихся оплаты кандидатом расходов, связанных с проведением повторных выборов. Предлагается статью 70 Федерального закона дополнить пунктом 71, согласно которому при досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также избранного по одномандатному округу депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, если такое прекращение полномочий являлось инициативой соответствующего лица и являлось основанием назначения повторных выборов, в случае выдвижения того же лица в качестве кандидата на этих выборах, оно обязано полностью оплатить соответствующей избирательной комиссии расходы, связанные с проведением повторных выборов. При этом оплата расходов соответствующей избирательной комиссии является условием регистрации указанного лица в качестве кандидата на выборах.

Законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о выборах установлено, что размер средств, израсходованных на проведение выборов, указывается в отчете избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств на выборы, который предоставляется в соответствующий представительный орган после официального опубликования результатов выборов. Следовательно, точный размер средств, израсходованных на проведение выборов, в том числе повторных, становится известен после официального опубликования результатов выборов. Предлагаемые изменения подразумевают, что лица, указанные в проекте федерального закона, должны до их регистрации в качестве кандидатов знать размер расходов, подлежащих оплате соответствующей избирательной комиссии, учитывая, что указанная оплата является условием их регистрации в качестве кандидатов на выборах. Из вышеизложенного следует, что лица, указанные в проекте федерального закона, будут лишены возможности быть зарегистрированными в качестве кандидатов на соответствующих выборах в связи с невозможностью установления ими размера расходов, подлежащих оплате соответствующей избирательной комиссии в связи с проведением повторных выборов.

Представляется, что дополнение статьи 70 Федерального закона пунктом 71 соответствующего содержания потребует внесения дополнений в статьи 33, 35 (в части, касающейся предоставления документа, подтверждающего факт возмещения расходов соответствующей избирательной комиссии), пункт 24 статьи 38 (в части, касающейся оснований для отказа в регистрации кандидата в связи непредоставлением документа, подтверждающего факт возмещения расходов соответствующей избирательной комиссии) Федерального закона. Вместе с тем, в проекте федерального закона вышеуказанные положения отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Таким образом, избрание депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным округам действующим законодательством не предусмотрено.

Частью 10 статьи 83, частями 1-3, 6 статьи 89 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлена методика замещения вакантных депутатских мандатов в случае, если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации останется в неправомочном составе. Следовательно, досрочное прекращение полномочий депутата Государственной Думы не может являться основанием для назначения повторных выборов.

При этом необходимо принять во внимание что, в соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе назначаются дополнительные, но не повторные выборы.

Кроме того, предлагаемые изменения вступают в противоречие с положениями пунктов 52 и 6 статьи 32 Федерального закона, согласно которым гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию, а также должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами (за исключением случая, предусмотренного пунктом 53 статьи.32 Федерального закона).

Однако в проекте федерального закона не предусмотрены нормы, исключающие запрет для вышеуказанных лиц быть выдвинутыми в качестве кандидатов на выборах, назначенных в связи с их отставкой по собственному желанию.

В.Е. Чуров

В.М. Соколов

(495) 625-70-96