Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 303825-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

05-14/2585 от 22.07.2013

Помощнику Президента
Российской Федерации –
начальнику Государственно-правового управления
Президента Российской Федерации

Л.И. Брычевой

Уважаемая Лариса Игоревна!

В связи с Вашим письмом от 4 июля 2013 года № ЛБ-5753 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 303825-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Клишасом (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в ряд положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления требования об избрании не менее четверти депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе (в настоящее время по пропорциональной системе должны избираться не менее половины депутатов), а также исключения требования об обязательности применения пропорциональной избирательной системы для избрания не менее половины депутатов представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов.

Следует отметить, что предложенная редакция в части изложения пунктов 16 и 18 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 31 статьи 23 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует дальнейшей юридико-технической доработки.

При рассмотрении проекта федерального закона необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять не менее 15 и не более 50 депутатов при численности избирателей менее 500 тысяч человек. Таким образом, в случае принятия проекта федерального закона может возникнуть необходимость распределения четырех депутатских мандатов между списками кандидатов.

Как отмечалось в Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2002 года № 167/1419-3, при малом числе депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе (например, меньшем чем 20), не исключается создание ситуации, при которой списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, указанные мандаты все же не достанутся, что может вызвать обжалование в суд как установленных результатов выборов, так и нормы самого закона субъекта Российской Федерации об установлении барьера. Кроме того, при малом числе депутатских мандатов высока вероятность возникновения ситуации, когда два списка кандидатов, за один из которых проголосовало существенно больше избирателей, чем за другой, получают равное число депутатских мандатов, что может поставить под сомнение сам принцип пропорциональности такого распределения мандатов и, следовательно, соблюдение пункта 16 статьи 35 Федерального закона.

В целях исключения подобных ситуаций в Методических рекомендациях ЦИК России предложено, чтобы число депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, составляло не менее 20. В указанном акте также отмечалось, что если численность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации невелика, а ее увеличение по каким-либо причинам окажется невозможным, то рекомендуется не применять смешанную систему, а избирать весь состав указанного органа по пропорциональной системе.

Исключение требования об обязательности применения пропорциональной избирательной системы для избрания не менее половины депутатов представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов следует соотносить с позициями Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в постановлении от 7 июля 2011 года № 15-П отмечено, что выбор того или иного вида избирательной системы и закрепление в законе соответствующих избирательных процедур, являясь вопросом политической целесообразности, зависит от конкретных социально-политических условий и особенностей общественного развития страны на том или ином историческом этапе. Следовательно, законодатель обязан устанавливать такое правовое регулирование в этой области, которое надлежащим образом гарантировало бы избирательные права граждан и легитимацию органов публичной власти, формируемых по итогам демократических выборов, не допуская искажения результатов волеизъявления избирателей. При этом законодательное регулирование видов избирательных систем, в рамках которых происходит формирование состава представительных органов муниципальных образований, должно соотноситься с конституционной природой местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти и предназначенного для осуществления совместной, под свою ответственность деятельности граждан на территории муниципального образования и решения именно вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Л.Г. Ивлев

И.А. Неронов

(495) 606-78-39