Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 341353-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

05-14/5429 от 29.10.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К. Панферова от 18 октября 2013 года № П15-49026 и письмом заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В. Аристова от 24 октября 2013 года № 07/96788-ДА о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 341353-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Мироновым, А.А. Агеевым, М.В. Емельяновым, Н.В. Левичевым, М.И. Сердюком (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в части установления даты единого дня голосования на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов указанных органов.

Предлагается установить требование, согласно которому днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является первое воскресенье ноября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ряд положений Федерального закона внесены изменения, в соответствии с которыми днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

Указанный день голосования установлен с учетом климатических особенностей отдельных труднодоступных или удаленных местностей Российской Федерации и необходимости создания для избирателей максимальных удобств для возможности реализации активного избирательного права.

Поскольку ряд отдаленных или труднодоступных местностей Российской Федерации характеризуется суровыми климатическими условиями и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, проведение выборов в первое воскресенье ноября, когда транспортное сообщение с указанными местностями и внутри них затруднено, может ограничить для определенной части избирателей возможность голосования, участия в иных избирательных действиях.

Ссылка в пояснительной записке на то, что к первому воскресенью ноября в большинстве районов, расположенных за полярным кругом, будут доступны для эксплуатации зимние автомобильные дороги (зимники), носит предположительный характер и не подкреплена какими-либо конкретными данными. Например, согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального дорожного агентства в сети «Интернет», в 2013 году в Ямало-Ненецком автономном округе проезд по зимним автомобильным дорогам был открыт в начале января.

Как указано в тексте пояснительной записки, осенние каникулы в школах приходятся на первую неделю ноября, что в современных условиях не исключает возможность отъезда родителей с детьми на период школьных каникул. Указанное обстоятельство будет препятствовать реализации активного избирательного права данных граждан.

Несмотря на доводы авторов законопроекта о прямой зависимости явки избирателей на состоявшихся в сентябре 2013 года выборах от даты единого дня голосования, следует отметить, что на досрочных выборах мэра Томска, состоявшихся 13 октября 2013 года (то есть после окончания так называемого «бархатного сезона»), явка составила 20,24%.

Учитывая изложенное, полагаем, что проект федерального закона не может быть поддержан.

В.Е. Чуров

В.М. Соколов

(495) 606-74-16