Отзыв ЦИК России на проект федерального закона № 341475-6 «О внесении изменений в статью 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

05-14/5430 от 29.10.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К. Панферова от 18 октября 2013 года № П15-49029 и письмом заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В. Аристова от 24 октября 2013 года № 07/96787-ДА о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 341475-6 «О внесении изменений в статью 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Я.В. Зелинским (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в пункт 6 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), предусматривающих снижение возраста лиц, которых допустимо привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

Предлагается установить требование, согласно которому запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 16 лет.

В соответствии со статьей 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

С указанной нормой согласуется пункт 1 статьи 4 Федерального закона, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Закрепление в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах 18 лет как минимального возраста, по достижении которого допускается участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях, в том числе участвовать в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, обусловлено предназначением выборов как способа формирования органов публичной власти, что, в свою очередь, применительно к лицам, участвующим в избирательных действиях, требует наличия у них определенного уровня самостоятельности, зрелости и понимания положений законодательства, регламентирующего допустимые формы проведения агитационных кампаний и устанавливающего ответственность за их нарушение.

Представляется, что привлечение лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, а следовательно, не обладающих активным и пассивным избирательным правом, к отдельным избирательным действиям, направленным на получение определенного результата на выборах, референдуме, не в полной мере согласуется с установленным в статье 5 Федерального закона принципом равенства избирательных прав граждан Российской Федерации, поскольку основания участия в выборах и референдумах граждан Российской Федерации в возрасте от 16 до 18 лет будут существенно отличаться от полностью дееспособных граждан старше 18 лет.

Снижение возраста лиц, которых допустимо привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, потребует внесения соответствующих изменений в пункт 1 статьи 4 Федерального закона, которые не предусмотрены в проекте федерального закона.

В случае внесения предлагаемых изменений в пункт 6 статьи 48 Федерального закона возникнет необходимость привести в соответствие с ним пункт 6 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и часть 9 статьи 55 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также потребует внесения изменений в статью 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет. Однако в проекте федерального закона не предусматривается внесение соответствующих изменений в вышеуказанные федеральные законы. В целях единообразного регулирования сходных правоотношений в комплексе с проектом федерального закона следует рассматривать также вопрос о внесении соответствующих изменений в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».

Учитывая изложенное, полагаем, что проект федерального закона в предложенной редакции не может быть поддержан.

В.Е. Чуров

В.М. Соколов

(495) 606-74-16