Отзыв на проект федерального закона № 354929-6 «О внесении изменений в статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

05-14/5780 от 27.11.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

 

 

 

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 15 ноября 2013 года № П15-53666 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 354929-6 «О внесении изменений в статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Я.В. Зелинским (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в статью 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации) в части детальной конкретизации объективной стороны состава административного правонарушения, выраженного в нарушении в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой и иной деятельности.

Предлагается установить требование, согласно которому наложение административного штрафа влечет реклама коммерческой деятельности или иной деятельности, не связанной с выборами и референдумом, с использованием фамилии, изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов), без оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, а равно осуществление такой рекламы в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, либо включение коммерческой рекламы в содержание агитационных материалов.

Проект федерального закона более точно, по сравнению с действующей редакцией, формулирует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 5.9 КоАП Российской Федерации, что на практике облегчит квалификацию соответствующего деяния.

Однако следует отметить, что пунктом 4 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что «Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании, кампании референдума осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума».

В то же время соответствующая формулировка проекта федерального закона говорит о рекламе «с использованием фамилии, изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума». Полагаем, что такое расхождение формулировок может привести к тому, что в случае принятия проекта федерального закона к административной ответственности возможно будет привлечь только за выпуск без оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда материалов, содержащих одновременно фамилию и изображение кандидата.

Учитывая изложенное, полагаем, что проект федерального закона может быть поддержан с учетом вышеуказанных замечаний.

Для сведения сообщаем, что в соответствии с данными, содержащимися в сборниках информационно-аналитических материалов «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. 2011» и «Выборы Президента Российской Федерации. 2012», во время избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва было возбуждено одно дело об административном правонарушении, во время избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации – два дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 5.9 КоАП Российской Федерации.

Также в соответствии с данными избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при проведении избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в 2013 году по статье 5.9 КоАП Российской Федерации дел об административных правонарушениях не возбуждалось.

В.Е. Чуров

В.М. Соколов
(495) 606-74-16