Отзыв на проект федерального закона № 372318-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

05-14/6037 от 13.12.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

 

 

 

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 29 ноября 2013 года № П15-56300 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона № 372318-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенного депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Ивановым (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания» в части снятия ограничений пассивного избирательного права для отдельных категорий граждан, привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, а также совершивших действия, побуждающие или оправдывающие экстремистскую деятельность либо обосновывающие или оправдывающие экстремизм.

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона соответствующие положения предлагается исключить в целях приведения избирательного законодательства в соответствие с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации, которой, по мнению автора проекта федерального закона, установлен исчерпывающий перечень ограничений пассивного избирательного права.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 июня 2010 года № 757-О-О указал, что положение части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации не дает ни прямых указаний, ни оснований к такому его истолкованию, которое полностью исключало бы иные ограничения избирательного права. Также в вышеуказанном определении указано, что усмотрение федерального законодателя относительно установления ограничений избирательного права и их распространения на отдельные категории лиц связано требованиями Конституции Российской Федерации, в том числе ее частью 3 статьи 55, согласно которой права и свободы могут быть ограничены федеральным законом исключительно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и только в той мере, в какой это необходимо в указанных конституционно значимых целях.

Также следует отметить, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П подпункт «а» пункта 32 статьи 4 Федерального закона признан соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой установленное им в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания.

При этом в мотивировочной части вышеуказанного постановления Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что такое ограничение пассивного избирательного права введено федеральным законодателем в качестве особого конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия выборных публичных должностей, сопряженного с повышенными репутационными требованиями к носителям публичной (политической) власти, что обусловлено их прямым участием в принятии правовых актов (нормативных и индивидуальных) и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.

Учитывая изложенное, полагаем, что проект федерального закона не может быть поддержан.

Вместе с тем, заслуживает внимания содержащаяся в проекте федерального закона норма об установлении дополнительных гарантий информирования избирателей обо всех случаях привлечения кандидата к уголовной ответственности (действующая редакция Федерального закона предусматривает информирование только в части сведений о наличии неснятой или непогашенной судимости). Представляется, что соответствующее предложение может быть учтено в рамках реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П в ходе работы над проектом федерального закона № 368581-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В.Е. Чуров

В.М. Соколов
(495) 606-74-16