Отзыв на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

05-14/5575 от 12.11.2013

Министру юстиции
Российской Федерации

А.В. Коновалову

 

 

 

Уважаемый Александр Владимирович!

В связи с письмом директора Правового департамента Правительства Российской Федерации К.Ю. Панферова от 23 октября 2013 года № П15-49667 о подготовке проекта официального отзыва на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Ищенко, М.В. Дегтяревым, С.Г. Каргиновым (далее – проект федерального закона), сообщаем следующее.

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 8 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для предоставления права депутату Государственной Думы оказывать единовременную материальную помощь избирателям – гражданам, проживающим на территории, которой соответствовала региональная группа кандидатов федерального списка кандидатов, в которую депутат входил в качестве кандидата.

Предлагается установить требование, согласно которому депутат Государственной Думы вправе из денежных средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Государственной Думы, оказывать единовременную материальную помощь избирателям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и (или) осуществлять финансирование (софинансирование) мероприятий, направленных на защиту прав избирателей, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, охрану здоровья, поддержку материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан.

Как следует из содержания проекта федерального закона, предметом его регулирования являются отношения, возникающие при осуществлении депутатами Государственной Думы своих полномочий. В силу положений статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) вопросы, связанные со статусом и гарантиями деятельности депутатов Государственной Думы, их правами и обязанностями, непосредственно к компетенции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не относятся.

Вместе с тем, полагаем возможным отметить, что в законодательстве Санкт-Петербурга предусматривались схожие по своему содержанию нормы (например, Законы Санкт-Петербурга от 22 июня 1998 года № 117-19 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге» и от 12 июля 2002 года № 320-29 «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга»). Соответствующие нормы неоднократно становились предметом принесения протестов прокурора Санкт-Петербурга. Кроме того, положения Закона Санкт-Петербурга от 22 июня 1998 года № 117-19 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге» по обращению прокурора Санкт-Петербурга в судебном порядке были признаны недействующими и не подлежащими применению (решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 октября 2001 года № 3-374/2001, оставленное в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2002 года № 78-Г01-89). Законами Санкт-Петербурга от 7 июня 2005 года № 259-33 и от 26 декабря 2005 года № 666-102 соответствующие положения были признаны утратившими силу.

В случае поддержки проекта федерального закона необходимо также учесть ряд положений Федерального закона, устанавливающих определенные запреты в рамках избирательной кампании. Так, согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона кандидатам, избирательным объединениям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также согласно пункту 5 статьи 56 Федерального закона кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

Также необходимо отметить, что ЦИК России не располагает сведениями о существовании подобного рода норм в законодательстве зарубежных стран.

В.Е. Чуров

В.М. Соколов
(495) 606-74-16