Отзыв ЦИК России на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

05-14/1873 от 28.05.2013

Первому заместителю
Министра труда и социальной защиты
Российской Федерации

С.Ф. Вельмяйкину

Уважаемый Сергей Федорович!

В связи с Вашим письмом от 19 апреля 2013 года № 13-6/10/2-2247 о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – проект федерального закона) сообщаем следующее.

Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части, касающейся обеспечения прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, на беспрепятственный доступ в помещение для голосования, а также оказание ситуационной помощи при реализации ими активного избирательного права.

Статьи 13, 19, 23 проекта федерального закона содержат формулировку, вызывающую правовую неопределенность относительно круга субъектов, в обязанности которых входит обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов в помещение для голосования. Представляется, что указанные положения проекта федерального закона в данной редакции предполагают наделение избирательных комиссий такими полномочиями.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным федеральным законом, − командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что при проведении процедуры голосования ситуационная помощь инвалидам должна оказываться с соблюдением требований, установленных пунктом 10 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности, избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью, при этом в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь.

Корреспондирующие указанным требованиям положения предусмотрены пунктом 10 статьи 69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», частью 10 статьи 75 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В связи с изложенным полагаем целесообразным текст предусмотренной проектом федерального закона нормы изложить в следующей редакции:

«Размещение и оборудование помещения для голосования должно обеспечивать предусмотренные законодательством Российской Федерации условия беспрепятственного доступа и голосования в нем избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. При проведении голосования оказание ситуационной помощи таким лицам осуществляется с учетом формы инвалидности, установленной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами».

С учетом предлагаемой ЦИК России редакции положений статей 13, 19, 23 проекта федерального закона, дополнительных средств, выделенных из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, не требуется.

Полагаем, что дополнение перечня нормативных правовых актов, принятие или изменение которых необходимо для реализации рассматриваемой законодательной инициативы, в части, касающейся обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, не требуется.

В.Е. Чуров

К.О. Кротова

(495) 625-70-96