АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Разъяснение секретаря ЦИК России Н.Е. Конкина по вопросу полномочий доверенных лиц, назначенных избирательным объединением

Председателю Избирательной комиссии
Тюменской области

И.Н. Халину

Уважаемый Игорь Николаевич!

На Ваше обращение от 14 марта 2010 года № 01-17/217, поступившее в ЦИК России, сообщаем следующее.

Согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. В соответствии с данной нормой избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным избирательным округам, вправе назначить доверенных лиц.

Федеральный закон в ряде случаев указывает полномочия доверенных лиц, назначенных избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов, как, например, в пункте 1 статьи 30, устанавливающем круг лиц, которые вправе присутствовать на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования.

В других случаях в Федеральном законе речь идет о доверенных лицах избирательных объединений либо о доверенных лицах избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Относительно них Федеральный закон устанавливает, в частности, что они вправе присутствовать при проведении проверки подписей избирателей (пункт 6 статьи 38), комиссия предоставляет им для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу, в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий (пункт 1 статьи 72). Исходя из пункта 10 статьи 75 Федерального закона доверенные лица избирательных объединений вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

В пункте 3 статьи 43 Федерального закона установлено, что доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Данное положение, полагаем, следует рассматривать в совокупности с пунктом 2 статьи 50, пунктом 7 статьи 51 Федерального закона и иными нормами, устанавливающими, что избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за любого выдвинутого им кандидата, законом может быть предусмотрено предоставление бесплатного и платного эфирного времени на равных условиях избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, и др. Такие полномочия должны распространяться на доверенных лиц избирательного объединения при выдвижении им кандидатов по одномандатным избирательным округам.

С учетом изложенного и в рамках установленных Федеральным законом гарантий полномочия доверенных лиц могут конкретизироваться в законах субъектов Российской Федерации о выборах, инструкциях и иных нормативных правовых актах избирательных комиссий.

В ходе избирательной кампании представительство интересов кандидата его доверенными лицами в соответствующих избирательных комиссиях является правомерным.

Что касается наделения кандидатом доверенных лиц другими полномочиями, то это возможно только в рамках избирательных действий и процедур, предусмотренных избирательным законодательством.

Полномочия на ведение дела кандидата в суде иным лицом должны быть надлежащим образом оформлены в соответствии с главой 5 ГПК Российской Федерации, в иных организациях - согласно требованиям соответствующего законодательства.

Н.Е. Конкин

 
НОВОСТИ ЦИК РОССИИ
 
НОВОСТИ ИЗ РЕГИОНОВ