Стенограмма презентации справочника «Политические партии в Российской Федерации. 2013 год» (в режиме видеоконференции с ИКСРФ), 29 мая 2013 года //17.06.2013

СТЕНОГРАММА

презентации справочника
«Политические партии в Российской Федерации. 2013 год»

(в режиме видеоконференции с ИКСРФ)

29 мая 2013 года

Л.Г. ИВЛЕВ, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, представители политических партий, органов государственной власти, журналисты!

Я приветствую председателей избирательных комиссий регионов России, которые находятся с нами в режиме видеосвязи.

Сегодня мы собрались по несколько необычному поводу. Мы проводим презентацию справочника «Политические партии в Российской Федерации. 2013 год», выпуск № 1.

Почему сегодня? С завтрашнего дня в регионах начинается назначение выборов в органы государственной власти в период с 30 мая по 9 июня, и в период с 9 июня по 19 июня – выборы в органы местного самоуправления. Мы прекрасно представляем, что главные субъекты избирательного процесса – это, прежде всего, политические партии. Они принимают активное участие в выборах. Именно они выдвигают кандидатов, агитируют избирателей прийти на выборы и произвести свое волеизъявление.

Бурное развитие партийного пространства в нашей стране привело к тому, что в настоящее время насчитывается достаточно большое количество политических партий. По состоянию на сегодняшний день (29 мая 2013 года) 47 политических партий в полном объеме выполнили требования Федерального закона «О политических партиях» и могут принимать участие в выборах. Всего зарегистрирована 71 политическая партия.

Предлагаемый вашему вниманию справочник содержит информацию именно об этих партиях.

Справочник подготовлен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вместе с представителями Министерства юстиции Российской Федерации. Хочу назвать авторов-составителей.

Итак, в подготовке справочника принимал участие Сергей Васильевич Васильев – заместитель начальника Управления организации избирательного процесса.

Непосредственную работу по составлению справочника проводили: Пармен Парменович Шеншин – заместитель начальника отдела взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации, политическими партиями, общественными и молодежными организациями Управления организации избирательного процесса; Марина Витальевна Цветкова – главный специалист-эксперт этого же отдела Управления организации избирательного процесса.

Конечно же, данная работа была невозможна без той информации, которую мы получали из Министерства юстиции. В частности, от заместителя директора Департамента по делам некоммерческих организаций Гусевой Марии Хайдаровны – тоже одним из авторов нашего справочника.

Среди авторов справочника также Владимир Александрович Титов – директор Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции.

В этом справочнике кроме титульного листа мы больше ничего не придумывали. Заблаговременно, еще в январе-феврале этого года мы разослали информацию в партии с просьбой предоставить сведения по тем или иным позициям. Именно политические партии предоставили нам информацию, которую мы систематизировали, смакетировали, продумали цветовое решение. За цветовое решение отдельное спасибо Юрию Валентиновичу Балтрушевичу.

И, конечно же, данный труд был невозможен без энергии и настойчивости начальника Управления Петухова Александра Юрьевича.

Справочник предваряет вступительная статья Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова.

На демонстрируемых слайдах показана рубрикация сведений о политических партиях. Надо сказать, что партии предоставляли запрашиваемые нами сведения достаточно четко, емко, иногда это была выписка из устава либо из программы, иногда это было достаточно свободное изложение программных положений, но вся необходимая информация была.

На примере некоторых политических партий можно посмотреть, как размещена информация о политической партии на странице справочника.

Здесь особым образом выделяются наименование партии и эмблема партии. Именно эти элементы являются необходимыми для указания в избирательных бюллетенях на выборах различных уровней.

Далее идет дата регистрации политической партии. Обращаю ваше внимание, что все политические партии в этом справочнике размещены в хронологическом порядке по дате регистрации. Ни по наименованиям, ни по нахождению в парламенте, а по дате регистрации.

Следующая позиция. Количество региональных отделений. Оно различное. У крупных политических партий зарегистрировано 83 региональных отделения. Партии, которые недавно образовались, имеют меньшее количество зарегистрированных региональных отделений: минимальное количество – 42 региональных отделения, либо 45, у кого-то 46 и так далее. Для этих партий эта величина является переменной. У многих партий она стремится к 83, но пока еще не все партии этого достигли.

Следующая позиция связана с биографией председателя партии, лидера партии. У разных партий эта должность называется по-разному. В данном случае – биография лидера партии и сведения о руководящих органах и структуре руководящих органов. На примере Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» мы видим: Съезд Партии и Генеральный совет.

Из программных положений извлечены цели и задачи политических партий.

Обязательно указывается, при наличии, молодежная организация при политической партии. Как правило, многие партии таковые имеют.

И конечно, очень важными являются контактные данные: адрес, где находится политическая партия, телефоны, факсы, электронная почта, аккаунты в фейсбуке, в других социальных сетях, в Живом журнале.

В этом справочнике собрана вся необходимая информация, во-первых, для избирателя. Многие избиратели очень мало знакомы с программными положениями, с контактами особенно новых политических партий. И в этом справочнике они могут найти для себя всю необходимую информацию.

Во-вторых, этот справочник нужен партиям. Появляется возможность в собранном виде получить информацию о конкурентах. В таком виде она нигде не присутствует.

В-третьих, этот справочник нужен избирательным комиссиям.

На слайде продемонстрировано размещение на странице справочника информации о «КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Обратите внимание. Выделяется наименование политической партии, далее эмблема, председатель партии, цели и задачи политической партии, сведения о руководящих органах, молодежная организация и контактные данные.

На примере ЛДПР. То же самое. Выделяется председатель партии, цели и задачи, сведения о контактах, руководящая структура, молодежная организация.

В отношении СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Смотрите, каждая партия выбирает свое цветовое решение эмблемы. И здесь то же самое: руководство, молодежная организация, цели и задачи. Допустим, Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – одна из немногих, которая специально выделила (и мы разместили в справочнике) контакты Управления общественных связей.

К примеру, из партий, которые недавно были образованы, на слайде продемонстрирована информация о Политической партии «Гражданская Платформа». Как вы могли заметить, модель структурирования информации та же самая, она одинакова для всех.

Еще один пример, Всероссийская политическая партия «РОДИНА», тоже одна из недавно образованных. Здесь нет еще аккаунта в социальных сетях, но присутствует структурная схема руководящих органов, что хорошо для восприятия. Они сами это проработали и представили.

К примеру, Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России». Здесь тоже руководящие органы представлены как блок-схема: кто кому подчиняется, кто кем руководит.

И посмотрим Политическую партию «Молодая Россия» – одну из недавно образованных. Еще маловато информации, но тем не менее она существует.

Итак, я еще раз подчеркиваю, что выход этого справочника, прежде всего, ориентирован на избирателей, чтобы ознакомить их с программными положениями политических партий, с персоналиями. Он ориентирован на самих представителей политических партий. И конечно, он ориентирован на избирательные комиссии, которые буквально с завтрашнего дня начнут проводить работу по организации проведения избирательных кампаний в регионах.

Сегодня этот справочник будет размещен на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в разделе «Актуальные темы», за баннером «Политические партии». Объем – 160 листов.

Как часто мы его будем обновлять, сейчас пока трудно сказать. Учитывая, что имеется подзаголовок «Выпуск 1», издание будет периодически обновляться.

У меня все. Я с удовольствием предоставляю слово Марии Хайдаровне Гусевой, одному из авторов справочника.

М.Х. ГУСЕВА, заместитель директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации.

Уважаемый Леонид Григорьевич, уважаемые члены президиума, уважаемые коллеги, уважаемые члены партий!

Сегодня нужно поздравить представителей политических партий с тем, что они успешно завершили процедуру государственной регистрации, а также совершили самое трудное – зарегистрировали свои региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. Вы получили право участвовать в избирательных кампаниях всех уровней, то есть стали полноправными, полноценными участниками избирательного процесса.

Наверное, не всем показалась радужной и легкой встреча с Минюстом России как уполномоченным органом, который принимает решение о государственной регистрации. Но все должны понимать, что учредительные документы политической партии, в первую очередь, должны быть «чистыми», т.е. отвечать требованиям законодательства. Думаю, что сами вы в процессе своей работы столкнетесь не раз с тем, что Устав – это именно тот документ, та малая конституция для вашей партии, по которой вы осуществляете жизнь и разрешаете конфликты, которые нередко возникают внутри партийной жизни.

Те документы, которые вошли в справочник, думаю, интересны членам всех политических партий, которые при проведении уже ближайшей избирательной кампании будут конкурировать друг с другом, поскольку теперь появилась возможность получить первичную информацию друг о друге, познакомиться друг с другом поближе.

Я очень рада и благодарна Центральной избирательной комиссии за то, что она организовала работу над этим документом и выпустила его в жизнь. Надеюсь, он принесет пользу и избирателям, позволив им познакомиться с новыми игроками на избирательном поле, и участникам выборов всех уровней, начиная от выборов в органы местного самоуправления и заканчивая выборами в Государственную Думу. А также, несомненно, этот справочник будет полезен нам – Минюсту России и нашим территориальным органам в субъектах Российской Федерации.

Большое спасибо.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо большое, Мария Хайдаровна.

Коллеги, я предоставляю слово Кириллу Геннадьевичу Сердюкову.

К.Г. СЕРДЮКОВ, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса от КПРФ.

Уважаемые коллеги! Чуть больше года назад, стоя на этом же самом месте, представитель Министерства юстиции России, отвечая на мой вопрос о возможности регистрации вновь образуемых партий, использующих  символику и названия, сходные до степени смешения с символикой политической партии КПРФ или КПСС, уверенно пояснил мне, что министерство будет тщательно проверять указанные мною аспекты, внимательно изучая ситуации, изложенные мной.

Но, как сказано в том изречении, «суди не по словам, но по делам», или, если вспомнить Чосера «Handsome is as handsome does», что в переводе означает: «Хорош тот, кто хорошо поступает».

И вот вчера, готовясь к сегодняшнему выступлению, я изучил сайт Министерства юстиции Российской Федерации. Что же я там увидел? Вот, к примеру, зарегистрированы следующие партии.

Первое. Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости» (Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости», именуемая в дальнейшем также – КПСС), (п.1.1 их Устава).

Второе. Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ». Сразу вопрос: а ничего, что местонахождение партии, согласно сайту Министерства юстиции России – комната № 132 в доме по Ленинградскому проспекту Москвы? Или цитата из преамбулы Устава этой партии: «Партия ведет свою идейную родословную от «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», РСДРП (б), РКП (б), ВКП (б) и КПСС». Снова КПСС – заметьте! Хотя, думается, что термин «родословная» – это несколько из другой сферы.

Хотите пример? Пожалуйста! Вот, например, цитата из произведения «Похождения бравого солдата Швейка» великого пролетарского писателя, гуманиста и антимилитариста Ярослава Гашека: «Швейк несколько лет тому назад… ушел с военной службы и теперь промышлял продажей собак… которым он сочинял… родословные». Конец цитаты.

Кроме того, непонятно, как «родословная» может быть «идейной»? В биологии или животноводстве, или генетике, например, она либо есть, либо её нет. Но, видимо, начальству виднее, как говаривали на Руси.

Причём, что самое интересное, согласно пункту 1.1 Устава к основным целям партии, как и в КПРФ, в частности, отнесено, цитирую: «выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований…». И что? Непонятно, для каких целей эта партия создавалась? Ну, а анализ пункта 13.2 этой партии – символика. Разве это не символика политической партии КПРФ?

Третье. Политическая партия «Казачья партия Российской Федерации». Если самостоятельно сложить изложенное в пункте 7 Устава этой партии её сокращённое наименование по первым буквам, какая аббревиатура получится? Правильно – КПРФ!

Четвертое. Политическая партия «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик». Здесь комментарии излишни. Возможно, именно поэтому на сайте Министерства юстиции я так и не нашёл документы этой политической партии.

Ну, а на подходе «Российская Коммунистическая Рабочая партия» (номер 32 в реестре Министерства юстиции Российской Федерации о действующих организационных комитетах), «Советская партия Российской Федерации» – социализм» (номер в реестре 78) и её, практически, соседка по реестру – Политическая партия «Анархо-коммунистический союз «Свободная Воля».

И дело не в том, что кто-нибудь попытается представить эту часть моего выступления, как то, что, я «якобы» опасаюсь политической конкуренции со стороны других партий. Дело же не в этом. Я за честность, прежде всего.

Странно, но согласитесь, что в реестре созданных партий почему-то нет ни одной «России Единой», к примеру, а вот партий, использовавших в своих названиях слова и словосочетания «Коммунизм», «Коммунистический», «Социализм», «Советский» – предостаточно. О чём это может говорить? Выскажу два предположения.

Или идеи одной из партий не представляют для вновь создаваемых структур никакого интереса и привлекательности, ибо они понимают тот ресурс, за счёт которого эта партия, что называется «держится на плаву», или же есть задумка с помощью так называемых спойлеров оттянуть часть электората от единственно подлинной оппозиционной партии, которой, по моему искреннему убеждению, и является «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», используя традиционные только для КПРФ символы и риторику.

Но, что самое интересное: всем известен недавний случай, когда одна из существующих партий подала в суд иск с требованием обязать Министерство юстиции Российской Федерации отказать в регистрации создаваемой партии, так как её название наполовину повторяет наименование партии, уже зарегистрированной. При этом председатель партии, обратившейся в суд, цитирую: «счел, что схожие названия партий могут запутать избирателей, тем самым забрав у его партии часть голосов». Совпадение это или нет, но согласно информации СМИ Министерство юстиции России приостановило госрегистрацию этой партии.

А вот в связи с этим давайте обратимся к ситуации в городе Кемерово. 3 октября 2012 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации Кемеровской области выпустило распоряжение № 904 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Кемеровского регионального отделения КПРФ, якобы в связи с избранием данного лица Первым Секретарем Комитета.

Однако данное лицо не является Первым Секретарём Комитета Кемеровского регионального отделения КПРФ, так как решение пленума об её избрании Президиум ЦК КПРФ не утверждал. Однако, как усматривается, в несоответствие пункту 1 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» и п. 8.7. Устава КПРФ Управление юстиции принимает вышеуказанное решение без наличия постановления Президиума ЦК КПРФ.

Но партии и только партии решать, кто будет руководителем её регионального отделения. Партия этого человека избрала, однако  до сих пор, насколько я осведомлён, он не может пройти процедуру внесения изменений в ЕГРЮЛ, что делает фактически крайне затруднительным или даже невозможным выдвижение регионального списка партией на выборах 8 сентября 2013 года. И что, сопоставляя эти два случая, разве это, как говорят в политике, не двойные стандарты? Спасибо Вам за внимание.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо, Кирилл Геннадьевич, очень хорошее выступление, которое свидетельствует о привлекательности коммунистической идеи среди представителей разных партий.

Мы предоставляем слово Федулову Александру Михайловичу, далее записалась Аставина Александра Владимировна.

А.М. ФЕДУЛОВ, председатель Политической партии «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ».

Уважаемый Леонид Григорьевич! Уважаемый президиум, уважаемые члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, уважаемые присутствующие, уважаемые коллеги!

Я благодарю за возможность выступить.

Сегодня большой праздник, который организован совместно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации. Кто о нас знал раньше? Обрывки газет, обрывки разной информации, к которой избиратель относится совершенно по-разному. И будет ли он читать это? А сегодня появился систематизированный справочник. Для нас самое главное – содержание данного справочника. Я сегодня посмотрел в зале: здесь присутствуют красиво одетые женщины, здесь элегантные мужчины. У нас здесь праздник, который организован в связи с презентацией этого великолепнейшего справочника. Тот материал, который мы хотели увидеть, был в нем опубликован, никто даже содержание не редактировал, не цензурировал. Это говорит о том, что в настоящий справочник включена именно желаемая нами информация.

Поэтому я, прежде всего, хотел бы поблагодарить Центральную избирательную комиссию и Министерство юстиции Российской Федерации за издание этого прекрасного информационного справочника «Политические партии в Российской Федерации. 2013 год» и организованный нам праздник. Давайте поблагодарим их за это.

Теперь дальше. Я хотел бы сказать, что это не просто информационный сборник, который являет собой какую-то информацию только для избирателей. Нет. Это сборник не только для избирателей и не столько для избирателей. Сегодня в России при Президенте В.В. Путине идут реформы, которые направлены на развитие политической системы, которая, в свою очередь, направлена на торжество нашей российской самобытной демократии.

В этот справочник вошла информация о 71 политической партии. Я, например, как представитель партии могу сказать: главное – не какие названия у политических партий, главное – что мы из себя являем. Да пускай хоть пять партий будет национальной безопасности России. Избиратель где угодно, где он присутствует, – везде увидит, кто и как ведет агитацию. Он увидит именно то, что собой представляет политическая партия, а не то, как с телеэкрана начинают показывать митинги.

Я говорю о том, что сегодня надо говорить о России. Я горжусь Россией, я горжусь этим справочником, я горжусь тем, что в нашей стране 71 политическая партия, пускай их будет 171. И мы в равной мере обеспечены и создадим политическую конкуренцию. Минюст России одинаков ко всем, никто не может сказать что-то плохое, что кому-то действительно отказали. Да, не зарегистрируют экстремистов. Да, не зарегистрируют бандитов. Да, не зарегистрируют тех, которые хотят насильственных действий в отношении своей страны, где они родились, где они питаются, где их кормят. Таких не зарегистрируют. Все другие при соблюдении российского законодательства получают политическую регистрацию.

Я горжусь, что так много политических партий. Мы равно сойдемся на выборах и покажем, что мы из себя представляем. Мы расскажем о своих ценностях. Это достоинство.

Завершая, хотел бы сказать: коль скоро впереди избирательная кампания, необходимо, чтобы наше политическое сообщество (71 политическая партия) разработало Кодекс политической этики. Нам он действительно нужен для того, чтобы мы знали, как мы должны строить между собой взаимоотношения, как мы должны строить отношения с властью, с бизнес-сообществом, и который бы контролировался нами самими. Ведь не секрет, 8 сентября текущего года – выборы, а уже сегодня начинают кричать: не те результаты. Это партии, которые заранее из-за бугра получают деньги. Это средства массовой информации, которые из-за бугра получают деньги.

Избирательная комиссия работает хорошо, а по мнению клеветников – плохо. Минюст –  плохо. Давайте сохраним страну, давайте сохраним то, что мы будем осуществлять свою политическую деятельность в рамках Конституции и законов. Мы все разные в этом справочнике. Мы все политически разные, мы имеем  разную идеологию, у нас все разное. Однако у нас единая общая задача – сохранить свою страну, сделать нашу Россию процветающей державой. У нас есть национальный лидер, которому доверяет Россия. У нас есть народ. Так вот давайте мы объединимся и своими разными программами сделаем так, чтобы нашу страну укрепить, сделать ее супердержавой и гордиться своей страной, своей историей.

Я благодарю за возможность выступить, я благодарю за выпуск этого справочника, я благодарю за прекрасно организованную презентацию. Мы – великая страна, мы – великий народ и мы еще это докажем.

Спасибо.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо, Александр Михайлович.

Я предоставляю слово Александре Аставиной. Следующий выступает Полищук Станислав Петрович.

А.В. АСТАВИНА, представитель Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые».

Хотелось бы отметить, что 160 листов – это прекрасно, это большой труд. Но хотелось бы сказать, чтобы в следующий раз был бы более «зеленый» подход и было меньше потрачено бумаги. Хочется, чтобы партий было меньше, но более качественных. По этому поводу хочется предложить вернуться к вопросу о численности партий и представительств в регионах. Если взять две трети от всего количества регионов и сделать обязательным такое представительство в регионах, это было бы лучше для нашей огромной страны. 500 человек в небольшом количестве регионов – это несерьезно. Это первое.

Второе. Выборы обязательно будут честными, никто не сомневается. Но в следующий раз хочется, чтобы была карточка избирателя, чтобы мы не собирались в преддверии выборов с разговорами о том, что у нас не будет никакого черного пиара. Мы все привыкли, что у нас есть разные документы. Мы приходим в банк с карточкой и тратим на это силы. Это единственный способ что-то сделать честно.

Спасибо.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо большое.

Слово предоставляется Полищуку Станиславу Петровичу. Следующим выступит Галина Михайловна Михалева.

С.П. ПОЛИЩУК, Политическая партия «Партия социальных реформ».

Я хочу от общих фраз перейти к делу. Многие говорили, какой хороший справочник. Все равно половина не будет читать его. Полистают и все. Я хотел в двух словах рассказать о нашей партии.

Главный постулат «Партии Социальных Реформ» заключается в том, что каждый гражданин должен быть собственником своего государства и получать дивиденды от этой собственности. Такие модели есть как в Норвегии, так и в Арабских Эмиратах. Мы под  большой научной базой разрабатываем социально-экономические преобразования в нашей стране, чтобы сделать необходимые социально-экономические реформы.

Чтобы не говорить высокопарных фраз, я бы хотел призвать политические партии. Если вы действительно хотите заниматься не популизмом, а работать, мы создаем народный консультативный совет. В этот совет могут войти любые партии, если у них есть здравые предложения по усовершенствованию социально-экономической ситуации в нашей стране.

После каждого заседания Консультативного совета выносится резолюция в форме законопроекта или предложения, которые направляются в органы власти.

Телефон, нашу идеологию вы найдете на сайте Минюста России – «Партия Социальных Реформ». Если будут вопросы, звоните, будем вместе работать над преобразованием нашей страны.

Спасибо.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо, Станислав Петрович. Коллеги, обращаю внимание: и на нашем сайте есть телефоны «Партии Социальных Реформ».

Пожалуйста, Галина Михайловна Михалева. Следующим выступает Сажи Зайндиновна Умалатова.

Г.М. МИХАЛЕВА, представитель Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО».

Добрый день, уважаемый Леонид Григорьевич, уважаемые члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, коллеги по партиям, а также все присутствующие!

Очень хорошо, что справочник выпустили. Только жалко, что его невозможно подержать в руках. Вы сказали, что он – для избирателей и для представителей партий. Но тогда нужно предусмотреть в бюджете ресурсы и сделать тираж. Мне кажется, что все-таки очень важно для транспарентности избирательного процесса, его открытости, чтобы этот справочник действительно был доступен, тем более что мы уже сейчас в этом коротком дефиле увидели, что ждет нашего избирателя. Часть этих партий – это «фрики», говоря современным языком, а часть симулякры – мы прекрасно знаем, как они делались. Есть такой Богданов, который делает партии и продает их под ключ. Он как-то даже публично сказал, сколько такой проект стоит – платите 270 тысяч долларов и получаете готовенькую партию. У нас некоторые товарищи, ушедшие из Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (имеется в виду А.А. Чеснаков), как сообщает пресса, собрались как раз покупать такой проект и действовать.

Мне бы хотелось, чтобы в заключительном слове нам все-таки объяснили. В сборнике 71 политическая партия или 47? Я этого не поняла. Я настаиваю на том, чтобы каждая партия имела хотя бы один экземпляр, уж не говоря об ученых, о студентах, о преподавателях, для которых это очень важно. И не говоря о нашей провинции, которая Интернетом пользоваться пока не научилась, как бы нам этого ни хотелось. Там охват сети Интернет в малых городах и селах – 10 процентов, в средних – 30 процентов.

Последнее, что я хотела бы сказать. К сожалению, наши законодатели очень поторопились с изменением закона о партиях. Наш закон о выборах не соответствует закону о партиях. Я с трудом представляю бабушку, которая видит в бюллетене 47 политических партий, но разобраться в них она совершенно не сможет. Наверное, надо было бы действовать поосторожней. Я думаю, что нормы все-таки изменятся, потому что бюллетень длиной 2,5 метра представить себе очень сложно.

И самое главное. Мы живем в новых условиях, в новой стране уже более 20 лет. Избиратели научились выбирать, чего они не могли делать в советское время. Законодатели и избирательные комиссии должны относиться к избирателям серьезно и давать им в качестве политического предложения не политический цирк, а серьезных политических субъектов. Поэтому я надеюсь, что законодательство изменится и среди партий, участвующих в избирательном процессе, будут те, у которых есть внятная политическая идеология, известные политические лидеры и конкретные результаты их деятельности, которая направлена прежде всего на то, чтобы соблюдались демократические нормы, чтобы была политическая конкуренция и чтобы нашим гражданам стало жить проще, лучше, чтобы власть была прозрачной.

Спасибо.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо, Галина Михайловна. Коллеги, я повторю, о чем говорил в самом начале. Сборник состоит из двух частей. В первой части размещены политические партии, имеющие право принимать участие в выборах. Их 47. Буквально вчера было 46, но Министерство юстиции Российской Федерации сообщило сведения о 47-й политической партии. Во втором разделе находятся политические партии, которые пока еще такого права не получили.

Л.Г. ИВЛЕВ

Пожалуйста, Сажи Зайндиновна. Далее выступает Митин Гарегин Николаевич.

С.З. УМАЛАТОВА, председатель Российской политической партии Мира и Единства.

Уважаемые коллеги, члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации! Я пришла сюда посмотреть и с собой унести эту книгу. А оказывается, презентация не предполагает такой возможности.

Дело в том, что избирательным комиссиям надо быть более объективными и справедливыми. Когда мы приходим сюда, мы видим на экранах парламентские партии или партии, которые кому-то очень нравятся. Пусть не все партии поместились на этих экранах, но пусть хотя бы эмблемы присутствовали. Пусть сегодня не смогли всю биографию партии рассказать, но хотя бы продемонстрировали все 47 политических партий, которые полностью прошли регистрацию. Хотя бы назвали эти партии, показали эмблемы и сказали, что эти партии сумели представить материалы. Но этого не произошло. Видимо, такая судьба российской политической системы.

КПРФ, которая находится на первом месте, все время плачет. Все ее обижают, никуда ее не пускают. А то, что сегодня создаются партии под названием «коммунистическая», это не ново. Генеральный секретарь ЦК КПСС начал создавать эти партии в 1990 году. И КПРФ, и КПСС, и ЛДПР, их было много. Сегодня вы являетесь учителями, и по вашим стопам идут все, создают новые партии. Почему они вам мешают? Народ возмущен тем, что вы сотворили со страной, и живет в таком состоянии. А вы получаете миллиарды из бюджета и говорите, что вы являетесь оппозиционной партией, живете припеваючи. А вам мешают все партии.

Ваш лидер, когда встречается с Президентом Российской Федерации, вместо того чтобы говорить о социально-экономической ситуации в стране, говорить, как надо выйти из этой ситуации, плачет и говорит о том, что надо ликвидировать партии, надо оставить подписи для политических партий. Один разговор. Вас абсолютно не заботит, что происходит со страной и куда мы катимся. Вас заботит, чтобы вы навечно остались в Государственной Думе. Это вам очень удобно: ни за что не отвечать и жить припеваючи. Это абсолютное неуважение к законам, которые сегодня вы сами принимаете. Это вы приняли закон о том, что должно быть 500 человек в партии. Это ваши лидеры принимали. А партии в дальнейшем покажут, кто может участвовать в выборах, будет ли партия жизнеспособна.

Я за то, чтобы коммунистическую партию, которая ликвидировала великую страну и привела народ в это состояние, осудили как коллективного преступника.

У меня все.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо, Сажи Зайндиновна.

Слово предоставляется Митину Гарегину Николаевичу. Далее выступает Зотова Зоя Михайловна.

Г.Н. МИТИН, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса, назначенный Политической партией ЛДПР.

Сегодняшний справочник, как я полагаю, станет библиографической редкостью. Он продолжает славную традицию, начатую в начале прошлого века, – традицию справочников, отражающих общую политическую и историческую ситуацию. Я имею в виду сборник «За 100 лет», изданный в 1897 году, содержащий сведения о существовавших на тот момент политических организациях и выдержки из их программ.

Этот сборник – тоже своеобразный слепок нашей политической системы. Больной или здоровой – это судить нашим потомкам. Это своеобразный исторический документ, отражающий и сухую статистику: число региональных отделений, число членов политических партий и идейную динамику.

Если мы посмотрим все подобные справочники, то увидим, что многопартийность в России развивается волнообразно, равно как и большинство других процессов, начиная от «Артикула воинского» Петра Великого, который запрещал любые союзы и сборища, заканчивая подъемом начала 20-го века, когда образовалось большое число политических партий. И опять 20-е годы 20-го века, когда последняя альтернативная политическая партия – Партия революционного коммунизма – сошла на нет и установилось единовластие КПСС, которое опять в 1989 году ломается, образуется первая альтернативная партия. Это была Либерально-демократическая партия Советского Союза. Потом переход к многопартийности 90-х годов и так далее. Весь процесс идет волнообразно.

Главное, что это развитие не должно останавливаться!

Большое спасибо.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо большое, Гарегин Николаевич.

Слово предоставляется Зотовой Зое Михайловне. Подготовиться Григорьеву Максиму Сергеевичу.

З.М. ЗОТОВА, профессор.

Я попросила сегодня слово и хотела бы высказать свое мнение по поводу темы сегодняшнего разговора – презентации справочника.

Я понимаю, у всех наболело. Кому-то хотелось бы сегодня внести изменения в закон о политических партиях или в избирательное законодательство. Но мы сегодня присутствуем на презентации справочника «Политические партии в Российской Федерации. 2013 год». Я считаю это очень важной темой сегодня и важным событием. Почему? Потому что партии становятся важнейшими субъектами политического и избирательного процесса. 47 политических партий могут принимать участие в выборах. Важно, что избиратели до выборов получают информацию о них. Очевидна своевременность и востребованность справочника.

На протяжении многих лет я не только занималась анализом многопартийности, но и была инициатором создания подобного справочника.

В частности, 1995 год. Вы помните, что тогда была родственная ситуация – 43 избирательных объединений и блоков участвовали в выборах. Я помню, что мы смогли подготовить тогда такой справочник, чтобы избиратель хотя бы знал, что это за политические партии. Мы его смогли издать только за 15 дней до выборов, потому что одна из политических структур – Союз жилищно-коммунального хозяйства отсудила себе право участия в выборах за 15 дней до них. При таком обилии малоизвестных партий и блоков на выборах в 1995 году мы столкнулись с ситуацией, что накануне выборов даже специалисты, журналисты плохо ориентировались в этом партийно-политическом спектре.

Поэтому я от имени ученых благодарю, что сегодня, до начала выборов, этот справочник есть. Предложенная авторами-составителями тематическая структура дает возможность узнать название партии, эмблему, руководящие органы, цели, задачи, наличие молодежной организации. Я считаю своевременным и очень важным выпуск такого справочника.

Второе. Я поддерживаю выступающих в том, что должна быть доступность этого справочника и для партийных активистов, и для избирателей. Леонид Григорьевич, посмотрите, чтобы не получилось, что он у вас в сети на сайте ЦИК России сегодня есть, а через неделю зайдешь, а его там уже нет. Все-таки надо, чтобы и на сайте он был размещен, и поддерживаю предложение найти возможность издания печатной версии этого справочника. Он будет востребованным. Он может быть платным, может, принесет какие-то дивиденды. Справочник будет полезен для ученых, аспирантов, политических партий, широкого круга читателей.

Я думаю, что в справочнике представлена выверенная объективная информация. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации разместили в справочнике  емкую, краткую, но объективно взвешенную информацию. Здесь нет ангажированности, и это является позитивной стороной. Спасибо большое. Поздравляю с выходом справочника и желаю удачи. А политическим партиям – удачи на выборах. Я думаю, что информация о вас распространяется, избиратели узнают, так что удачи и успеха.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо, Зоя Михайловна.

У Максима Сергеевича Григорьева очень большой функционал в Общественной палате, но что касается выборов, он возглавляет Рабочую группу по общественному контролю за выборами.

М.С. ГРИГОРЬЕВ, член Общественной палаты, руководитель Рабочей группы по общественному контролю над избирательным процессом.

Мне кажется, очень правильное и хорошее дело сделано. Прежде всего хотелось бы поблагодарить Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Леонида Григорьевича Ивлева.

Я услышал выступления представителей партий. Они были очень эмоциональные, насыщенные, с саморекламой, насыщены обвинениями других партий. Но самое интересное, что они такими и должны быть. Каждая политическая партия, каждый политический лидер обязаны использовать любую возможность для рекламы своей партии. И конечно, при этом, если они будут это делать корректно. Это естественное поведение любого политического деятеля.

Если брать американский опыт, то там практически все построено на взаимных обвинениях, и ничего, существуют, работают.

Представитель КПРФ говорил о том, что какая-то из партий была зарегистрирована в небольшой комнате на Ленинградском проспекте. Наверное, это нехорошо. Но не у всех есть возможность быть зарегистрированными во дворце, в отдельном особняке. Нет возможности поделить Москву на какие-то улицы и сказать: здесь можно регистрироваться политическим партиями, а это партии второго сорта, если они зарегистрированы за Садовым кольцом или, наоборот, в Садовом кольце.

Для нашей Рабочей группы по общественному контролю над избирательным процессом Общественной палаты Российской Федерации все партии, где бы они ни были зарегистрированы, много у них денег или мало, должны быть одинаковы. Какая-то партия считает, что у нее очень внятная идеология, а другая партия считает, что это только у нее внятная идеология, но для нас они должны быть одинаковы. Теперь об известности их лидеров. Только Владимира Владимировича Путина все знают. А какого-то Петрова или Сидорова не знают. Но соответствующая партия уверена, что у нее известный лидер, а у той, которая расположена неизвестно где, – нет. Но мы не будем делить политические партии по критерию «известный – неизвестный».

Мы здесь призываем к тому, что все партии равны, как мы призываем в нашей рабочей группе. Мы действуем так, что для нас все политические партии равны, для нас равны все политические деятели вне зависимости от того, много или мало денег, во дворце сидят, на Ленинградском проспекте, за Садовым кольцом. Для нас все партии равны. И именно так мы строим нашу деятельность.

В данный момент мы в каждом субъекте Российской Федерации создаем свои отделения на базе взаимодействия с региональными общественными палатами. Мы берем под общественный контроль выборы, которые там проходят.

Пользуясь возможностью, любезно предоставленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, обращаюсь ко всем партиям, которые здесь присутствуют. Если есть какие-то просьбы, предложения, проблемы, жалобы, обращайтесь в региональные общественные палаты. Если серьезные вопросы, то обращайтесь к нам напрямую. Безусловно, эти вопросы мы будем обсуждать.

Кстати, от гражданского общества различных регионов возникают очень интересные предложения, о которых мы даже не подозревали. Совсем недавно мы проводили «круглый стол» в Ивановской области. Если не ошибаюсь, более 20 отделений политических партий там уже зарегистрированы и участвовали в этом «круглом столе». Например, было предложение со стороны политической партии РПР – ПАРНАС о том, чтобы на каждом избирательном участке во время голосования присутствовал представитель полиции около ящиков для голосования. Везде по международным нормам считается, что если представитель правоохранительного органа находится на избирательном участке, то это не очень хорошо. Во время международного наблюдения возникает вопрос, почему он там находится и не оказывает ли он какое-то воздействие на избирателей. А у нас, наоборот, считают, что наличие представителя полиции на избирательном участке – это гарантия политической партии чувствовать себя свободнее. Это вопрос для обсуждения.

Точно также по видеорегистрации, по веб-камерам. Понятно, что не все регионы могут себе позволить финансирование из своего бюджета. Это огромные суммы получаются. На том же «круглом столе» было предложение со стороны политических партий. Если это дорого, то использовать их в формате регистраторов. Без доступа через Интернет.

Раньше мы считали, что это будет недостаточно прозрачно. Оказывается, нет. Некоторые партии думают, что даже использование камер в формате регистраторов без доступа через Интернет позволяет им чувствовать себя спокойнее. Мы не знаем, нужно это делать или нет. Я специально упоминаю об этих вопросах именно на мероприятии в ЦИК России. Это содержательный вопрос для обсуждения.

Наверняка у каждого из вас есть еще множество предложений. Приходите к нам в Общественную палату, обсуждайте. Консультационную помощь мы вам окажем.

Что касается самого справочника. Очень часто в нашем государстве говорят о том, что государство – это огромная машина. Теперь есть огромное количество политических партий. Но оказывается, если бы конкретные люди в Министерстве юстиции Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не сделали этот справочник, оказалось бы так, что никто бы не сделал. Не занимался бы Леонид Григорьевич этим, никто бы не занимался. Это уникальный справочник. Это единственная уникальная вещь. Понятно, что население не будет читать, это же не Дарья Донцова. Понятно, что это не детектив. Но для тех людей, которым это нужно, которые хотят понимать, что происходит, для специалистов, журналистов, самих политических партий, общественности в регионах это крайне нужная вещь.

Для меня удивительно, что избирательная комиссия не смогла найти средства для того, чтобы в достаточном количестве напечатать это издание. Если нужна помощь со стороны Общественной палаты, мы готовы поднимать вопрос об увеличении финансирования избирательной комиссии, о том, чтобы были отдельные фонды, чтобы напечатать достаточное количество не только таких справочников, но и многих других публикаций. Это нужно для каждого региона. Если что-то мы сможем сделать для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, обращайтесь. Мы считаем, что государство на такие вещи должно находить деньги, чтобы у каждого желающего такой справочник был. Может быть, не раздавать всем желающим с улицы, но, безусловно, люди должны получить возможность иметь эту информацию.

Именно сейчас этот справочник очень интересен. Замечательно, что он будет размещен в сети Интернет. Я думаю, что, кроме таких справочников, будут у ЦИК России и другие издания. Может быть, следует осветить вопросы, связанные с кандидатами на региональных выборах, на выборах губернаторов, на выборах в законодательные собрания регионов. Эта информация тоже будет интересна.

Спасибо за внимание.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо, Максим Сергеевич.

Я предоставляю слово Пономаренко Владимиру Сидоровичу.

Коллеги, по нашему регламенту это последнее выступление.

В.С. ПОНОМАРЕНКО, председатель Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

Уважаемые коллеги, я вас надолго не задержу. В ходе нашей дискуссии многие политические партии забыли тему нашего разговора о справочнике, а пытались пиарить свою партию и выдвигать идеи. Я считаю это не совсем правильным. Есть тема, которой и нужно заниматься.

Надо больше говорить о содержательной части. Что в этом справочнике должно быть. Может быть, об этом вести разговор. Что можно улучшить, что дать дополнительно. А не вести разговор о своей партии.

Мое личное мнение, Леонид Григорьевич. Было бы корректнее, если бы на обложке были эмблемы всех политических партий или не было бы их вообще. Потому что в любом случае это обижает коллег, присутствующих здесь. Разместите 47 эмблем, и все будет нормально. Или вообще никаких не надо. Это будет корректно, и никто не будет обижен. Я думаю, мои коллеги поддержат это.

Л.Г. ИВЛЕВ

Прошу прощения, что перебиваю. Коллеги, обратите внимание. У данного справочника две обложки, на одной и на второй размещены эмблемы всех партий.

В.С. ПОНОМАРЕНКО

Леонид Григорьевич, перед этим Вы не показали. Вы показали только первую, и возникли вопросы.

Л.Г. ИВЛЕВ

Это поле для критики.

В.С. ПОНОМАРЕНКО

Это мелочь, которую не стоило бы обсуждать, но все-таки я высказал Вам наше предложение. ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! поддерживает, что такой справочник нужен. Мало того, он должен корректироваться. Просьба к Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, предположим, заранее говорить, в какие разделы можно еще внести информацию. Это будет здорово.

Спасибо.

Л.Г. ИВЛЕВ

Спасибо большое, Владимир Сидорович.

Уважаемые коллеги, спасибо большое всем, кто принял участие. Еще раз я обращаюсь к председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, где будут выборы. Наша сила – во взаимодействии с партиями. И то, что говорят представители политических партий, должно нами неукоснительно приниматься.

По существу замечаний. Согласно пункту 8 Тематического плана изданий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предусмотрена публикация информационного сборника по политическим партиям тиражом 1000 экземпляров. Для современного издательства это огромный тираж, поэтому получат все: и политические партии, и избирательные комиссии, и библиотеки вузов, и Российская государственная библиотека, аналитические центры и Общественная палата. Не сомневайтесь. Спасибо за проявленный интерес, Максим Сергеевич. Мы можем, помимо бумажного носителя, выдавать компакт-диск. Это не проблема.

Благодарю всех, кто принял участие в обсуждении нашего справочника. Теперь его можно улучшать. Я надеюсь на ваши предложения. К сожалению, должен сказать, что некоторые политические партии неохотно откликнулись на обращение ЦИК России по представлению информации в данный справочник.

С другой стороны, уважаемые представители политических партий. Я понимаю, избирательная кампания на носу, но все-таки просьба ваши высокие взаимоотношения не переносить на избирательные комиссии. Избирательные комиссии – ваши союзники. Давайте вместе работать.

Я обращаюсь к председателям избирательных комиссий с напоминанием. Уважаемые коллеги, еще раз обращаю внимание, что все нормативные документы, касающиеся выборов, должны быть в самом актуальном варианте размещены на сайтах избирательных комиссий. Не только ваших, но также на сайтах тех комиссий, которые являются организующими комиссиями на выборах более низшего уровня. Контролируйте, мы будем контролировать вас.

Второе. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 58-рп всем гражданам России, впервые участвующим в выборах, должен вручаться текст Конституции Российской Федерации. Ответственные за это: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Минкомсвязь и регионы.

Еще раз напоминаю, что в реестре избирателей, который ведется в ГАС «Выборы», числится 1 043 076 человек, которые впервые будут голосовать. Уточняйте сведения у себя в регионах, вносите необходимые сведения в ГАС «Выборы» и готовьтесь к этой важной процедуре с молодыми избирателями.

Благодарю представителей политических партий, что вы приняли участие в нашей презентации. Хочу особо отметить, что политические партии, особенно новые, приняли активное участие в формировании участковых избирательных комиссий. 48 политических партий, в том числе 41 из числа образованных менее года назад, направили свои предложения в составы участковых комиссий. Это проявление вашей гражданской позиции, это активность гражданского общества. Полагаю, что эта активность проявится и в предстоящей избирательной кампании.

Спасибо всем. Удачи.