Информация о практике работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований (территориальных избирательных комиссий с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований) в части реализации пункта 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //06.11.2013

Направлено в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации

 

 

 

 

8 сентября 2013 года состоялись выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации.

Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти состоялись в 16 субъектах Российской Федерации – Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Чеченской Республике, Забайкальском крае, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Ростовской, Смоленской, Ульяновской, Ярославской областях.

В 14 субъектах Российской Федерации на указанных выборах применялась смешанная (пропорционально-мажоритарная) избирательная система. В двух субъектах Российской Федерации – Республике Калмыкия и Чеченской Республике выборы проводились по пропорциональной избирательной системе.

Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации состоялись в 12 субъектах Российской Федерации – в городах Майкопе (Республика Адыгея), Якутске (Республика Саха (Якутия), Кызыле (Республика Тыва), Абакане (Республика Хакасия), Красноярске (Красноярский край), Архангельске (Архангельская область), Белгороде (Белгородская область), Волгограде (Волгоградская область), Великом Новгороде (Новгородская область), Рязани (Рязанская область), Екатеринбурге (Свердловская область), Тюмени (Тюменская область).

Во всех указанных муниципальных образованиях при проведении выборов применяется смешанная (пропорционально-мажоритарная) избирательная система.

По пропорциональной избирательной системе избирательные объединения выдвигали списки кандидатов. Законодательство Российской Федерации содержит перечень требований, предъявляемых к выдвижению списков кандидатов.

Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67–ФЗ) список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации – также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона № 67–ФЗ. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95–ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95–ФЗ) в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона № 95–ФЗ, и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом № 95–ФЗ, Федеральным законом № 67–ФЗ.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (территориальные избирательные комиссии с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований) (далее – избирательные комиссии) при принятии от избирательных объединений документов руководствовались вышеуказанными положениями пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ, за исключением положения о соглашениях по созданию политической партией объединения или союза с общественным объединением, не являющимся политической партией, в целях совместного формирования списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, а также формирования списка кандидатов в избирательные комиссии, проводившие выборы, поскольку таковые в избирательные комиссии не представлялись.

Практика применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ, регулирующих одну из важнейших стадий участия политических партий в избирательном процессе, проблемы правоприменения отражены в настоящей записке.

I. Подготовка к приему избирательными комиссиями документов, представляемых избирательными объединениями для заверения списков кандидатов

Избирательные комиссии своевременно провели подготовительную работу и утвердили перечни и формы документов, представляемых избирательными объединениями при выдвижении списков кандидатов. В частности, были приняты следующие акты:

о календарном плане мероприятий избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

о перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых избирательными объединениями, уполномоченными представителями избирательных объединений в избирательную комиссию при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Перечень и формы документов, представляемые избирательными объединениями в избирательные комиссии, были опубликованы в средствах массовой информации и размещены на официальных сайтах соответствующих избирательных комиссий.

Избирательными комиссиями совместно с представителями политических партий были организованы совещания, семинары, в ходе которых рассматривались вопросы, связанные с изменением законодательства Российской Федерации о выборах, выдвижением избирательными объединениями списков кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем были нередки случаи отказа представителей региональных отделений политических партий, из числа вновь созданных политических партий, от участия в таких семинарах.

На официальных сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в сроки, установленные постановлением ЦИК России от 24 апреля 2013 года № 172/1237–6, было размещено специализированное программное изделие «Подготовка сведений о кандидатах (в том числе об их доходах и имуществе), об уполномоченных представителях и доверенных лицах» для заполнения машиночитаемых форм документов, представляемых в избирательные комиссии, организующие выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключение составили Избирательная комиссия Владимирской области и Московская городская избирательная комиссия.

Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации информация по использованию специализированного программного изделия для заполнения машиночитаемых форм избирательных документов была доведена до сведения представителей политических партий.

Прием документов в избирательных комиссиях от избирательных объединений для заверения списков кандидатов был организован следующим образом.

Избирательной комиссией Республики Бурятия, Центральной избирательной комиссией Республики Карелия, Избирательной комиссией Забайкальского края, избирательными комиссиями Воронежской, Ростовской, Ульяновской областей, избирательной комиссией города Белгорода были разработаны методические рекомендации по выдвижению и регистрации списков кандидатов по выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Избирательной комиссией Ивановской области была организована очередность приема документов от избирательных объединений с предварительным уведомлением об организации очередности приема документов на совещании с представителями региональных отделений политических партий до начала избирательной кампании.

Уполномоченные представители региональных отделений политических партий в Республике Бурятия, Республике Хакасия, Архангельской и Иркутской областях заблаговременно информировали избирательные комиссии о дате и времени представления документов.

Во избежание спорных, а также конфликтных ситуаций, связанных с доказыванием факта и времени представления или непредставления избирательными объединениями документов, Избирательная комиссия Республики Хакасия осуществляла видеозапись процесса приема документов от всех избирательных объединений.

Достойной внимания представляется практика работы Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), решением которой между членами рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых избирательными объединениями, было проведено четкое распределение обязанностей. Так, за сотрудниками были закреплены конкретные полномочия по проверке составления списков кандидатов избирательных объединений, наличия всех документов, соответствия сведений о кандидатах, указанных ими в заявлениях о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, сведениям, указанным в представленных документах и др.

В большинстве избирательных комиссий, в частности в Избирательной комиссии Республики Хакасия, избирательной комиссии муниципального образования город Рязань, прием документов осуществлялся без предварительной работы по их рассмотрению.

В Иркутской области и Забайкальском крае большинство представителей избирательных объединений приносили документы в избирательные комиссии для предварительного просмотра. При этом в период приема документов отдельные недочеты либо сразу устранялись, либо уполномоченные представители избирательных объединений забирали весь представленный пакет документов на доработку. Аналогичная практика работы была организована в избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург».

Необходимо отметить, что в последствии, в ходе рассмотрения жалоб, не представлялось возможным установить полноту и достоверность сведений, указанных в письменных подтверждениях (справках) о приеме от избирательных объединений документов Избирательной комиссии Республики Хакасия, избирательной комиссии муниципального образования город Рязань, поскольку в них содержалось лишь общее количество листов принятых документов без конкретизации их содержания и указания недостатков в представленном пакете документов в отношении конкретных лиц, включенных в список кандидатов.

В то же время избирательные комиссии Республики Бурятия, Республики Калмыкия, Чеченской Республики, Архангельской, Ростовской, Свердловской, Смоленской, Ульяновской областей, территориальная избирательная комиссия Великого Новгорода, избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» в выдаваемых избирательным объединениям письменных подтверждениях (справках) о приеме документов указывали (отмечали) все выявленные недостатки в представленных для заверения списков кандидатов документах.

Анализ актов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на предмет утверждения формы (типовой формы) письменного подтверждения (справки) о приеме от избирательного объединения документов для заверения списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований содержится в Приложении № 1.

Таким образом, с учетом практики работы избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, назначенных на 8 сентября 2013 года, следует констатировать, что прием документов от избирательных объединений для заверения списков кандидатов был организован в избирательных комиссиях неодинаково.

II. Наиболее типичные проблемы, возникавшие у избирательных объединений в ходе подготовки документов для представления в избирательные комиссии списков кандидатов

При подготовке списков кандидатов и иных документов для представления в избирательные комиссии, по представленной избирательными комиссиями информации, у избирательных объединений возникали следующие проблемы.

1. Проблемы технического характера. При представлении избирательными объединениями в избирательные комиссии машиночитаемых форм документов в большей части отмечалось, что в процессе работы со специализированным программным изделием «Подготовка сведений о кандидатах (в том числе об их доходах и имуществе), об уполномоченных представителях и доверенных лицах» для заполнения машиночитаемых форм документов избирательные объединения не в полной мере могли использовать возможности указанного программного изделия (Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Забайкальский край, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Ростовская области, избирательная комиссия муниципального образования «город Архангельск»). В некоторых случаях выявилось отсутствие возможности работы данного программного изделия на платформах, отличных от Windows XP 32 bit (Республика Башкортостан, Ивановская область), поскольку указанное программное изделие не поддерживается 64-разрядной операционной системой Windows–7.

Также отмечено, что при установке на компьютер с 32-разрядной операционной системой Windows–7 справочник политических партий загружается частично (Чеченская Республика, Забайкальский край). Выявилась невозможность внесения исправлений в ряд машиночитаемых форм, представляемых в электронном виде (Ивановская область). Оказался сложным для понимания интерфейс, отсутствовали муниципальные части, фильтры при выводе информации на печать, возникала необходимость ручной коррекции названий частей списков (город Архангельск). Программный модуль производит округление сумм при указании денежных средств, находящихся на счетах в банках кандидатов, в результате чего сведения могут признаваться недостоверными (Ростовская область).

По причине наличия вышеуказанных трудностей списки кандидатов в машиночитаемом виде, выдвинутые избирательными объединениями, представлялись в избирательные комиссии в ненадлежащем виде, а также с несоблюдением срока их представления.

2. Избирательные объединения испытывали проблемы при формировании списков кандидатов по причине отсутствия необходимого количества кандидатов, в том числе для того, чтобы заполнить соответствующие региональные группы списков кандидатов (город Красноярск, городской округ город Тюмень).

3. Избирательные объединения испытывали затруднения в получении от кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов, необходимых документов, в том числе:

заявления кандидата о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов;

копии паспорта (иных документов, заменяющих паспорт гражданина) кандидата;

копии документа об образовании кандидата;

справки с основного места работы (копии трудовой книжки, выписки из трудовой книжки или иных документов, подтверждающих сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, документов, подтверждающих сведения о роде занятий) кандидата;

справки о принадлежности кандидата к политической партии;

справки из законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований об исполнении кандидатом обязанностей депутата на непостоянной основе;

справки о принадлежащем кандидату, супругу и несовершеннолетним детям кандидата недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации;

справки о расходах кандидата, супруга и несовершеннолетних детей кандидатов по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;

сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

4. Слабая правовая и организационная подготовка представителей большинства избирательных объединений к участию в избирательной кампании, в том числе недостаточное знание законодательства Российской Федерации о выборах, законодательства о выборах соответствующего субъекта Российской Федерации, актов ЦИК России и избирательной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, положений собственных уставов политических партий (Республики Калмыкия, Хакасия, Кемеровская, Смоленская области, городской округ город Тюмень, город Волгоград).

5. Отмечались случаи несоблюдения избирательными объединениями требований пункта 4 статьи 25 Федерального закона № 95–ФЗ в части принятия решения о выдвижении списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления тайным голосованием (городской округ город Тюмень).

6. В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 95–ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны заблаговременно извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Игнорирование данной нормы, а в ряде случаев неопределенность в трактовке и понимании участниками избирательного процесса понятия «заблаговременное извещение» привела к выбытию ряда избирательных объединений из процесса участия в выборах.

Так, Избирательная комиссия Кемеровской области в соответствии с постановлением от 3 июля 2013 года № 61/559–V отказала в заверении списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», так как избирательная комиссия не была извещена избирательным объединением о проведении мероприятий, связанных с выдвижением списка кандидатов.

Территориальная избирательная комиссия города Майкопа Республики Адыгея (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) 25 июля 2013 года отказала в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп», выдвинутого региональным отделением в Республике Адыгея Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» по единому избирательному округу, в связи с неуведомлением избирательной комиссии в установленном порядке о проведении конференции избирательного объединения по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) и отсутствием документов на двух кандидатов из списка кандидатов.

С целью устранения неопределенности нормативными правовыми актами некоторых субъектов Российской Федерации были определены следующие сроки уведомления:

согласно статье 41 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года № 62–КЗ избирательное объединение уведомляет избирательную комиссию, организующую выборы, о дате, месте и времени проведения съезда (конференции, собрания) по выдвижению кандидатов не позднее чем за три дня до дня его проведения;

в соответствии с частью 31 статьи 40 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года № 380–з уведомление избирательной комиссии, организующей выборы, о дате, месте и времени проведения съезда (конференции, собрания) по выдвижению кандидатов осуществляется избирательным объединением не позднее чем за три дня до дня его проведения;

на основании статьи 47 Закона Свердловской области от 29 апреля 2003 года № 10–ОЗ «Избирательный кодекс Свердловской области» избирательное объединение заблаговременно (не позднее чем за один день до дня проведения съезда (конференции, общего собрания, заседания коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения) по выдвижению кандидата, списка кандидатов) уведомляет соответствующую избирательную комиссию о дате и времени проведения съезда (конференции, общего собрания, заседания коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения) по выдвижению кандидата, списка кандидатов.

В постановлении территориальной избирательной комиссии города Майкопа от 24 июня 2013 года № 82/334–4 «О сроках извещения территориальной комиссии г. Майкопа о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» определены следующие сроки:

не позднее чем за одни сутки, если мероприятие проводится на территории Республики Адыгея;

не позднее чем за трое суток, если мероприятие проводится за пределами Республики Адыгея.

Однако определение указанных сроков в нормативных правовых актах представляется сомнительным с точки зрения положений статьи 4 Федерального закона № 95–ФЗ, согласно которой деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 95–ФЗ и иными федеральными законами.

7. Установленный режим работы отдельных избирательных комиссий, по мнению представителей избирательных объединений, ограничивал возможности избирательных объединений по представлению документов для заверения списков кандидатов.

Например, Избирательная комиссия Республики Калмыкия принимала документы ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00.

Избирательная комиссия Чеченской Республики прием документов осуществляла ежедневно с 9:00 до 20:00 без выходных.

Избирательная комиссия Республики Хакасия осуществляла прием документов в рабочие дни – с понедельника по пятницу с 9:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00, в выходные дни – с 10:00 до 17:00, а в последний день принятия документов – до 24:00.

Избирательная комиссия Владимирской области осуществляла прием документов: в рабочие дни – с понедельника по пятницу с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 16:00 (24 июля 2013 года – до 18:00), в выходные и праздничные дни – с 10:00 до 12:00 (20 и 21 июля 2013 года – с 10:00 до 16:00).

Избирательная комиссия Кемеровской области осуществляла прием документов: в рабочие дни – с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00 (перерыв с 13:00 до 14:00), в выходные дни – с 10:00 до 14:00.

Избирательная комиссия Ярославской области принимала документы от избирательных объединений ежедневно с 09:00 до 17:00.

Избирательная комиссия муниципального образования город Рязань осуществляла прием документов с понедельника по субботу с 10:00 до 14:00.

Учитывая изложенное, необходимо отметить следующее:

1) основные проблемы, которые возникали у избирательных объединений при подготовке документов, представляемых в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, связаны с недостатками в работе самих избирательных объединений;

2) в целях установления единого порядка заблаговременного уведомления избирательными объединениями избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об уточнении нормы Федерального закона № 95–ФЗ о заблаговременном уведомлении политическими партиями избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности на выборах, установив следующие сроки такого уведомления: при проведении мероприятий в месте расположения избирательной комиссии – за один день, за пределами указанной территории – за три дня;

3) специализированное программное изделие применялось политическими партиями незначительно. Например, в Республике Бурятия специализированным программным изделием воспользовалась только одна политическая партия, в Республике Хакасия – 2, в Иркутской области – 4.

Несмотря на выявленные проблемы, необходимо отметить, что на выборах, состоявшихся 8 сентября 2013 года, использование специализированного программного изделия предоставило возможность избирательным объединениям унифицировать представляемую информацию по выдвижению и регистрации кандидатов (списков кандидатов), уполномоченных представителей и доверенных лиц на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом учитывая, что применение специализированного программного изделия позволяет минимизировать возможные ошибки в заполнении типовых форм сведениями о политических партиях, выдвинутых кандидатах (в том числе об их доходах и имуществе), об уполномоченных представителях и доверенных лицах политической партии, об уполномоченных представителях региональных отделений политической партии по финансовым вопросам, представляется, что специализированное программное изделие должно получить более широкое применение.

Выявленные политическими партиями недостатки в работе специализированного программного изделия будут устранены ФЦИ при ЦИК России;

4) в целях единообразного применения положений федерального законодательства о выборах, а также представления избирательными объединениями документов в избирательные комиссии для выдвижения и регистрации списков кандидатов полагаем возможным рекомендовать избирательным комиссиям определить единый временной интервал для представления документов: не менее 8 часов в рабочие дни – с понедельника по пятницу с 09:00 до 18:00, либо с 08:00 до 17:00. В исключительных случаях избирательные комиссии могут принять решение об осуществлении приема документов от избирательных объединений в выходные дни. Следует также проработать вопрос о возможности создания электронной очереди для сдачи документов.

III. Наиболее типичные проблемы, возникавшие у избирательных комиссий в процессе приема документов, представленных избирательными объединениями для заверения списков кандидатов по единому избирательному округу

У избирательных комиссий в процессе приема документов, представленных избирательными объединениями для заверения списков кандидатов, возникали следующие проблемы.

1. Избирательные объединения представляли документы для заверения списков кандидатов по единому избирательному округу в последний день периода выдвижения списков кандидатов, что затрудняло проверку представленных документов, а также создавало условия для беспокойства представителей политических партий относительно того, что в силу образовавшихся очередей ими могут быть нарушены сроки для представления документов. Указанные проблемы вызывали напряженность во взаимодействии политических партий с избирательными комиссиями (Избирательная комиссия Республики Хакасия, Избирательная комиссия Забайкальского края, избирательные комиссии Архангельской, Владимирской областей, избирательные комиссии муниципальных образований город Архангельск, город Екатеринбург, город Кызыл, городской округ город Тюмень).

2. Избирательные комиссии столкнулись с проблемой организации работы по проверке достоверности сведений о кандидатах, в том числе сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций и иных сведений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546. На это, в частности, указывает Избирательная комиссия Архангельской области.

Избирательными комиссиями высказывались мнения о том, что установленный пунктом 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ трехдневный срок, отведенный на проверку сведений о кандидате (кандидатах), не позволяет избирательной комиссии установить, имеет ли кандидат (кандидаты) счета (вклады), хранит (хранят) ли наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Вместе с тем порядок проверки, установленный Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, не предусматривает необходимость соблюдения указанного срока.

Более того, необходимость применения процедуры, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, в ходе рассматриваемых избирательных кампаний не возникала.

3. В связи с увеличением числа политических партий, принимающих участие в выборах, а также представлением ими документов для заверения списков кандидатов в последний день периода выдвижения списков кандидатов оказалось, что 3-х дневный срок, установленный пунктом 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ, является недостаточным для всесторонней проверки документов.

Значительное увеличение нагрузки на членов и сотрудников аппаратов избирательных комиссий отметили Избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), избирательные комиссии Архангельской, Смоленской областей, избирательная комиссия муниципального образования городской округ город Тюмень, территориальная избирательная комиссия Великого Новгорода.

Указанный фактор в условиях слабой правовой и организационной подготовки представителей избирательных объединений осложнил процесс рассмотрения документов избирательными комиссиями.

Представляется целесообразным внести изменения в пункт 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ в части увеличения срока принятия решения избирательной комиссией о заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, до 5 дней.

IV. Наиболее типичные недостатки в оформлении документов, представленных избирательными объединениями в избирательные комиссии для заверения списков кандидатов по единому избирательному округу

Избирательными комиссиями были выявлены следующие наиболее типичные недостатки в оформлении документов, представленных избирательными объединениями для заверения списков кандидатов по единому избирательному округу.

1. Отсутствие копий необходимых документов:

паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (Региональное отделение Политической партии «Трудовая партия России» в Свердловской области, Региональное отделение Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Тюменской области, Тюменское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России», Региональное отделение Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Тюменской области);

документа, подтверждающего сведения об образовании кандидата (Иркутское областное региональное отделение Политической партии «Демократический выбор», Региональное отделение Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Тюменской области, Тюменское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России», Региональное отделение Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Тюменской области);

документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) кандидата (Региональное отделение Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Тюменской области, Тюменское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России», Региональное отделение Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Тюменской области, Красноярское краевое отделение Политической партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ»).

2. Документы заверены ненадлежащим образом:

сведения о кандидатах (документы), представленные избирательным объединением, не были заверены уполномоченным лицом избирательного объединения (Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России» на выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, Архангельское областное отделение Политической партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ»);

сведения о кандидатах, представленные избирательным объединением, были заверены лицом, чьи полномочия не были подтверждены документами (Архангельское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»);

не представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения (Региональное отделение Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Тюменской области», Тюменское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России»);

список кандидатов заверен подписью лица, чьи полномочия не подтверждены документами (Архангельское областное отделение Политической партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ», Региональное отделение Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области, Региональное отделение Политической партии «Альянс зеленых – Народная партия» в Рязанской области).

3. Ненадлежащим образом были оформлены списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями:

список кандидатов не соответствует форме, установленной избирательной комиссией (Бурятское республиканское отделение Политической партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ»);

список кандидатов представлен без разделения его на территориальные группы в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (Региональное отделение Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Тюменской области, Региональное отделение Политической партии «Партия Духовного Преображения России» во Владимирской области);

список кандидатов представлен с указанием территориальных групп в количестве меньшем, чем установлено законом субъекта Российской Федерации (Тюменское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России», Региональное отделение Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Тюменской области, Региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в Тюменской области, Архангельское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Архангельское областное отделение Политической партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ», Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России» на выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, Архангельское Региональное отделение Политической партии ЛДПР, Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Архангельской области, Архангельское региональное отделение Политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», Кемеровское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»);

в списке кандидатов территориальным группам не присвоен номер соответствующего избирательного округа (Региональное отделение Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области);

в списке кандидатов отсутствуют сведения о кандидатах (Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Архангельской области, Архангельское региональное отделение Политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»).

4. Отсутствие среди представляемых документов решения съезда политической партии, конференции, общего собрания регионального отделения политической партии о выдвижении списка кандидатов (Региональное отделение в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская Платформа», Региональное отделение Политической партии «Партия Духовного Преображения России» во Владимирской области).

5. Отсутствие документа, подтверждающего согласование списка кандидатов, выдвинутого структурным подразделением политической партии, с коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения (Региональное отделение в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская Платформа», Региональное отделение Политической партии «Трудовая партия России» в Свердловской области, Архангельское областное отделение Политической партии «КОММУНИСТЫ РОССИИ», Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Архангельской области, Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Архангельской области).

6. Не представлен документ, подтверждающий полномочия уполномоченного представителя избирательного объединения, уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, непредставление документов в избирательную комиссию (Региональное отделение Политической партии «Трудовая партия России» в Свердловской области, Региональное отделение Политической партии «Партия Духовного Преображения России» во Владимирской области, Региональное отделение Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Тюменской области, Тюменское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России»).

7. Не представлен список уполномоченных представителей избирательного объединения (Региональное отделение Политической партии «Казачья партия Российской Федерации» в Тюменской области, Тюменское региональное отделение Общероссийской политической партии «Народная партия «За женщин России»).

8. Списки уполномоченных представителей избирательного объединения, уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам не соответствуют форме, установленной соответствующей избирательной комиссией (Региональное отделение в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская Платформа»).

9. Не представлены документы, подтверждающие сведения о принадлежности кандидата к политической партии (Региональное отделение в Республике Калмыкия Политической партии «Гражданская Платформа»).

10. Отсутствие, ненадлежащее оформление справок, содержащих сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также отсутствие (ненадлежащее оформление) справок, содержащих сведения о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка:

документы не представлены (Региональное отделение в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», Региональное отделение в Кемеровской области Всероссийской политической партии «Аграрная партия России», Региональное отделение Российской политической Партии Мира и Единства в Кемеровской области, Региональное отделение Политической партии «Партия Духовного Преображения России» во Владимирской области);

оформлены ненадлежащим образом справки кандидатов о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата и иные сведения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 (Иркутское региональное отделение Политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»).

11. Информация в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банке, ценных бумагах не указывается или указывается не полностью (Бурятское региональное отделение Политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»).

Статистика отказов в заверении списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, по причине несоблюдения требований пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ приведена в Приложении № 2.

Отсутствие либо ненадлежащее оформление документов вызвано недостатками в работе самих избирательных объединений, а именно несоблюдением избирательными объединениями требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, положений собственных уставов партий.

В силу положений пункта 11 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ избирательные объединения имеют право вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о выдвинутых кандидатах.

Кроме того, пункт 14 статьи 35 и подпункты «а», «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ содержат единые основания для отказа в заверении списка кандидатов и отказа в регистрации списка кандидатов, а именно: несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67–ФЗ. При этом ответственность за неисполнение указанного положения определена исключительно на этапе регистрации списков кандидатов.

На практике у избирательных комиссий возникает неопределенность в вопросе о том, на каком этапе – заверения или регистрации списков кандидатов – должны быть представлены все необходимые документы.

В связи с этим избирательные комиссии, как правило, принимали документы даже после заверения выдвинутого списка кандидатов, поскольку Федеральным законом № 67–ФЗ не предусмотрена возможность исключения организующей выборы избирательной комиссией кандидата, не представившего необходимые документы, из списка кандидатов по единому избирательному округу до его заверения.

Непредставление избирательным объединением документов на кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов для заверения, в последующем может быть основанием для отказа в регистрации всего списка кандидатов, если согласно подпункту «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ выбытие кандидатов, в результате которого число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом, будет являться основанием для отказа в регистрации всего списка кандидатов.

В свою очередь, на основании пункта 29 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ в случае отказа в регистрации списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения.

В своем обращении в ЦИК России от 16 августа 2013 года № 965 Председатель Центрального Совета Политической партии «Альянс Зеленых – Народная партия» О.Л. Митволь жалуется на отсутствие единообразного порядка применения избирательными комиссиями пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ. О.Л. Митволь указывает, что поскольку отсутствие необходимых документов в соответствии с Федеральным законом № 67–ФЗ является основанием для отказа в заверении списка кандидатов, вызывает недоумение тот факт, что территориальная избирательная комиссия Сергиево-Посадского муниципального района заверила выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Альянс Зеленых – Народная партия» в Московской области» список кандидатов по многомандатным избирательным округам, а в дальнейшем отказала в регистрации по причине отсутствия необходимых документов. В результате, по мнению заявителя, процесс отказа в регистрации списка кандидатов умышленно затягивается с целью исключить возможность повторного представления документов для выдвижения в соответствующую избирательную комиссию в связи с истечением срока выдвижения.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществлять предварительную работу с представителями избирательных объединений в целях доведения до них всех требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства субъектов Российской Федерации, в части порядка представления документов, а также перечня необходимых документов, формы их представления.

В свою очередь, отсутствие каких-либо документов в отношении кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в составе списка кандидатов, должно быть тщательным образом описано в справке -подтверждении о приеме документов, выданной избирательной комиссией, в связи с чем целесообразно принятие единого методического документа по данному вопросу (Приложение № 1).

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным уточнить редакцию пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ, указав, что отсутствие документов, указанных в законе, в отношении отдельных кандидатов из списка кандидатов является основанием для исключения этих кандидатов избирательной комиссией из списка кандидатов до его заверения избирательной комиссией.

Вместе с тем, с учетом указанной практики, полагаем возможным непосредственно в Федеральном законе № 67–ФЗ определить, что ряд документов, например, подтверждающих сведения об образовании, месте работы, могут быть представлены позднее, а их отсутствие не является основанием для исключения кандидата из списка кандидатов.

Основанием для отказа в заверении списка кандидатов являлось представление избирательными объединениями в избирательные комиссии списка кандидатов, содержащего недостаточное количество региональных групп и кандидатов в них, поскольку указанный факт в дальнейшем может являться основанием для отказа в регистрации всего списка кандидатов.

В частности, Избирательной комиссией Забайкальского края отказано Региональному отделению политической партии «Трудовая партия России» в Забайкальском крае в заверении списка кандидатов по причине недостаточного количества региональных групп и кандидатов в представленных списках кандидатов.

Указанным избирательным объединением был представлен для заверения список кандидатов, состоящий из 10 региональных групп, в который были включены в общей сложности 12 человек, в то время как в соответствии с Законом Забайкальского края от 6 декабря 2012 года № 753–ЗЗК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края» количество региональных групп краевого списка кандидатов не может быть менее 13 и более 25, а в состав региональной группы краевого списка кандидатов включается не менее двух кандидатов.

Аналогичное условие явилось основанием для отказа Избирательной комиссией Владимирской области в заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии «Партия Духовного Преображения России» во Владимирской области.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что непосредственно в статье 35 Федерального закона № 67–ФЗ отсутствует прямое регулирование правомочия законодателя субъекта Российской Федерации устанавливать требования к разделению списков кандидатов на региональные группы.

V. Практика организации работы избирательных комиссий по извещению избирательных объединений о неполноте представленных сведений или несоблюдении требований Федерального закона № 67–ФЗ в части оформления документов

Практика работы избирательных комиссий показала отсутствие единообразия в реализации положений пункта 14 статьи 35 и пункта 11 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ о том, что избирательная комиссия, организующая проведение выборов, обязана уведомлять избирательные объединения о выявленных недостатках в представленных избирательным объединением документах для заверения списка кандидатов.

Так, большинство избирательных комиссий в настоящее время не уведомляют избирательные объединения о выявленных недостатках в представленных документах для заверения списков кандидатов, поскольку считают, что в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ извещение избирательных объединений о неполноте представленных сведений или несоблюдении требований Федерального закона № 67–ФЗ осуществляется на этапе регистрации списка кандидатов.

В свою очередь, неуведомление кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках в представленных документах лишает избирательную комиссию права принять решение об отказе в регистрации кандидата или исключении кандидата из заверенного списка кандидатов по вышеуказанным основаниям.

Соответствующая позиция, закрепленная в пункте 5 Разъяснений порядка применения пункта 11, подпунктов «в1», «в2» пункта 24, подпунктов «б1», «б2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением ЦИК России от 23 марта 2007 года № 203/1272–4, нашла подтверждение в практике Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации своим Определением от 4 апреля 2012 года № 70–АПГ12–1 указал, что извещение избирательных объединений о неполноте представленных сведений или несоблюдении требований Федерального закона № 67–ФЗ в части оформления документов применяется в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2005 года № 67–Г05–10.

При этом Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 июня 2010 года № 784–О–О высказана позиция об обязанности избирательной комиссии уведомить кандидата о неполноте представленных сведений независимо от того, чем обусловлена эта неполнота, – недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.

ЦИК России в постановлении от 24 июля 2013 года № 183/1284–6 была высказана позиция, согласно которой представление оформленных ненадлежащим образом документов не следует приравнивать к отсутствию документов, поскольку избирательному объединению могла быть предоставлена возможность устранить выявленные недостатки в документах в порядке пункта 11 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ.

Избирательные комиссии обязаны извещать избирательные объединения о неполноте сведений, а также несоблюдении требований Федерального закона № 67–ФЗ в оформлении документов, представленных для заверения списка кандидатов.

Необходимо отметить, что практика работы отдельных избирательных комиссий, например Иркутской, Ульяновской областей, избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург», показала, что информирование уполномоченных представителей избирательных объединений о недостатках в представленных документах для заверения списков кандидатов позволяет либо устранять все выявленные недостатки, либо забирать весь представленный пакет документов и после устранения всех недостатков вносить его повторно в организующую выборы комиссию для заверения списков кандидатов в пределах периода выдвижения.

В частности, Избирательная комиссия Иркутской области, избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург» уведомляли избирательные объединения о недостатках в представленных документах для заверения списков кандидатов непосредственно при приеме этих документов.

Избирательная комиссия Ульяновской области при выявлении неполноты сведений, а также несоблюдения требований Федерального закона № 67–ФЗ в части оформления документов, представленных для заверения списка кандидатов, принимала постановление об извещении соответствующего избирательного объединения о выявлении неполноты сведений о кандидатах, несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в Избирательную комиссию Ульяновской области. Приложение к постановлению оформлялось в виде таблицы, в которой указывались недостатки в отношении каждого кандидата, включенного в областной список кандидатов. На заседания Избирательной комиссии Ульяновской области, на которых принимались подобные постановления, приглашались уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений. По окончании заседания избирательной комиссии экземпляр постановления вручался уполномоченному представителю избирательного объединения.

Избирательная комиссия города Красноярска также принимала решения об извещении избирательных объединений о выявленных недостатках в документах, представленных ими для уведомления о выдвижении списков кандидатов.

Учитывая изложенное, представляется возможным отметить, что деятельность некоторых избирательных комиссий, направленная на уведомление о недостатках в представленных документах до заверения выдвинутого списка кандидатов, позволяет избирательным объединениям либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо забрать весь представленный пакет документов, устранить все выявленные недостатки и внести его повторно в организующую выборы избирательную комиссию для заверения списка кандидатов в пределах периода выдвижения, что способствует успешному вхождению политической партии в избирательный процесс.

В этой связи полагаем возможным рекомендовать избирательным комиссиям во всех субъектах Российской Федерации применять указанную практику.

VI. Вопросы исключения кандидатов из выдвинутого списка кандидатов до его заверения организующей выборы избирательной комиссией

В соответствии с пунктом 15 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ после представления избирательным объединением списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.

Согласно пункту 32 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. При этом кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования.

Практика работы избирательных комиссий показала, что исключение кандидатов из состава выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов осуществляется преимущественно по причине отсутствия у кандидатов каких-либо документов (избирательные комиссии Архангельской, Рязанской областей), реже – по собственному желанию кандидатов (Избирательная комиссия Рязанской области).

Например, 20 июля 2013 года состоялось заседание Политического совета Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы», который принял решение об исключении из выдвинутого Региональным отделением в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы по единому избирательному округу В.В. Булычева, И.В. Булычева, О.Л. Буркова, В.М. Королева и Г.М. Королева в связи с отсутствием у них полного пакета документов.

19 июля 2013 года Бюро Комитета Свердловского областного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» приняло решение об исключении из списка кандидатов в депутаты Екатеринбургской городской Думы шестого созыва по единому (общемуниципальному) избирательному округу кандидата Г.Ф. Мирасова (территориальная группа Кировская–6). Основанием для исключения кандидата из списка послужило непредставление им избирательному объединению необходимых для выдвижения документов и последующий отказ кандидата от дальнейшего участия в выборах.

Согласно протоколу Бюро Комитета Рязанского областного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 3 июля 2013 года кандидаты Л.М. Канаев и С.М. Редюк были исключены из состава списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы, выдвинутого указанным избирательным объединением, в связи со вступлением Л.М. Канаева во ВСЕРОССИЙСКУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ «РОДИНА» и выдвижением его от этой партии, а также непредставлением С.М. Редюк заявления в письменной форме о согласии баллотироваться.

Таким образом, практика работы избирательных комиссий показала, что исключение кандидатов из состава выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов осуществляется преимущественно по причине отсутствия у кандидатов каких-либо документов.

Вместе с тем в ряде случаев избирательные объединения даже при заведомом отсутствии документов в отношении некоторых кандидатов не принимали решение об исключении указанных кандидатов из выдвинутого списка кандидатов («Региональное отделение Политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» в Республике Хакасия», «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Российская партия садоводов» в Республике Хакасия»).

В конечном итоге указанная деятельность приводила к отказу избирательными комиссиями в регистрации всего списка кандидатов, выдвинутого избирательными объедениями. Избирательная комиссия Республики Хакасия, территориальная избирательная комиссия города Абакана, избирательная комиссия муниципального образования город Рязань отказывали в заверении всего списка кандидатов по причине отсутствия документов у нескольких кандидатов.

VII. Рассмотрение жалоб (обращений), поступивших в избирательные комиссии и суды, по вопросу применения избирательными комиссиями, организующими выборы, положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ

Всего на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти, а также в представительные органы муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации по вопросу применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ (отказ в заверении списков кандидатов) в избирательные комиссии и суды поступило 16 жалоб (обращений).

Жалобы, поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:

в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило восемь жалоб от четырех избирательных объединений, в том числе:

на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерациишесть жалоб от трех избирательных объединений (их руководителей или представителей), в том числе:

три жалобы Регионального отделения Политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» в Республике Хакасия (отказы в заверении списков кандидатов на выборах в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва, решения о которых вынесены Избирательной комиссией Республики Хакасия, отменены постановлениями ЦИК России от 24 июля 2013 года № 183/1281–6, от 21 августа 2013 года № 190/1302–6);

две жалобы Регионального отделения Всероссийской политической партии «Российская партия садоводов» в Республике Хакасия (отказы в заверении списков кандидатов на выборах в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва, решения о которых вынесены Избирательной комиссией Республики Хакасия, отменены постановлениями ЦИК России от 24 июля 2013 года № 183/1283–6, от 21 августа 2013 года № 190/1303–6);

одна жалоба Регионального отделения Партии Мира и Единства в Кемеровской области (постановлением ЦИК России от 9 августа 2013 года № 187/1294–6 Избирательной комиссии Кемеровской области было вменено в обязанность принять представленные для заверения единого списка кандидатов на выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области документы избирательного объединения, которые не были приняты по причинам, установить которые не представляется возможным);

на выборах в представительные органы муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации – две жалобы двух избирательных объединений:

Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия – Партия народной свободы» (отказ в заверении списка кандидатов на выборах в депутаты Рязанской городской Думы, решение о котором вынесено избирательной комиссией муниципального образования – город Рязань отменено постановлением ЦИК России от 9 августа 2013 года № 187/1293–6);

Регионального отделения Всероссийской политической партии «Российская партия садоводов» в Республике Хакасия (отказ в заверении списка кандидатов на выборах в депутаты Совета депутатов города Абакана пятого созыва, решение о котором вынесено избирательной комиссией города Абакана, отменено постановлением ЦИК России от 24 июля 2013 года № 183/1284–6).

По итогам рассмотрения данных жалоб в ЦИК России и избирательных комиссиях в субъектах Российской Федерации все четыре избирательных объединения преодолели этап заверения списков.

Жалобы, поступившие в нижестоящие избирательные комиссии:

на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации жалобы (обращения) по вопросу применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ в нижестоящие избирательные комиссии жалобы не поступали;

на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации по вопросу применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ поступила одна жалоба – в Избирательную комиссию Рязанской области со стороны Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия – Партия народной свободы» об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования – город Рязань об отказе в заверении муниципального списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия – Партия народной свободы». Постановлением Избирательной комиссии Рязанской области от 1 августа 2013 года № 115/702–5 жалоба отставлена без удовлетворения, постановление избирательной комиссии муниципального образования – город Рязань – без изменения. Региональное отделение в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» обратилось с жалобой в ЦИК России. Постановлением ЦИК России 9 августа 2013 года № 187/1293–6 жалоба Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия России – Партия народной свободы» удовлетворена. Постановление Избирательной комиссии Рязанской области и постановление избирательной комиссии муниципального образования – город Рязань отменены.

Жалобы, направленные на рассмотрение в суды:

на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ поступило четыре жалобы (обращения) в суды, в том числе:

Башкирское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обжаловало в Верховный суд Республики Башкортостан постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, выдвинутого Башкирским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 2 августа 2013 года в удовлетворении заявления Башкирского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» отказано. Решение Верховного суда Республики Башкортостан заявителем обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 13 августа 2013 года Верховным Судом Российской Федерации в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, решение Верховного суда Республики Башкортостан от 2 августа 2013 года оставлено без изменения;

Региональное отделение политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия) обжаловало в Верховный суд Республики Саха (Якутия) постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) об отказе в заверении республиканского списка кандидатов в народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии «Трудовая партия России» в Республике Саха (Якутия). Верховный суд Республики Саха (Якутия) 17 июля 2013 года отказал заявителю в удовлетворении требований. Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, который 12 августа 2013 года также отказал заявителю в удовлетворении требований;

Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области обжаловало в Иркутский областной суд постановление Избирательной комиссии Иркутской области об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области. Иркутский областной суд 7 августа 2013 года отказал в удовлетворении требований заявителя. Решение суда не обжаловалось и вступило в силу;

Региональное отделение в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» обжаловало в Кемеровский областной суд постановление Избирательной комиссии Кемеровской области об отказе в заверении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа». Кемеровский областной суд 1 августа 2013 года отказал в удовлетворении требований заявителя. Решение Кемеровского областного суда 5 августа 2013 года обжаловано региональным отделением в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, который 12 августа 2013 года отказал в удовлетворении требований заявителя.

На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований – административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации по вопросу применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ поступило три жалобы (обращения) в суды, в том числе:

Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» обжаловало в Октябрьский районный суд города Архангельска постановление избирательной комиссии муниципального образования «Город Архангельск» (Архангельская избирательная комиссия) об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» по единому избирательному округу. Октябрьский районный суд города Архангельска 2 августа 2013 года отказал заявителю в удовлетворении требований. Решение Октябрьского районного суда города Архангельска было обжаловано в Архангельском областном суде. Решением Архангельского областного суда от 13 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано;

Региональное отделение Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области обжаловало в Кировский районный суд города Волгограда постановление территориальной избирательной комиссии Кировского района города Волгограда об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан» в Волгоградской области. Кировский районный суд города Волгограда 26 июля 2013 года отказал заявителю в удовлетворении требований;

Региональное отделение Политической партии «Трудовая партия России» в Свердловской области обжаловало в Ленинский районный суд города Екатеринбурга постановление избирательной комиссии муниципального образования «Город Екатеринбург» об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Екатеринбургской городской Думы шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением политической партии «Трудовая партия России» в Свердловской области по единому (общемуниципальному) избирательному округу. Ленинский районный суд города Екатеринбурга 26 июля 2013 года отказал заявителю в удовлетворении требований. Решение суда первой инстанции в апелляционном порядке обжаловано в Свердловский областной суд, который 14 августа 2013 года оставил в силе решение избирательной комиссии.

Таким образом, из восьми жалоб по вопросу применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ (отказ в заверении списков кандидатов), поступивших в избирательные комиссии, организующие выборы, и суды, лишь одна была удовлетворена (Избирательная комиссия Рязанской области отменила постановление избирательной комиссии муниципального образования – город Рязань об отказе в заверении муниципального списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением в Рязанской области Политической партии «Республиканская партия – Партия народной свободы»), по семи жалобам отказали в удовлетворении.

VIII. Предложения избирательных комиссий по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части применения положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ

Учитывая практику работы по приему документов, представляемых избирательными объединениями в избирательные комиссии для заверения списков кандидатов, избирательные комиссии предложили внести следующие изменения в Федеральный закон № 67–ФЗ:

1. Исключить процедуру заверения списков кандидатов, представляемых избирательными объединениями в избирательные комиссии (Избирательная комиссия Забайкальского края, избирательные комиссии Архангельской, Ивановской областей).

2. Объединить процедуру заверения списков кандидатов, представляемых избирательными объединениями в избирательные комиссии, с процедурой их регистрации (избирательная комиссия муниципального образования город Рязань).

3. Устранить правовую неопределенность в применении положений пункта 14 статьи 35 и подпунктов «а», «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ. Указанные нормы содержат единые основания для отказа в заверении списка кандидатов и отказа в регистрации списков кандидатов, а именно: несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67–ФЗ (Избирательная комиссия Ивановской области).

4. Сократить перечень документов, которые необходимо представлять избирательному объединению в избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом № 67–ФЗ для заверения списка кандидатов:

исключить норму Федерального закона № 67–ФЗ о представлении копий документов, подтверждающих сведения, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, за исключением копии паспорта кандидата (Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия);

исключить копию документа об образовании из перечня документов, которые необходимо представить избирательному объединению в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов (Избирательная комиссия Архангельской области).

5. Внести изменения в пункт 142 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ в части увеличения срока принятия решения избирательной комиссией о заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением (Избирательная комиссия Архангельской области). Следующие избирательные комиссии предложили увеличить указанный срок:

до пяти дней (территориальная избирательная комиссия Кировского района города Волгограда);

до 7 дней (избирательная комиссия муниципального образования «Город Архангельск»).

6. В целях установления обязанности кандидата представлять справки о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата и иных сведений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 Избирательная комиссия Архангельской области предлагает предусмотреть возможность проверки через органы записи актов гражданского состояния фактов наличия (отсутствия) супругов и несовершеннолетних детей кандидатов, а также устранить правовую неопределенность в понимании термина «финансовые инструменты».

7. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) предлагает письменное уведомление избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов на соответствующих выборах включить в Федеральный закон № 67–ФЗ как обязательный документ для регистрации списка кандидатов, а также установить форму такого уведомления (письменную, устную).

Учитывая все изложенное, необходимо отметить, что избирательные комиссии представили ряд предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о выборах в части порядка представления избирательными объединениями документов для заверения списков кандидатов. Наличие предложений указывает на актуальность рассматриваемых вопросов, а также показывает высокую заинтересованность избирательных комиссий в решении вышеназванных проблем.

Указанные предложения требуют дополнительного изучения и дальнейшей проработки в целях совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации с учетом правоприменительной практики, в том числе и судебной.

IX. Выводы и предложения

Анализ практики работы избирательных комиссий по применению ряда положений пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ показал отсутствие ее единообразия.

1. По существу представление избирательными объединениями в избирательные комиссии списков кандидатов для заверения, а также иных необходимых документов во многих случаях оказался растянутым во времени.

С учетом слабой подготовленности ряда избирательных объединений избежать конфликтов на данном этапе смогли те избирательные комиссии, которые четко организовали прием и анализ документов, оперативно указывали избирательным объединениям на выявленные недостатки в представленных документах и предоставляли возможность их восполнить в том числе с учетом положений пункта 11 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ.

Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации избирательные комиссии отказывали в заверении всего списка кандидатов, в случае отсутствия документов у нескольких кандидатов, что формально не противоречит пункту 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ.

Следует признать, что указанная практика вызывает сомнение с точки зрения ее соответствия положениям Конституции Российской Федерации, поскольку необоснованно ограничивает активное избирательное право граждан и пассивное избирательное право других кандидатов, состоящих в списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением, нарушает принципы свободных выборов и равного избирательного права. Обоснованность указанных выводов была подтверждаема Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25 апреля 2000 года № 7–П.

Таким образом, представляется, что отсутствие каких-либо документов у кандидатов, включенных в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, не должно признаваться основанием для отказа в заверении всего списка кандидатов.

Вместе с тем в ряде случаев отмечалось немотивированное нежелание избирательных объединений устранять выявленные недостатки в представленных в избирательные комиссии документах.

В связи с этим предлагается уточнить положения пункта 14 статьи 35 Федерального закона № 67–ФЗ, предусмотрев возможность исключения кандидата из списка кандидатов до его заверения в случае отсутствия основных документов, указанных в Федеральном законе № 67–ФЗ, как-то: заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о доходах, расходах, имуществе кандидата. Список документов, которыми можно дополнять необходимый пакет документов, а также документов, отсутствие которых не может влечь такое исключение, подлежит дополнительному обсуждению.

Также предлагается увеличить срок, в течение которого должно быть принято решение о заверении, до 5 дней.

2. В ряде случаев основанием для отказа в заверении списка кандидатов являлось представление избирательными объединениями в избирательные комиссии списка кандидатов, содержащего недостаточное количество региональных групп и кандидатов в них. Однако указанный факт является основанием для отказа в регистрации всего списка кандидатов (подпункт «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67–ФЗ).

Представляется необходимым восполнить пробел в Федеральном законе № 67–ФЗ, закрепив право субъекта Российской Федерации устанавливать требования к разделению списка кандидатов на региональные группы.

3. Использование типовой формы письменного подтверждения (справки) о приеме документов от избирательного объединения при выдвижении списков кандидатов позволяет фиксировать все недостатки в документах, представленных избирательными объединениями. В свою очередь, подробная фиксация недостатков в представленных избирательными объединениями документах позволяет избирательным комиссиям в дальнейшем избежать трудностей, связанных с доказыванием факта и времени представления или непредставления избирательными объединениями документов в избирательную комиссию при рассмотрении обращений и жалоб избирательных объединений в судах и ЦИК России.

Учитывая изложенное, полагаем возможным разработать в ЦИК России и рекомендовать избирательным комиссиям применять типовую форму справки-подтверждения о приеме документов от избирательных объединений при выдвижении списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

4. Основной причиной затруднений, которые возникали у ряда избирательных объединений при подготовке документов, представляемых в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, являются слабое знание представителями избирательных объединений требований федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных актов избирательных комиссий, организующих соответствующие выборы.

Представление документов для заверения списков кандидатов в последний день периода выдвижения списков кандидатов, особенно если этот день совпадал с последним днем представления документов на регистрацию, ограничивало возможности избирательных объединений по исправлению недостатков в представленных документах, открытию специального избирательного счета и представления документов для регистрации.

В ряде случаев избирательные объединения заблаговременно не извещали избирательные комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением списков кандидатов.

Также некоторые избирательные объединения испытывали трудности при формировании списков кандидатов по причине отсутствия необходимого количества кандидатов.

В целях решения указанных проблем представляется целесообразным рекомендовать избирательным объединениям активнее вести предварительную работу по подготовке к выборам, а именно по изучению федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, формированию кадрового резерва членов и сторонников политической партии, сбору и анализу всех необходимых документов кандидатов до начала избирательной кампании, повышению квалификации уполномоченных представителей избирательных объединений.

5. Избирательным комиссиям следует продолжать последовательно налаживать взаимодействие с представителями всех избирательных объединений, ЦИК России – продолжать работу по совершенствованию специализированного программного изделия «Подготовка сведений о кандидатах (в том числе об их доходах и имуществе), об уполномоченных представителях и доверенных лицах».

Кроме того, представляется целесообразным начать работу по разработке вопроса о внедрении электронной очереди (записи), фиксирующей факт явки представителя избирательного объединения для сдачи документов в установленные законодательством Российской Федерации сроки, а также определить единый временной интервал избирательным объединениям для представления документов: не менее 8 часов в рабочие дни – с понедельника по пятницу с 09:00 до 18:00, либо с 08:00 до 17:00. В исключительных случаях избирательные комиссии могут принять решение об осуществлении приема документов от избирательных объединений в выходные дни.

В практике работы избирательных комиссий должно стать обыкновением информирование избирательных объединений о недостатках в представленных документах для заверения списков кандидатов.

Также следует добиваться единообразия в практике в части недопустимости признания неправильно оформленного документа отсутствующим.

В части возможного законодательного урегулирования данного комплекса проблем представляется возможным:

четко разделить по срокам этапы заверения и регистрации списков кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями;

установить срок, не позднее которого избирательное объединение обязано уведомить избирательную комиссию о съезде, конференции, общем собрании по выдвижению списка кандидатов: при проведении мероприятий в месте расположения избирательной комиссии – за один день, за пределами указанной территории – три дня.

Избирательным комиссиям представляется целесообразным рекомендовать осуществлять предварительную работу с представителями избирательных объединений в целях доведения до них всех требований федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации в части порядка уведомления комиссий о проведении мероприятий по выдвижению списков кандидатов, представления документов, их оформления, перечня необходимых документов, формы их представления.

Приложение 1.

Приложение 2.

Член ЦИК России М.В. Гришина

Управление организации избирательного процесса

Правовое управление