Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденные постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 //16.06.2014

Утверждены
постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 11 июня 2014 года № 235/1486-6
(в ред. от 07.04.2015 г. № 278/1650-6,
от 16.12.2015 г. № 318/1815-6,
от 18.05.2016 г. 2016 № 7/58-7)

Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения избирательными комиссиями положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ), Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» регулирующих вопросы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, представления в избирательные комиссии документов для выдвижения кандидатов, списков кандидатов, заверения списков кандидатов, регистрации кандидатов, списков кандидатов.

В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, содержатся некоторые рекомендуемые формы документов, необходимые для участия в выборах и их организации, а также рекомендации по подготовке и оформлению указанных документов на выборах:

высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации);

депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

главы муниципального образования;

депутатов представительного органа муниципального образования.

В настоящих Методических рекомендациях не рассматриваются вопросы приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (см. Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденные постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года № 128/986-6), а также приема листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (см. Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утвержденные постановлением ЦИК России от 27 марта 2013 года № 168/1222-6).

1. Избирательные объединения как субъекты выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

1.1. Политические партии.

1.1.1. В соответствии с подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ под избирательным объединением понимается политическая партия, имеющая в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ право участвовать в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Региональное отделение политической партии должно быть зарегистрировано в соответствии с требованиями статей 15 и 18 Федерального закона № 95-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

1.1.2. Территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации составляет список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, а также список иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в соответствующих выборах, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, публикует указанный список не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов в государственных региональных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещает его в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем официальном сайте и в тот же срок направляет указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

1.1.3. В случае осуществления государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения в связи с их ликвидацией следует учитывать, что согласно пункту 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, после принятия в соответствии со статьями 41 и 42 Федерального закона № 95-ФЗ решения о ликвидации политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения съездом политической партии (в отношении структурных подразделений политической партии – также коллегиальным постоянно действующим руководящим органом, если это предусмотрено уставом политической партии), но до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации в связи с ликвидацией политическая партия, ее региональное отделение, иное структурное подразделение, внесенные в список избирательных объединений в соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, вправе осуществлять избирательные действия в соответствии с требованиями законодательства, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов на выборах соответствующего уровня.

Однако со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения в связи с их ликвидацией такое избирательное объединение утрачивает право участвовать в проведении выборов.

Если такая запись внесена в период избирательной кампании, но до дня голосования, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, с учетом пункта 4 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, об обращении в суд с целью получения решения, являющегося основанием для аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов.

1.1.4. В случае отсутствия в соответствующем субъекте Российской Федерации зарегистрированного регионального отделения политической партии (единого регионального отделения политической партии, созданного в субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа) участвовать в региональных выборах, а в случае отсутствия регионального отделения и соответствующего местного отделения партии и в выборах в органы местного самоуправления на территории данного субъекта Российской Федерации соответствующего муниципального образования может только политическая партия.

В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов, списков кандидатов в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления – коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.

1.2. Иные общественные объединения.

1.2.1. В соответствии с подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

1.2.2. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения общероссийского, соответствующего межрегионального, регионального или местного уровня, не являющиеся политическими партиями, вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями в порядке, установленном Федеральным законом № 95-ФЗ.

Политическая партия, которая в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 и пунктом 11 статьи 26 Федерального закона № 95-ФЗ создала объединение или союз с иным общественным объединением, или его структурным подразделением, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, обязана включать в списки кандидатов кандидатуры, предложенные этим общественным объединением или его соответствующим структурным подразделением на основании заключенного соглашения. В указанном соглашении, заключаемом в письменной форме, предусматриваются основания, по которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру, порядок предложения кандидатур для включения в список кандидатов, а также указывается срок действия соглашения.

Число кандидатур, включенных в список кандидатов по предложению указанного общественного объединения или его структурного подразделения, может составлять не более 15 процентов от числа всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов. Если в результате применения данного требования окажется, что число предложенных кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов, будет составлять менее единицы, в список включается одна кандидатура.

Указанное требование, касающееся максимального числа кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов по предложению общественного объединения или его структурного подразделения, действует также в случаях создания политической партией объединений или союзов с двумя и более общественными объединениями. При этом, если в список кандидатов может быть включена только одна кандидатура из числа кандидатур, предложенных указанными общественными объединениями или их структурными подразделениями, такая кандидатура определяется выдвигающими список кандидатов политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением.

Общественное объединение или его соответствующее структурное подразделение вправе обратиться к выдвигающим список кандидатов политической партии, ее региональному отделению или иному структурному подразделению, действующему на территории соответствующего муниципального образования, с предложением о включении кандидатур в этот список не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные кандидатуры подлежат обязательному рассмотрению соответственно на съезде партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного соответствующего структурного подразделения. Предложенная кандидатура, обладающая пассивным избирательным правом, не включается в список кандидатов по основаниям, которые предусмотрены соглашением, указанным в пункте 11 статьи 26 Федерального закона № 95-ФЗ, и могут быть предусмотрены уставом политической партии, а также в случае, если число предложенных кандидатур превышает вышеуказанное максимальное число кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов.

1.2.3. Отсутствие обращения общественного объединения или его соответствующего структурного подразделения с предложением о включении кандидатур в список кандидатов не препятствует выдвижению политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением списка кандидатов, а также включению в этот список членов общественных объединений, не являющихся политическими партиями.

2. Мероприятия, проводимые избирательной комиссией в целях подготовки к приему и проверке документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

2.1. В целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы:

принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые, а в случаях, предусмотренных законом, и обязательные формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов;

определяет порядок приема документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений;

создает рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений (далее – рабочая группа).

2.2. Принятые избирательной комиссией акты доводятся до сведения граждан, политических партий, в том числе публикуются в установленном порядке, а также размещаются в соответствии с постановлением ЦИК России от 20 апреля 2016 года № 4/33-7 «Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте соответствующей избирательной комиссии (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Документы избирательной комиссии».

При подготовке и проведении единого дня голосования акты соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов, следует дополнительно размещать в разделе «Решения комиссии» баннера «Единый день голосования».

Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на своем официальном сайте под баннером «Единый день голосования» следует размещать в отдельных разделах документы и материалы, информирующие о ходе подготовки и проведения конкретных избирательных кампаний: высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов муниципальных образований.

В разделе по конкретному виду выборов следует предусмотреть создание подраздела «Информация для участников избирательного процесса», в котором размещаются сведения для политических партий и кандидатов, в том числе документы (в виде гиперссылки в раздел «Решения комиссии») и материалы, связанные с процедурой выдвижения и регистрации кандидатов, заверением и регистрацией списков кандидатов, открытием, ведением и закрытием специальных избирательных счетов, порядком формирования и расходования денежных средств избирательных фондов и иные материалы только по указанному виду выборов.

2.3. В период приема документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в целях обеспечения качественной обработки принимаемых избирательных документов избирательной комиссии, если законом не определено время приема, рекомендуется осуществлять их прием в рабочие дни – с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00 (для избирательных комиссий, руководители которых и (или) члены которых работают на постоянной (штатной) основе).

В иных комиссиях устанавливается график работы, который должен предусматривать в обязательном порядке утренние и вечерние часы работы с учетом местных условий (например, для сельской местности предпочтительнее утренние часы приема и в меньшей степени вечерние, для городов предпочтительнее вечерние часы приема и в меньшей степени утренние).

Указанный график работы избирательных комиссий по приему избирательных документов целесообразно согласовать с представителями избирательных объединений до начала периода выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов.

График работы должен быть обнародован, в том числе вывешен в здании, в котором размещена соответствующая избирательная комиссия, опубликован, размещен на официальном сайте избирательной комиссии, организующей выборы. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации целесообразно обобщать и публиковать графики работы организующих выборы комиссий на своем официальном сайте.

2.3.1. Если день истечения срока, в который в избирательные комиссии могут быть поданы документы, приходится на выходной или нерабочий праздничный день, избирательная комиссия обязана организовать работу по приему документов в этот день до истечения времени, установленного законом. В случае если законом не определено время приема документов в день истечения срока, прием избирательных документов осуществляется до 24.00. Избирательная комиссия может принять решение об осуществлении приема документов от кандидатов, избирательных объединений и в иные выходные дни.

2.4. По согласованию с кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения рекомендуется предварительно определять конкретную дату и время представления в избирательную комиссию документов. Все кандидаты, избирательные объединения должны иметь возможность указанного согласования на равных условиях. При этом накануне дня представления документов кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения рекомендуется информировать избирательную комиссию о намерении представить документы к рассмотрению и времени представления документов.

2.4.1. В целях своевременной проверки документов избирательным комиссиям рекомендуется осуществлять информирование кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений об установленных законом сроках представления документов в избирательную комиссию и сроках их проверки. Прием документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов в последний день соответствующего периода требует дополнительной организации в связи с возможным образованием очереди.

При этом кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, явившийся в избирательную комиссию в пределах установленного законом срока, считаются выполнившими требование закона о сроке представления документов. Время явки кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в избирательную комиссию подлежит фиксации как время представления документов, а прием документов осуществляется членами рабочей группы в порядке очередности, определенной по времени явки в избирательную комиссию.

2.5. Во избежание спорных, а также конфликтных ситуаций, связанных с доказыванием факта и времени представления или непредставления избирательными объединениями, кандидатами документов, избирательная комиссия может осуществлять аудио- и видеозапись процесса приема документов, о чем информирует кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений. В случае ведения аудио- и видеозаписи кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения он уведомляет об этом избирательную комиссию.

3. Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и представления в избирательные комиссии документов для уведомления о выдвижении кандидатов, для заверения списков кандидатов

3.1. Избирательное объединение обязано извещать избирательную комиссию, организующую выборы, о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии, организующей выборы, на указанные мероприятия.

3.1.1. Извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме. В соответствующем извещении избирательного объединения необходимо указывать дату, время и место проведения мероприятия, наименование органа избирательного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения (далее – устав избирательного объединения) принимать решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, контактный телефон и контактное лицо. Рекомендуемая форма извещения содержится в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении), передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи, либо направлено заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительных случаях – телефонограммой. Представителям избирательного объединения рекомендуется убедиться по телефону или иным способом в том, что избирательная комиссия получила соответствующее извещение о проведении мероприятия.

3.1.2. В случае несоблюдения избирательным объединением требований, предусмотренных пунктами 3.1, 3.1.1 настоящих Методических рекомендаций, организующая выборы избирательная комиссия обязана известить об этом территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.

3.1.3. Избирательная комиссия для присутствия на мероприятии может направить представителя – члена комиссии с правом решающего голоса, работника аппарата избирательной комиссии.

Избирательным комиссиям рекомендуется при направлении своих представителей на указанные мероприятия выдавать письмо об участии представителя избирательной комиссии в мероприятии, проводимом избирательным объединением.

Документом, подтверждающим полномочия указанных лиц, может быть удостоверение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса или работника аппарата избирательной комиссии.

Представитель избирательной комиссии при посещении мероприятия должен удостовериться, что мероприятие состоялось, голосование по выдвижению кандидатов, списка кандидатов осуществлялось тайно, были соблюдены иные требования, предъявляемые федеральным законом к выдвижению кандидатов, списков кандидатов политическими партиями, иными общественными объединениями. Представитель избирательной комиссии может осуществлять аудио- и видеозапись указанного мероприятия, о чем информирует его организаторов.

3.1.4. По результатам посещения мероприятия, связанного с выдвижением кандидата, кандидатов, списка кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, представителем избирательной комиссии оформляется справка о проведении избирательным объединением указанного мероприятия. По требованию представителя избирательного объединения ему должна быть предоставлена возможность ознакомиться со справкой незамедлительно после ее составления, поставить подпись на ней, в случае несогласия с ее содержанием – представить письменные возражения. Указанная справка, а также указанные возражения (при их наличии) рассматриваются рабочей группой в ходе подготовки проекта решения о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам, а также о регистрации кандидатов, списка кандидатов.

3.1.5. На указанном мероприятии желательно также присутствие представителя территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 95-ФЗ.

Для этого избирательным комиссиям рекомендуется незамедлительно после получения извещения политической партии о проведении мероприятия по выдвижению кандидатов, списка кандидатов уведомлять территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации о данном факте.

Избирательным комиссиям также следует запрашивать у территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации информацию об участии их представителей в проводимом политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями мероприятий по выдвижению кандидатов, списков кандидатов, о том, состоялось ли мероприятие и осуществлялось ли голосование по выдвижению кандидатов, списков кандидатов тайно.

3.2. Выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, глав муниципальных образований осуществляется на съездах (конференциях, общих собраниях) общественных объединений, их региональных или местных отделений, иным органом, предусмотренным уставом иного общественного объединения, с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Решение съезда политической партии (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в форме документа, определенного уставом политической партии (иного общественного объединения) (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Решение съезда политической партии (иного общественного объединения), конференции, общего собрания регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии (иного общественного объединения), о выдвижении кандидата, списка кандидатов подписывается лицом, уполномоченным на то в соответствии с уставом политической партии (иного общественного объединения), и заверяется печатью соответственно политической партии (иного общественного объединения), регионального отделения политической партии (иного общественного объединения), иного структурного подразделения политической партии (иного общественного объединения) (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Примерная форма вышеуказанного решения приведена в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

3.3. Список кандидатов представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию, как правило, вместе с решением уполномоченного уставом политической партии органа о назначении уполномоченного (уполномоченных) представителя (представителей) избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, списком указанных уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о каждом из уполномоченных представителей, предусмотренных законом. На уполномоченных представителей по финансовым вопросам оформляется доверенность в установленном законом порядке.

Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 11 статьи 26 Федерального закона № 95-ФЗ, и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов.

Кроме того, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.

3.4. Кандидат, выдвинутый непосредственно, а также уполномоченный представитель избирательного объединения, представляющий в избирательную комиссию документы, связанные с выдвижением кандидата, списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствующую избирательную комиссию заявление (заявления) в письменной форме выдвинутого лица, каждого из выдвинутых лиц о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности  (примерная форма приведена в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям).

3.4.1. В заявлении кандидат указывает дату его написания. При этом необходимо учитывать, что согласие кандидата баллотироваться по соответствующему избирательному округу может быть получено избирательным объединением начиная с момента официального опубликования решения о назначении выборов и до дня представления документов уполномоченным представителем избирательного объединения в соответствующую избирательную комиссию.

3.4.2. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Кандидату рекомендуется сообщить в избирательную комиссию контактный номер телефона, адрес электронной почты (при наличии).

3.4.3. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена – также сведения о дате снятия или погашения судимости.

При этом следует учитывать, что сведениями о судимости кандидата являются сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Условия снятия и погашения судимости установлены статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3.4.4. При изготовлении текста указанного заявления в машинописном виде с использованием технических средств подпись кандидата, дата написания заявления, а также полностью фамилия, имя, отчество проставляются кандидатом собственноручно.

3.5. Вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, в соответствующую избирательную комиссию представляются:

копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о профессиональном образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом на непостоянной основе, если на основании пункта 143 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов;

копии соответствующих документов о смене фамилии или имени, или отчества, в случае если кандидат менял фамилию или имя, или отчество.»;

3.5.1. Если в своем заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему округу кандидат указывает свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, указанную информацию кандидат обязан подтвердить, предоставив справку, иной документ, подтверждающий данные сведения (примерная форма приведена в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям).

В справке, ином документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, членство, статус и наименование политической партии либо иного общественного объединения, в котором состоит кандидат, а для иного общественного объединения также дата регистрации и регистрационный номер, указанный в свидетельстве о регистрации общественного объединения, выданном Министерством юстиции Российской Федерации, территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации. Справка должна быть подписана уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения с проставлением печати (если избирательное объединение является юридическим лицом).

3.5.2. Вместе с заявлением, указанным в пункте 3.4 настоящих Методических рекомендаций, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. Указанные документы представляются на бумажном носителе, а также в машиночитаемом виде, если это предусмотрено законом.

Если представление сведений в машиночитаемом виде законом не предусмотрено, избирательная комиссия может рекомендовать представить сведения в таком виде. При этом отсутствие сведений в машиночитаемом виде не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.

При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию вышеуказанные сведения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

3.5.3. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением в избирательную комиссию также должны быть представлены на бумажном носителе сведения, составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 546):

сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Избирательная комиссия может также рекомендовать представить указанные сведения в машиночитаемом виде. При этом отсутствие сведений в машиночитаемом виде не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 одновременно с указанными сведениями представляются копии документов (договор о приобретении права собственности либо иного права, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иное), подтверждающие получение имущества в собственность.

В отношении супруга (супруги), а также несовершеннолетних детей сведения предоставляются отдельно на каждого родственника кандидата и подписываются кандидатом.

3.6. При выдвижении избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения уполномоченный представитель представляет в организующую выборы избирательную комиссию заявления каждого из кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, список кандидатов, а также иные документы, предусмотренные пунктом 141 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ.

3.6.1. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема указанных документов от уполномоченного представителя избирательного объединения обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.

Согласно пункту 143 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ решение о заверении списка кандидатов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу с копией заверенного списка либо решение об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения.

В этот же срок решение о заверении списка кандидатов с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов о согласии баллотироваться направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии.

3.6.2. Кандидат, включенный в заверенный организующей выборы избирательной комиссией список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, лично (с учетом положений пункта 4.3 настоящих Методических рекомендаций) представляет в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 22 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации – также в пункте 31) статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

4. Прием документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидатов, заверения списков кандидатов, регистрации кандидатов, списков кандидатов. Некоторые вопросы регистрации кандидатов, списков кандидатов

4.1. Рабочая группа осуществляет прием документов согласно перечню и формам, утвержденным в соответствии с пунктом 2.1 настоящих Методических рекомендаций.

Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения.

4.2. В случае выдвижения кандидатом, в том числе в составе списка кандидатов, лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, должны быть нотариально удостоверены.

4.3. Документы для выдвижения представляются лично кандидатом, а если кандидат выдвинут в составе списка кандидатов – уполномоченным представителем избирательного объединения.

Документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).

Полномочия иных лиц на представление документов по просьбе кандидатов должны быть подтверждены доверенностью, выданной кандидатом (при этом подлинность подписи кандидата на доверенности должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).

4.4. Документы для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, представляются лично кандидатом либо иным уполномоченным кандидатом лицом: уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом (пункт 2 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ). Документы для регистрации списка кандидатов представляются уполномоченным представителем, доверенным лицом избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

4.5. После приема документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, для регистрации кандидата, списка кандидатов, лицу, представившему документы, выдается письменное подтверждение их получения и в необходимых случаях – справка о приеме документов (примерные формы подтверждений и справки для случаев приема документов, представляемых для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и для заверения списков кандидатов, приведены в приложениях № 5–10 к настоящим Методическим рекомендациям). В подтверждении о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов. В соответствующем подтверждении о получении документов также рекомендуется уведомлять кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения о дате и времени рассмотрения избирательной комиссией вопроса о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, либо о рассмотрении вопроса об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках, о регистрации кандидата, списка кандидатов.

В справке о приеме документов указываются все принятые документы по каждому кандидату, кандидату, включенному в список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, с указанием количества листов и экземпляров принятых документов.

Подтверждение о получении документов и справка о приеме составляются в двух экземплярах, один из которых передается лицу, представившему документы, а другой хранится в избирательной комиссии вместе с представленными документами. Все экземпляры подтверждения и справки подписываются руководителем рабочей группы и (или) членом рабочей группы, а также лицом, представившим документы, и заверяются печатью комиссии.

4.6. В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 95-ФЗ в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.

Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.

4.7. Основания для отказа в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам установлены соответственно пунктами 14, 142 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ.

Отсутствие документов кандидата, включенного в список кандидатов, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации – также в пункте 31) статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, является основанием для исключения этого кандидата из списка кандидатов до его заверения. Отсутствие заявления кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу является основанием для исключения этого кандидата из указанного списка кандидатов до его заверения.

4.8. Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ в случае отсутствия в отношении кандидата копии какого-либо документа, представление которого предусмотрено пунктом 22 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

4.9. Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ одновременно со списком кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов.

Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе.

Несоблюдение вышеуказанных требований является одним из оснований для отказа в заверении списка кандидатов.

4.10. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 22 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов – также документов, указанных в пункте 31) статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), и (или) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3–7 статьи 351 или пункта 16 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

4.10.1. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения обязаны представить в избирательную комиссию сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате (примерная форма приведена в приложении № 11 к настоящим Методическим рекомендациям).

Например, необходимо указывать информацию о перемене фамилии, основного места работы или службы, занимаемой должности, о замене паспорта и иные сведения, представленные кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Для подтверждения указанных сведений представляются копии соответствующих документов.

В случае если сведения не изменились, документ не представляется (если иное не предусмотрено законом).

4.11. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, списка кандидатов, письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (примерная форма приведена в приложении № 12 к настоящим Методическим рекомендациям).

4.12. Ответственность за представление документов, указанных в пунктах 4.10, 4.10.1, 4.11 настоящих Методических рекомендаций, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона возложена на кандидата, избирательное объединение.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту «в» пункта 24, подпункту «б» пункта 25, подпункту «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, – для исключения этого кандидата из списка кандидатов.

Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 22 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

4.12.1. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:

1) уточнять и дополнять сведения (кандидат, в том числе выдвинутый в составе списка кандидатов, – о себе, избирательное объединение – о выдвинутом им кандидате, выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов), содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов – также документов, представленных в соответствии с пунктом 31) статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации;

2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона;

3) дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 22 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.

Кандидат, избирательное объединение вправе также осуществлять указанные действия при необходимости уточнения сведений о кандидате, в том числе в случае фактического изменения ранее представленных сведений (например, места работы, адреса места жительства и т.д.).

Если кандидатом, избирательным объединением производится уточнение представленных ранее сведений, требующих в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом документального подтверждения, кандидат, избирательное объединение обязаны представить документы, подтверждающие указанные сведения.

Избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов (далее – избирательная комиссия), обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом.

4.12.2. Если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом «в1» и (или) «в2» пункта 24, подпунктом «б1» и (или) «б2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.

В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.

На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.

Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии – направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.

4.12.3. В целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций.

Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в том числе в части их оформления), дополнительное представление копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 22 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.

4.12.4. Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов «в1» и (или) «в2» пункта 24, подпунктов «б1» и (или) «б2» пункта 25, подпунктов «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 11 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в1» и (или) «в2» пункта 24, подпунктом «б1» и (или) «б2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

4.13. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, включая требования Федерального закона № 95-ФЗ о соблюдении устава политической партии при выдвижении кандидатов, списков кандидатов, и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

По результатам работы Рабочей группы готовятся и вносятся на рассмотрение избирательной комиссии проекты решений о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктами 24 и 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, об исключении кандидатов из списков кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Избирательным комиссиям рекомендуется письменно извещать кандидатов, избирательные объединения о времени и дате планируемых заседаний комиссии по рассмотрению вопросов о регистрации кандидата, списка кандидатов.

4.14. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе списка кандидатов.

4.15. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия обязана принять мотивированное решение и в течение одних суток с момента его принятия выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.

Основания отказа в регистрации кандидата определены пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Основания отказа в регистрации списка кандидатов определены пунктом 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов определены пунктом 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению соответствующей избирательной комиссии, установленные пунктами 24–26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, являются исчерпывающими.

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения.

Приложение