Об особенностях заполнения приложения № 7 к сведениям о поступлении и расходовании средств (24.01.2017)

Для сведения и учета в работе политических партий

В связи с поступающими в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениями политических партий с просьбой разъяснить особенности заполнения приложения № 7 к Сведениям о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии (далее – Сведения, квартальная отчетность), сообщаем следующее.

Основные положения по заполнению приложения № 7 к Сведениям приведены в пункте 9 Рекомендаций по составлению сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 июня 2009 года № 163/1158-5 (в редакции постановления ЦИК России от 24 декабря 2014 года № 265/1607-6) (далее – Рекомендации).

При составлении квартальной отчетности следует также учитывать следующие особенности раскрытия информации о совершенных сделках.

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за источниками денежных средств и иного имущества политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, полученных в результате совершения сделок (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», далее – Федеральный закон № 95-ФЗ).

В этой связи полагаем, что если совершенная сделка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям пункта 41 статьи 31 Федерального закона № 95-ФЗ, и при этом договором не предусмотрена возможность получения политической партией или ее структурными подразделениями денежных средств, иного имущества, включая переход прав (по смыслу статьи 153 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации), информация о таких сделках может не отражаться в квартальной отчетности, представляемой в избирательные комиссии, то есть в приложении № 7 к Сведениям.

В основном данное исключение касается договоров на оказание услуг, заключаемых политической партией или ее структурными подразделениями в целях обеспечения своей уставной деятельности. Примерами таких сделок могут служить аренда помещений (если договор не предусматривает, например, право выкупа политической партией арендуемого имущества), приобретение проездных билетов на авиа- и железнодорожный транспорт для нужд политической партии, размещение информационных материалов политической партии на рекламных конструкциях и в средствах массовой информации (если договор не предусматривает, например, передачу политической партии экземпляров (тиража) изготовленных информационных материалов либо переход права на интеллектуальную собственность или иных прав и т.п.), оказание услуг по проведению массовых мероприятий и другие.

Обращаем Ваше внимание, что ограничения, установленные пунктом 41 статьи 31 Федерального закона № 95-ФЗ, распространяются на все сделки, совершаемые политической партией и ее структурными подразделениями, в том числе на сделки, которые могут не отражаться в квартальной отчетности, представляемой в избирательные комиссии.

2. Если при совершении сделки политическая партия не имеет возможности удостовериться в том, что сделка не подпадает под ограничения, установленные пунктом 41 статьи 31 Федерального закона № 95-ФЗ, такую сделку следует отразить в приложении № 7 к Сведениям вне зависимости от цены и содержания сделки.

Неоднократно от политических партий поступали также вопросы о порядке раскрытия в квартальной отчетности сведений о сделках, если не представляется возможным выяснить у индивидуального предпринимателя – участника сделки данные о нем, как о физическом лице, необходимые для указания в приложении № 7 «Б» к Сведениям (например, в договоре указаны только реквизиты индивидуального предпринимателя, используемые в деловом обороте: банковские реквизиты, ИНН и т.п.).

В этом случае в графе «Сведения о стороне (сторонах) сделки…» приложения № 7 «Б» к Сведениям, представленным в печатном виде, имеющаяся информация об индивидуальном предпринимателе указывается в скобках после его фамилии, имени и отчества: должны присутствовать слова «индивидуальный предприниматель, », аббревиатура «ИНН: » и «ОГРНИП: », после которой указывается соответствующее значение, разделенные «запятой» и пробелом.

Если при заключении договора с таким индивидуальным предпринимателем им предъявлен паспорт гражданина Российской Федерации, то в указанной графе приводится информация о наличии у него гражданства Российской Федерации.

В Сведениях, представленных в машиночитаемом виде, имеющаяся информация об индивидуальном предпринимателе указывается в начале графы «Содержание сделки»: должны присутствовать слова «Индивидуальный предприниматель, », аббревиатура «ИНН: » и «ОГРНИП: », после которой указывается соответствующее значение, разделенные «запятой» и пробелом. После «точки» в графе указывается содержание сделки и иная предусмотренная информация о ней.

Указание слов «индивидуальный предприниматель, », аббревиатур «ИНН: », «ОГРНИП: », символов-разделителей (двоеточие, запятая, точка) является обязательным для рассматриваемого случая. Различие способов написания информации об индивидуальном предпринимателе не считается несоответствием данных Сведений, представленных в печатном и в машиночитаемом виде. Указание банковских реквизитов индивидуального предпринимателя в приложении № 7 «Б» к Сведениям не требуется.

Отражение сведений об участнике сделки – индивидуальном предпринимателе в приложении № 7 «А» к Сведениям (по форме для сделок с юридическими лицами) считается нарушением требований Рекомендаций.

Исходя из того, что деятельность политической партии основывается на принципах добровольности, самоуправления и законности (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 95-ФЗ), политической партии, ее структурным подразделениям следует прилагать все необходимые усилия, направленные на выяснение существенных обстоятельств сделок. В ситуациях, когда не представляется возможным установить соответствие сделки требованиям пункта 41 статьи 31 Федерального закона № 95-ФЗ либо установить необходимые для заполнения приложения № 7 «Б» к Сведениям реквизиты индивидуального предпринимателя, политическая партия вправе воздержаться от совершения сделки с таким контрагентом.

3. Статьей 29 Федерального закона № 95-ФЗ договоры займа, кредитные договоры выделены в отдельную категорию сделок, установлены дополнительные ограничения на привлечение заемных средств.

Если содержанием сделки является привлечение заемных средств (заем, кредит), надлежащее отражение такой сделки в квартальной отчетности зависит от даты их фактического получения политической партией или ее структурным подразделением:

– если договор займа, кредитный договор заключен в отчетном квартале, и заемные средства (в полном объеме или частично) в течение этого отчетного квартала фактически не поступили, такая сделка отражается только в соответствующей части приложения № 7 к Сведениям; заемные средства, предусмотренные договором, но фактически не поступившие политической партии в отчетном квартале, не должны отражаться в строках с кодами 165 и 290 и суммироваться в строки с кодами соответственно 020, 160 и 190 таблицы «Сведения о поступлении и расходовании средств» квартальной отчетности;

– если заемные средства фактически поступили в том же отчетном квартале, когда был заключен договор займа, кредитный договор, либо фактически поступили заемные средства по договорам займа, кредитным договорам, заключенным в предшествующих отчетных кварталах, такая информация отображается (в зависимости от вида заемных средств) в строках с кодами 165 и 290, суммируется в строках с кодами соответственно 020, 160 и 290 таблицы «Сведения о поступлении и расходовании средств» квартальной отчетности, а также раскрываются в приложениях № 1 «В» или 2 «В» к Сведениям; дублировать эту информацию в приложении № 7 к Сведениям не следует.

4. Любая информация, поясняющая особенности раскрытия в квартальной отчетности информации о заключенных сделках, отражается в пояснительной записке к Сведениям.

Контрольное управление Аппарата ЦИК России