Кисленко И.А.

 

Уважаемый Иван Алексеевич!

 

На Ваше обращение от 11 января 2011 года с предложениями по  внесению изменений в законодательство Российской Федерации о выборах сообщаю, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, исходя из положений части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, не обладает правом законодательной инициативы.

Вместе с тем обращаю Ваше внимание на следующие положения федерального законодательства.

В отношении Вашего предложения внести в законодательство положение о недопущении вмешательства глав администраций в деятельность избирательных комиссий отмечаю, что пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предусмотрено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Формирование избирательных комиссий различного уровня осуществляется в соответствии с положениями статей 21 – 28 Федерального закона. Согласно указанным положениям Федерального закона члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения избирают председателя тайным голосованием в установленном законодательством порядке. Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.

Кроме того, пунктом 1 статьи 22 предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к   распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В отношении Вашего предложения о назначении наблюдателей только политическими партиями и общественными объединениями сообщаю, что в настоящее время пунктом 4 статьи 30 Федерального закона предусмотрены положения, согласно которым наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, в связи с чем дополнительная правовая регламентация запрета на назначения указанных должностных лиц наблюдателями, полагаю, не требуется.

Порядок и условия выдвижения кандидатов регулируются статьями 32 –35 Федерального закона. При этом пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством; непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

С учетом указанных положений Федерального закона, полагаю, что для реализации Вашего предложения о выдвижении кандидатов крупными трудовыми коллективами в содружестве с политическими партиями, например, на муниципальных выборах, возможно использование положения федерального законодательства (статья 25 Федерального закона «О политических париях») о создании политической партией объединений или союзов с двумя и более общественными объединениями, при условии, что соответствующий трудовой коллектив представлен общественным объединением, например, профсоюзом, либо общественное объединение – представитель трудового коллектива обращается к политической партии, выдвинувшей список кандидатов о включении кандидатур в соответствующий список.

По затронутому Вами вопросу обеспечения равенства кандидатов отмечаю, что согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50, пунктом 1 статьи 51 и пунктом 1 статьи 52 Федерального закона зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, предоставляются бесплатное и платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, а также бесплатная и платная печатная площадь в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях на равных условиях.

Что касается Вашего предложения об издании агитационных материалов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов непосредственно избирательными комиссиями, обращаю внимание, что издание агитационных материалов, исходя из положения пункта 3 статьи 20 Федерального закона, не относится к компетенции избирательной комиссии. Кроме того, участие в предвыборной агитации является предусмотренным законодательством правом кандидатов и избирательных объединений, а не их обязанностью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Федерального закона экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

В своем обращении Вы предлагаете запретить создание избирательных фондов кандидатов. Вместе с тем пункт 1 статьи 58 устанавливает обязанность кандидатов создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Указанное положение Федерального закона неоднократно становилось предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, в Определении от 24 мая 2005 года № 253-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в целях обеспечения реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления законодатель, устанавливая порядок проведения выборов в органы публичной власти, правомочен определять и порядок выдвижения и регистрации кандидатов. При этом он вправе предусмотреть специальные предварительные условия, в частности требование о создании кандидатами избирательных фондов, необходимые для регистрации кандидата. Эти условия, не затрагивающие существо и содержание избирательных прав, относятся к порядку их реализации и в равной мере распространяются на всех кандидатов, а потому не ущемляют их равноправие.

Данная правовая позиция была выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О  выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором такого рода предварительные условия регистрации кандидатов были признаны упорядочивающими избирательный процесс и не нарушающими избирательные права граждан.

Такой подход соответствует и положениям Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, установившей в статье 12, что использование кандидатами, политическими партиями (коалициями) иных денежных средств, кроме поступивших в их избирательные фонды, должно быть запрещено законом и влечь ответственность в соответствии с законом.

В связи с изложенным, полагаю, что Ваше предложение о запрете создания кандидатами избирательных фондов не согласуется с указанными выше выводами Конституционного Суда Российской Федерации и международными правовыми актами в области избирательных прав граждан.

В отношении предложения о введении в законодательство порога явки избирателей и условия признания выборов действительными и состоявшимися, а кандидата избранным в зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, отмечаю, что Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» отменен порог явки избирателей на выборах всех уровней.

Конституция Российской Федерации предусматривает право граждан на участие в выборах (статья 32), в связи с чем возврат к установлению порога явки при проведении выборов может повлечь административное давление и понуждение граждан к участию в выборах.

Ваше предложение о порядке проведения голосования на дому по личному письменному заявлению соответствует действующей редакции Федерального закона (пункты 2 и 5 статьи 66) и не требует реализации в связи с тем, что голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления (устные обращения) могут быть поданы в участковую комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования.

В отношении Вашего предложения о погашении неиспользованных в день голосования избирательных бюллетеней также обращаю внимание, что после окончания времени голосования (пункт 3 статьи 68 Федерального закона) члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в Федеральном законе, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

Кроме того, Федеральным законом предусмотрено (пункт 9 статьи 61), что в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации, что расширяет возможности общественного контроля за итогами голосования и результатами выборов со стороны членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования.

По вопросу получения копий протоколов об итогах голосования наблюдателями, а также права наблюдателей обращаться с замечаниями к председателю комиссии, отмечаю, что Федеральным законом предусмотрены данные нормы. Так, согласно подпункту «и» пункта 6 статьи 27 Федерального закона участковая комиссия объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования. Пункт 9 статьи 30 Федерального закона содержит перечень прав наблюдателей, в который, в том числе, входит право обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов.

Что касается личного участия гражданина в голосовании, возможности проголосовать только на одном избирательном участке и необходимости предъявления паспорта для получения бюллетеня, то в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 64 Федерального закона каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается; бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Согласно пункту 10 статьи 17 Федерального закона гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

В свою очередь благодарю Вас за активную жизненную позицию и неравнодушное отношение к вопросам избирательного процесса в Российской Федерации.

 

Л.Г. Ивлев