Ответ на письмо председателя В.Ф. Сазонова Самарской Губернской Думы по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ

Исх. № 05-15/5950

от 26.10.2011г.

 

Председателю

Самарской Губернской Думы

 

 

В.Ф. Сазонову

 

 

Уважаемый Виктор Федорович!

 

Ваше обращение от 12 октября 2011 года № 9.7-19.06/5899 с предложением депутатов Самарской Губернской Думы о внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) рассмотрено в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Федеральным законом (глава IV) предусмотрены компетенция, полномочия и организация деятельности избирательных комиссий. Согласно Федеральному закону избирательные комиссии имеют все необходимые правовые и организационные возможности для деятельности по обеспечению избирательных прав граждан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. При этом кандидаты относятся к субъектам права обращения в избирательные комиссии.

В отношении предложения об установлении двухдневного срока рассмотрения обращений кандидатов о разъяснении отдельных норм избирательного законодательства сообщаю, что закрепление в Федеральном законе необоснованно коротких сроков рассмотрения обращений кандидатов может повлечь злоупотребление кандидатами этим правом и в случаях направления одновременно большого количества обращений соответствующие избирательные комиссии не смогут своевременно обеспечить надлежащее их рассмотрение.

Процедура проверки соблюдения соответствующей избирательной комиссией требований закона к оформлению документов уже предусмотрена Федеральным законом (статья 38).  В пункте 3 статьи 38 Федерального закона закреплена обязательность установления процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Депутатами Самарской Губернской Думы также предлагается наделить избирательные комиссии полномочиями по разъяснению отдельных норм  избирательного законодательства. В соответствии со статьей 21 Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона, обязательные для исполнения. Вместе с тем избирательные комиссии любого уровня являются правоприменительными органами и не вправе давать оценку положениям Федерального закона. Иной подход подразумевает вмешательство в компетенцию законодателя.

В связи с изложенным полагаю, что внесение в Федеральный закон изменений и дополнений, предложенных депутатами Самарской Губернской Думы, представляется нецелесообразным, поскольку установленное в Федеральном законе нормативное регулирование позволяет в достаточной мере обеспечить избирательные права кандидатов в их взаимодействии с избирательными комиссиями.

 

Л.Г. Ивлев