Разъяснение по вопросу включения в список избирателей граждан по месту в связи с обращением Н.А. Федосеева

 

Федосееву Н.А.

 

Уважаемый Николай Аркадьевич!

 

На Ваше обращение, поступившее в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, сообщаем следующее.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти является неотъемлемым конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации. Вместе с тем, каждое право реализуется в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 2 статьи 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.

Данный подход полностью соответствует международным избирательным стандартам. Согласно подпункту «с» пункта 1.1 Руководящих принципов относительно выборов Свода рекомендуемых норм при проведении выборов, определенных Европейской комиссией «За демократию через право» (Венецианская комиссия), право избирать и быть избранным может и, по сути, должно ограничиваться определенными условиями. К этим условиям относится и место жительства.

Местом жительства гражданина является жилое помещение, где он зарегистрирован по месту жительства органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, о чем имеется соответствующая отметка в паспорте гражданина Российской Федерации. Для голосования на избирательном участке по месту жительства гражданину необходимо предъявить паспорт или документ, заменяющий паспорт.

На федеральных выборах в соответствии с частью 5 статьи 74 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 5 статьи 68 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Так, в период подготовки выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года открепительное удостоверение можно получить в территориальной избирательной комиссии с 18 января по 12 февраля 2012 года, в участковой избирательной комиссии – с 13 февраля по 3 марта 2012 года.

Федеральным законодательством установлены случаи, когда избиратель может быть включен в список избирателей на избирательном участке не по месту жительства без предъявления открепительного удостоверения.

Так, частью 7 статьи 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 6 статьи 27 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывном циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации).

Из совокупности норм пункта 17 статьи 17, пункта 5 статьи 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 4 статьи 13, части 7 статьи 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пункта 5 статьи 26, пункта 6 статьи 27 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» под местами временного пребывания, где избиратели могут быть включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем за три дня до дня голосования, понимаются больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и другие места временного пребывания.

Также согласно части 5 статьи 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пункту 5 статьи 27 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Сведения о данных избирателях представляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию руководителем образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 2.3.5 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 20/216-6, в случае отсутствия указанных избирателей в списке избирателей, решение об уточнении списка избирателей по заявлению избирателя принимается участковой комиссией незамедлительно в случае, если предъявлен паспорт, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории избирательного участка и студенческий билет, подтверждающий очную форму обучения (для курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования – военный билет).

Иных оснований включения избирателей в список избирателей по месту их пребывания (фактического нахождения) на федеральных выборах у избирательных комиссий не имеется.

Следует отметить, что законодательство не ограничивает возможность многократной регистрации избирателя по месту пребывания, поэтому безусловное включение избирателя в список избирателей на избирательном участке по месту пребывания может повлечь злоупотребления, в том числе неоднократное голосование избирателя на различных избирательных участках.

Вместе с тем, согласно пункту 16 статьи 17 Федерального закона гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана рассмотреть обращение избирателя и принять мотивированное решение о включении или не включении его в список избирателей. Решение избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в судебном порядке.

Вопросы наделения активным избирательным правом и включения в списки избирателей по месту временного пребывания на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на выборах в органы местного самоуправления регулируются соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является правоприменительным органом и не обладает правом законодательной инициативы.

 

Член Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации

М.В. Гришина