Ответ Избирательной комиссии Краснодарского края на обращение С.К. Лузинова

С.К. Лузинову

 

Уважаемый Сергей Константинович!

 

Из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Ваше обращение от 1.10.2012 года поступило 4.10.2012 года в избирательную комиссию Краснодарского края для рассмотрения и направления Вам соответствующих разъяснений по вопросу обеспечения активного избирательного права граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе временной, на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва.

В главе 2 Конституции Российской Федерации установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). К основным правам статьей 32 той же главы отнесено, в том числе, и право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти (ч. 2), которое ограничено признанием гражданина судом недееспособным, а также фактом содержания в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) определено, что активное избирательное право имеют достигшие 18 лет граждане Российской Федерации (п. 1 ст. 4). При этом пунктом 4 статьи 4 Федерального закона определен территориальный критерий порядка реализации этого права, который увязан с местом жительства гражданина – избирателя, причем пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения на территории, где оно находится, выборов не может служить основанием для лишения его этого права. Иное, в том числе и отсутствие у гражданина Российской Федерации регистрации, противоречило бы статье 18 Конституции Российской Федерации, установившей, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и именно они определяют смысл, содержание и применение законов. Очевидно, что территориальный критерий порядка реализации активного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе временной, применим лишь частично. Этот вывод, в частности содержится в пункте 3.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8.12.2011 года № 1794-О-О (далее - Определение Конституционного Суда) – «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», а «если гражданин по тем или иным причинам не исполнил … обязанность регистрации по месту жительства и, как следствие, не был включен в список избирателей, он в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей…».

Таким образом, для обозначенной Вами категории граждан Российской Федерации, имеющих активное избирательное право, но не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе временной, должен быть предусмотрен и обеспечен порядок реализации этого права.

Такой порядок предусмотрен специальной нормой пункта 17 статьи 17 Федерального закона, которой корреспондирует абзац второй части 7 статьи 13 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края». Этот порядок предусматривает включение таких граждан Российской Федерации в список избирателей в день голосования по решению участковых избирательных комиссий, действующих на территории места их пребывания во время голосования, на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт, и их личного заявления. Этот вывод так же соответствует правовой позиции Определения Конституционного Суда, изложенной в его пункте 3.3, - «подтверждением того, что граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, вправе участвовать в выборах в качестве избирателей, является и положение пункта 16 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В том же пункте Конституционный Суд сделал вывод, что «в качестве дополнительной гарантии избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, может закрепляться необходимость образования или определения избирательных участков, специально предназначенных для организации голосования этой категории избирателей». При этом, в развитие этого вывода, Конституционный Суд считает, что «установление законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий избирательных прав граждан не является обязанностью органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а поэтому они вправе воздержаться от реализации полномочия, предоставленного им пунктом 17 статьи 17 данного Федерального закона. Однако отсутствие в законе субъекта Российской Федерации положений об образовании или определении избирательных участков для голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, не может служить препятствием для включения таких граждан в списки избирателей».

В таком случае обеспечение порядка реализации активного избирательного права с учетом положения части 8 статьи 13 Закона Краснодарского края, исключающего возможность неоднократного голосования граждан, ложится на организующую выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края избирательную комиссию Краснодарского края.

Этот порядок избирательной комиссией Краснодарского края и был определен в её постановлениях от 19 июня 2012 года № 44/443-5 «О Рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей, проживающих на территории Краснодарского края, при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва» (в редакции постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 20.07.2012 г. №49/494-5) и от 26 июля 2012 года № 50/508-5 «О форме списка избирателей, порядке его составления, уточнения и использования на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва» (в редакции постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 10.08.2012 г. № 52/535-5), которые размещены на сайте избирательной комиссии Краснодарского края «ikkk.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Председатель Ю.А. Бурлачко