Справка по вопросу о возможности назначения наблюдателей общественными объединениями

Законопроект № 161724-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93–ФЗ) проанализирован в части норм, касающихся прав субъектов избирательных правоотношений назначать наблюдателей (пункт 4 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Указанный законопроект был внесен Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Государственную Думу 14 апреля 2005 года.

В первоначальной редакции предполагалось внести изменения в пункт 4 статьи 30 Федерального закона, в частности, третье предложение изложить в следующей редакции: «Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.» (подпункт «б» пункта 27 статьи 9 законопроекта).

При рассмотрении законопроекта во втором чтении депутат Государственной Думы А.П.Москалец внес поправку, в соответствии, с которой пункт 4 статьи 30 Федерального закона  изложен в следующей редакции: «При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.».

В окончательной редакции законопроекта, принятой Государственной Думой 6 июля 2005 года, указанная редакция пункта 4 статьи 30 Федерального закона сохранилась.

Изучение заключений ответственных Комитетов и Правого управления Государственной Думы по указанному вопросу не выявило какой-либо правовой позиции в части обоснования предложенных изменений.

Правовое управление ЦИК России не готовило заключения на законопроект, принятый во втором чтении.

В действующей редакции пункта 4 статьи 30 Федерального закона закреплено право регионального законодателя предусмотреть возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.

Так, например, Законом Вологодской области от 9 июня 2003 года № 909-ОЗ (в редакции от 9 июля 2012 года) «О выборах депутатов Законодательного  Собрания Вологодской области» предусмотрено, что наблюдателей вправе назначить иные общественные объединения, зарегистрированные в установленном федеральном законом порядке. В данном случае речь идет о применении Федерального закона «Об общественных объединениях» с точки зрения реализации права граждан на объединения в соответствии с установленными условиями, в интересах обеспечения общественного порядка, безопасности, прав и свобод других граждан.

Анализ современного российского законодательства позволяет сделать вывод о стремлении федерального законодателя определить статус общественных объединений, как субъектов избирательных правоотношений.