Ответ Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл по существу вопросов, изложенных в обращении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьева

 

Члену Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации

Н.А. Кулясовой

 

 

 

 

Уважаемая Нина Александровна!

Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл в соответствии с Вашим поручением по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьева сообщает следующее.

Доводы заявителя о незаконности проведения заседания Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, на котором были определены результаты выборов Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года, считаем необоснованными по следующим основаниям.

На сто пятьдесят втором заседании Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, которое началось в 15 часов 00 минут 14 сентября 2015 года, присутствовало 14 членов комиссии с правом решающего голоса, т.е. заседание комиссии было правомочным.

Предложенный проект повестки дня: «О результатах выборов Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года» после обсуждения был утвержден членами комиссии с правом решающего голоса, результаты голосования: «за» – 12, «против» – 2, «воздержались» – нет.

При этом доводы о том, что на момент заседания ЦИК Марий Эл имелось три нерассмотренных жалобы кандидата на должность Главы Республики Марий Эл С.П. Мамаева несостоятельны, поскольку на момент заседания Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл нерассмотренных жалоб (заявлений) на нарушение Закона Республики Марий Эл «О выборах Главы Республики Марий Эл» (далее – Закон Республики Марий Эл) не имелось, все ранее поступившие жалобы, в том числе поступившие в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления протокола о результатах выборов Главы Республики Марий Эл, были рассмотрены в установленном законом порядке.

Указанные заявителем три жалобы были направлены в канцелярию ЦИК Марий Эл, где они были зарегистрированы в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, утвержденной постановлением ЦИК Марий Эл от 30 июня 2011 года № 129/745.

Одним из требований делопроизводства в избирательной комиссии является обязательное использование программного изделия «Дело» подсистемы автоматизации административной деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», входящей в состав специализированного программного обеспечения (далее – ПИ «Дело»).

Основной единицей хранения информации в ПИ «Дело» является регистрационная карточка документа – электронная регистрационно-учетная форма, создаваемая при регистрации документа с использованием ПИ «Дело».

Кроме того, работа в ПИ «Дело» основывается на принципе однократной регистрации документов, т.е. присвоении документу регистрационного номера и записи в установленном порядке сведений о документе.

При регистрации поступившего документа в ПИ «Дело» обязательно указывается дата и время регистрации документа. Затем зарегистрированные документы докладываются ответственным за ведение делопроизводства Председателю ЦИК Марий Эл.

Таким образом, все документы, поступившие в течение 14 сентября 2015 года, включая обращения Мамаева С.П., были зарегистрированы в соответствии с требованиями по делопроизводству с указанием времени по мере их регистрации в ПИ «Дело» и представлены на рассмотрение Председателю ЦИК Марий Эл.

При этом обращений от кандидата на должность Главы Республики Марий Эл С.П. Мамаева 14 сентября 2015 года в период с 00 часов 00 минут до 15 часов 00 минут не зарегистрировано. Указанные заявителем три жалобы были зарегистрированы после 15 часов 00 минут и после заседания ЦИК Марий Эл представлены на рассмотрение Председателю комиссии.

Данные жалобы были рассмотрены в соответствии с требованиями действующего законодательства, по результатам рассмотрения заявителю в установленные законом сроки направлен письменный мотивированный ответ.

Доводы заявителя о том, что протокол и сводная таблица ЦИК Марий Эл о результатах выборов Главы Республики Марий Эл не подписаны всеми присутствовавшими на заседании членами комиссии с правом решающего голоса, в связи с чем данный протокол является ничтожным, несостоятельны по следующим основаниям.

Член ЦИК Марий Эл с правом решающего голоса Т.М. Макарова от подписи протокола и сводной таблицы отказалась, особое мнение не приложила, член ЦИК Марий Эл с правом решающего голоса Т.И. Желонкина сводную таблицу не подписала, приложив к протоколу особое мнение.

После подписания протокола и сводной таблицы Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл о результатах выборов Главы Республики Марий Эл на голосование был поставлен проект постановления Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл «О результатах выборов Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года».

Предложенный проект постановления был поддержан членами комиссии с правом решающего голоса, результаты голосования: «за» – 12, «против» – 2, «воздержались» – нет.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 13 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) решения комиссии об итогах голосования или о результатах выборов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

С учетом того, что согласно статье 17 Закона Республики Марий Эл «О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл», ЦИК Марий Эл состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса, 12 из которых подписали протокол и сводную таблицу о результатах выборов Главы Республики Марий Эл и поддержали проект постановления Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл «О результатах выборов Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года», оспариваемый акт ЦИК Марий Эл является законным, принятым в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

В части доводов заявителя о якобы имевшихся нарушениях при досрочном голосовании сообщаем следующее.

Из протокола Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл о результатах выборов Главы Республики Марий Эл следует, что на выборах Главы Республики Марий Эл досрочно проголосовало 28 540 избирателей, что составляет 11,02 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.

Между тем, если рассматривать соотношение числа избирателей, проголосовавших досрочно (28 540), от числа избирателей, внесенных в списки избирателей, то оно составляет 5,19% избирателей.

Для сравнения, на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва 14 сентября 2014 года досрочно проголосовало 20 414 избирателей, что составляет 8,84 % от числа избирателей, принявших участие в выборах, или 3,6% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Кроме того, явка избирателей на выборах Главы Республики Марий Эл составила 47,09 %, тогда как на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва – 41,72 %, что также указывает на возросшее количество избирателей, которые воспользовались своим активным избирательным правом, и как, следствие, проголосовали, в том числе досрочно.

Отдельно необходимо отметить, что само по себе досрочное голосование не является нарушением, поскольку согласно пункту 3 статьи 67 Закона Республики Марий Эл и в соответствии с Федеральным законом при проведении выборов Главы Республики Марий Эл избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 11-П, цель введения таких дополнительных организационно-правовых механизмов – в максимальной степени обеспечить избирателям возможность отдать свои голоса на выборах сообразно собственным предпочтениям, не допуская несоразмерных обременений, не создавая непреодолимых препятствий и имея при этом в виду, что для выявления подлинного волеизъявления избирателей при установлении итогов голосования и определения результатов выборов ни один из поданных голосов не должен остаться неучтенным, – что в полной мере согласуется со статьей 2 и частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что избирательными комиссиями была проведена большая организационная работа по подготовке досрочного голосования.

В частности, ЦИК Марий Эл утвердила график работы территориальных и участковых избирательных комиссий для проведения досрочного голосования избирателей, разместила информацию о проведении досрочного голосования избирателей на выборах Главы Республики Марий Эл на официальном сайте комиссии в сети «Интернет» и опубликовала в газете «Марийская правда».

Территориальные избирательные комиссии разместили информацию о дате, времени и месте проведения досрочного голосования с указанием уважительных причин, при наличии которых избиратель вправе проголосовать досрочно, на сайтах избирательных комиссий, перед входом в помещение территориальной избирательной комиссии, опубликовали в муниципальных периодических печатных изданиях.

Участковые избирательные комиссии разместили объявления перед входом в помещение избирательной комиссии о дате и времени досрочного голосования с указанием уважительных причин, при наличии которых избиратель вправе проголосовать досрочно.

Деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий при проведении досрочного голосования осуществлялась открыто и гласно, с присутствием в помещениях избирательных комиссий доверенных лиц кандидатов на должность Главы Республики Марий Эл, членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей.

Каких-либо обращений о фактах принуждения избирателей к досрочному голосованию либо воспрепятствования их свободному волеизъявлению на избирательных участках Республики Марий Эл в ЦИК Марий Эл, а также в нижестоящие избирательные комиссии не поступало.

Необходимо отметить, что избирательная комиссия обязана была предоставить возможность проголосовать досрочно любому избирателю, подавшему письменное заявление о предоставлении ему возможности проголосовать досрочно по уважительной причине, перечень которых содержится в пункте 3 статьи 67 Закона Республики Марий Эл.

Доводы заявителя о том, что при проведении досрочного голосования комиссиями использовались не специальные непрозрачные конверты, а простые почтовые конверты, или конверты, изготовленные самими комиссиями, а также о допущенных нарушениях при хранении данных конвертов, считаем необоснованными по следующим основаниям.

Досрочное голосование избирателей на выборах Главы Республики Марий Эл в избирательных комиссиях осуществлялось в строгом соответствии с положениями статьи 67 Закона Республики Марий Эл.

Согласно пункту 9 статьи 67 Закона Республики Марий Эл для проведения досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл использовались специальные непрозрачные конверты.

В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, одобренными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 233/1480-6, ЦИК Марий Эл закуплены специальные непрозрачные конверты с расчетом использования одного конверта одним избирателем, принимающим участие в досрочном голосовании.

При определении размеров закупаемых конвертов учитывались размеры бюллетеня, помещаемого в конверт, и возможность его складывания так, чтобы не было видно содержания заполненного бюллетеня.

Конверты, используемые при проведении досрочного голосования на выборах Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года, изготовлены из непрозрачной бумаги светлого тона, на которой обеспечивалась возможность нанесения надписи «избирательный участок № __» чернилами черного, синего или фиолетового цветов и печати (штемпельной краской).

Используемые конверты являлись конвертами с системой заклеивания «Стрип» – слой силиконового клея закрыт удаляемой лентой, вторичное использование данного конверта не представляется возможным.

Поставка конвертов для досрочного голосования осуществлена в соответствии с договором, в предмете которого указано, что поставщик обязуется поставить для проведения досрочного голосования специальные непрозрачные конверты формата А5 с учетом размера бюллетеня, помещаемого в конверт при проведении досрочного голосования, его складывания без возможности просмотра содержания бюллетеня, белые, без окошка, плотность бумаги 80 г/м2, офсет, без разлиновки, клапан прямой, система заклеивания – силикон, «Стрип».

Кроме того, территориальными и участковыми избирательными комиссиями в полной мере реализовывались положения пункта 9 статьи 67 Закона Республики Марий Эл, согласно которому членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям по их желанию предоставлялась возможность проставить свои подписи на месте склейки на конверте с бюллетенем досрочно проголосовавшего избирателя, чем обеспечивался контроль данных участников избирательного процесса за процедурой досрочного голосования.

Участковыми избирательными комиссиями выполнялись также требования пункта 15 статьи 67 Закона Республики Марий Эл, в соответствии с которым если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения избирательных бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой избирательной комиссии.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 7.3 Методических рекомендаций о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, одобренных постановлением ЦИК России от 4 июня 2014 года № 233/1480-6, в случае невозможности использования для хранения документов о досрочном голосовании отдельного сейфа (железного ящика) эти документы должны помещаться в отдельную папку (коробку), которая опечатывается и хранится в сейфе соответствующей комиссии.

Кроме того, избирательные бюллетени, заполненные проголосовавшими досрочно избирателями, вкладывались избирателями в конверты вне места для тайного голосования. После завершения избирателем процедуры вкладывания заполненного избирательного бюллетеня в конверт, конверт незамедлительно им заклеивался.

Избирательными комиссиями республики обеспечивалось надлежащее хранение заявлений досрочно проголосовавших избирателей и запечатанных конвертов с бюллетенями в сейфе соответствующей комиссии.

В части иных доводов заявителя о том, что по его мнению были зафиксированы многочисленные нарушения действующего законодательства на избирательных участках в день голосования 13 сентября 2015 г., которые выразились в общей своей массе якобы сокрытием гласности при проведении выборов и ущемлением контроля за прозрачностью проведения выборов Главы Республики Марий Эл, считаем необоснованными по следующим основаниям.

Материалы, приложенные к данному обращению, уже являлись предметом рассмотрения ЦИК Марий Эл, соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий по поступавшим обращениям кандидата на должность Главы Республики Марий Эл С.П. Мамаева, а также назначенных им доверенных лиц, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей.

По результатам рассмотрения указанных обращений соответствующими избирательными комиссиями каких-либо фактов нарушений избирательного законодательства установлено не было.

Заявителям в предусмотренные законом сроки направлялись письменные мотивированные ответы.

Необходимо также отметить, что на большинстве избирательных участков, в том числе в помещениях для голосования и при проведении голосования вне помещения для голосования, присутствовали представители кандидата на должность Главы Республики Марий Эл С.П. Мамаева, что нашло свое отражение в списках членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30  Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также в актах о проведении голосования вне помещения для голосования.

По требованиям вышеуказанных лиц участковыми избирательными комиссиями выдавались заверенные копии протоколов об итогах голосования, что отражено в реестрах регистрации выдачи заверенных копий протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования.

Таким образом, избирательными комиссиями республики обеспечена гласность при подготовке и проведении выборов Главы Республики Марий Эл.

Все 531 участковые избирательные комиссии подвели итоги голосования по соответствующему избирательному участку, протоколы об итогах голосования были заполнены в двух экземплярах и подписаны всеми присутствующими членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе назначенными от политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», особые мнения членами участковых избирательных комиссий не высказывались, что также нашло свое отражение в протоколах об итогах голосования.

В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 69 Федерального закона и статьей 71 Закона Республики Марий Эл, территориальными избирательными комиссиями была проведена проверка правильности заполнения протоколов об итогах голосования, суммирование содержащихся в них данных, проверена полнота приобщенных к протоколам документов и выполнение контрольных соотношений.

Данное обстоятельство подтверждается также фактом обязательного ввода данных в систему ГАС «Выборы» на комплексах средств автоматизации территориальных избирательных комиссий.

Путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, территориальные избирательные комиссии установили итоги голосования на соответствующей территории, составили и представили в ЦИК Марий Эл протоколы и сводные таблицы территориальных избирательных комиссий.

При этом избирательных участков, итоги голосования по которым были признаны недействительными, не имеется.

На основании протоколов территориальных избирательных комиссий, а также отмечая, что на момент заседания ЦИК Марий Эл нерассмотренных жалоб не имелось, постановлением ЦИК Марий Эл от 14 сентября 2015 года № 152/1048 выборы Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года признаны состоявшимися и действительными.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 75 и 77 Федерального закона после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией результаты выборов могут быть отменены только в судебном порядке.

Следовательно, доводы заявителя с точки зрения их влияния на результаты выборов Главы Республики Марий Эл, могут получить исключительно судебную оценку.

В этой связи сообщаем, что Верховным Судом Республики Марий Эл принято к производству административное исковое заявление С.П. Мамаева об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 14 сентября 2015 года № 152/1048 «О результатах выборов Главы Республики Марий Эл 13 сентября 2015 года» (№ дела 3-10/2015 ~ М-13/2015).

Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл в адрес суда направлены возражения на данное административное исковое заявление, в соответствии с которыми ЦИК Марий Эл считает это заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению на основании части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

9 октября 2015 года Верховным Судом Республики Марий Эл проведено предварительное судебное заседание по данному административному делу, по итогам которого суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. Судебное заседание назначено на 19 октября 2015 года, начало в 10 часов 00 минут.

О результатах рассмотрения данного административного дела Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл сообщит дополнительно.

Председатель

Н.К. Клементьев