Правовой комментарий, касающийся возбуждения уголовного дела по статье 142 УК РФ в отношении депутата Народного Хурала Республики Бурятия Игоря Бобкова, допустившего, по мнению следственных органов прокуратуры Российской Федерации, фальсификацию избирательных документов, а именно: «документов о выдвижении от партии ЛДПР троих кандидатов на должности глав местного самоуправления»

Согласно статье 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума инкриминируется (вменяется) членам избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителям избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатам или уполномоченным ими представителям, которые являются субъектами данного преступного деяния.

Таким образом, если депутат Народного Хурала Республики Бурятия Игорь Бобков назначен уполномоченным представителем избирательного объединения регионального отделения ЛДПР, он может являться субъектом преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ, характеризуется действиями в виде фальсификации избирательных документов или документов референдума.

Фальсификация, то есть подлог избирательных документов и документов референдума, может заключаться в составлении поддельных документов, во включении "мертвых душ" в подписные листы, внесении в подлинный документ заведомо неправильных сведений, его подделке и т.п.

По смыслу диспозиции нормы о фальсификации избирательных документов предметом преступления  является избирательный документ.

Посредством воздействия на избирательный документ вред причиняется не только общественным отношениям в сфере организации выборов и референдумов, но и охраняемым законом избирательным правам граждан.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" практически в каждой статье упоминается тот или иной вид избирательных документов, однако в общем виде данное понятие не закреплено. В научной литературе единодушным является мнение о том, что отсутствие легального определения понятия "избирательный документ", "документ референдума", создает трудности в интерпретации свойств конкретных предметов преступления, в уяснении смысла правовых предписаний.

Тем не менее, исходя из смысла избирательного законодательства и правоприменительной практики, определение «избирательного документа» применительно к целям уголовно-правового регулирования следует понимать  как надлежащим образом оформленный материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, содержащей основания для закрепления юридического факта регистрации избирателя, кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, члена избирательной комиссии, комиссии референдума, а также подведения итогов голосования, определения результатов выборов, референдума.

Приведенное определение достаточно широко трактует понятие избирательного документа, однако такой подход можно считать правильным, поскольку в основе его лежат признаки, позволяющие определить юридически значимые документы, регулирующие порядок наделения правами участников избирательного процесса, процесса референдума и осуществление указанных прав.

Таким образом, к избирательным документам, указанным в статье 142 УК РФ,  помимо списков избирателей, подписных листов, удостоверений на право голосования, избирательных бюллетеней можно отнести и подложные документы избирательного объединения о выдвижении каких-либо лиц кандидатами (либо в списке кандидатов), как документы, наделяющие указанных лиц правами участников избирательного процесса.

С учетом изложенного, если депутатом представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, одновременно являющимся уполномоченным представителем избирательного объединения, допущена фальсификация избирательных документов, то есть документов избирательного объединения, наделяющих правами участников избирательного процесса лиц, включенных в список кандидатов, то возбуждение уголовного дела по статье 142 УК РФ правомерно.

 

Правовое управление Аппарата ЦИК России