С.А. Данилову

 

Уважаемый Сергей Анатольевич!

 

На Ваше обращение, поступившее в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от депутата А.В. Коржакова, сообщаем следующее.

Основным принципом построения и организации всей избирательной системы и избирательного процесса в частности является свобода выборов. Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьей 2 Федерального закона от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)», не нарушили указанного принципа, что подтверждено правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в Определении от 18 июля 2006 года № 348-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе отсутствие положения о включении в избирательный бюллетень строки «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») не ограничивает и не нарушает избирательные права, поскольку не препятствует участию гражданина в избрании выборных органов публичной власти и в реализации права быть избранным в них, выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования на выборах в соответствии с установленными процедурами.

Указанные изменения были обусловлены необходимостью повышения политического сознания и активности избирателей, ответственности кандидатов и политических партий в ходе избирательных кампаний более качественно и эффективно проводить работу среди избирателей. Отмена графы «Против всех» ни в коей мере не мешает выражать личное мнение гражданина по отношению к тому или иному кандидату или политической партии и позволяет сделать подход избирателя к предстоящему выбору более осознанным и конструктивным.

Данной позиции придерживаются также Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) и Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ). Так, в Итоговом заключении на поправки в Избирательный кодекс Армении
(CDL-AD (2005) 027 от 17.05.2005 года) говорится, что избиратели должны понуждаться голосовать за партию или кандидата, и, таким образом, принимать на себя ответственность за формирование органа, который от их имени будет осуществлять властные полномочия. Следовательно, приходя на избирательный участок и заполняя бюллетень, избиратель должен сделать осознанный выбор в пользу того или иного избирательного объединения или кандидата, а не выражать таким образом свой протест. При этом гражданин Российской Федерации участвует в выборах свободно и добровольно. Это является его правом, а не обязанностью, что в смысловом отношении выражено в основных принципах проведения выборов в Российской Федерации, закрепленных положениями статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Также сообщаем, что в случае применения на выборах депутатов различного уровня пропорциональной системы, голоса избирателей, проголосовавших против всех зарегистрированных списков кандидатов, при распределении депутатских мандатов перераспределяются в пользу тех списков кандидатов, которые набрали наибольшее количество голосов избирателей. Тем самым можно утверждать, что избиратели, проголосовавшие против всех списков кандидатов, вводятся в заблуждение, так как при распределении депутатских мандатов фактически искажается их волеизъявление.

В.Е. Чуров

 

Депутату
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

А.В. Коржакову

 

Уважаемый Александр Васильевич!

 

Направляю Вам копию ответа С.А. Данилову по Вашему обращению от 07.07.2010 года исх. № АВК–805/10, поступившему в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Приложение: на 2 л.

В.Е. Чуров