Ответ на обращение депутата Тульской городской Думы С.В. Филатова

 

Депутату Тульской городской Думы
С.В. Филатову

 

Уважаемый Сергей Валериевич!

 

В соответствии с порядком рассмотрения обращений, установленным пунктом 10 статьи 21 и пунктом 11 статьи 23  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Ваше обращение, подписанное также другими лицами, по поводу нарушений при проведении муниципальных выборов в г.Туле, состоявшихся 14 марта 2010 года, поступившее из приемной Президента Российской Федерации, рассмотрено при участии Избирательной комиссии Тульской области.

В подтверждение мнения об искажении воли избирателей и других нарушениях избирательного законодательства при проведении досрочного голосования никаких конкретных сведений и фактов в обращении не содержится.

Между тем, как сообщила Избирательная комиссия Тульской области, в результате проведенной проверки установлено, что высокий процент досрочно проголосовавших  избирателей на отдельных избирательных участках города связан с особенностями режима трудовой деятельности избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом производства либо с посменным режимом организации труда. Каких–либо нарушений при проведении досрочного голосования выявлено не было.

В ходе проверки установлено, что заявления от перечисленных в обращении избирателей В.Д.Железняковой, В.Д. Корнаковой, В.И. Орловой, Т.Е. Свиридовой и Н.И. Сашилина о нарушении их избирательных прав при проведении голосования ни в участковые избирательные комиссии, ни в иные избирательные комиссии не поступали, что не позволяет признать обоснованным утверждение о якобы допущенных в отношении этих избирателей нарушениях их прав.

По вопросу о подкупе избирателей в ходе указанных выборов областная избирательная комиссия отметила, что поступившие в избирательные комиссии 17 заявлений в соответствии с установленным порядком были проверены правоохранительными органами Тульской области, в результате проверки сведения о подкупе избирателей не нашли подтверждения.

Как указала избирательная комиссия области, содержащиеся в обращении данные о допущенных нарушениях при проведении голосования вне помещения для голосования были, в том числе предметом проверки Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тульской области, по результатам которой следователем было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Данное постановление не оспорено.

Не нашли подтверждения и иные доводы, содержащиеся в обращении и касающиеся нарушений при организации голосования (голосование за других лиц), оформления списков избирателей, легитимности составов избирательных комиссий.

Результаты проведенной проверки по указанным в обращении фактам и обстоятельствам показали, что основания для утверждения о массовых нарушениях при проведении указанных муниципальных выборов отсутствуют.

По информации Избирательной комиссии Тульской области,  итоги голосования и результаты указанных муниципальных выборов в установленном статьей 77 вышеназванного Федерального закона судебном порядке никем не оспариваются.

О настоящем ответе просим проинформировать лиц, подписавших вместе с Вами обращение.

 

Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

 

Г.И. Райков

 

Информация
о результатах рассмотрения нарушений, якобы имевших место в ходе выборов депутатов
Тульской городской Думы четвертого созыва 14 марта 2010 года

 

№ п.п.

Нарушение, указанное в обращении

Результаты рассмотрения

1.

 

Многие из отмеченных в списках избирателей как проголосовавшие досрочно на самом деле досрочно не голосовали и прибыли на избирательный участок в день голосования.

Так, на 481 участке таковыми оказались Сашилин Николай Иванович.

Корнакова Валентина Дмитриевна при личном голосовании на избирательном участке № 422 обнаружила, что она уже внесена в реестр лиц и уже «проголосовала». Железнякова Вера Дмитриевна  (инвалид 1 группы) сообщила, что неизвестные лица взяли с нее данные по осуществлению голосования на дому, но в день выборов к ней никто не приходил. Орлова Валентина Ивановна  рассказала, что к ней на дом приходили неизвестные лица от избирательной комиссии, но так и не дали возможности проголосовать.

Жалоб от граждан Корнаковой Валентины Дмитриевны, Железняковой Веры Дмитриевны, Орловой Валентины Ивановны, Сашилина Николая Ивановича и Свиридовой Татьяны Евгеньевны о нарушениях их избирательных прав при проведении голосования ни в участковые избирательные комиссии, ни в избирательные комиссии других уровней не поступало.

 

2.

На избирательных участках № 419, 420, 421, 422, 423, 424, 425 под руководством председателей комиссий члены комиссии с 10-30 с неизвестными лицами покидали избирательные участки вместе с переносными урнами и пачками бюллетеней. Без выписки из реестра лиц, подавших заявления о проведении голосования на дому. Без допуска к осуществлению голосования наблюдателей от партий КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР. В урны опускались бюллетени без осуществления голосования гражданами.

Переносные урны были доставлены на избирательные участки к  20-00. После окончания голосования подсчет голосов избирателей не производился. Участковые избирательные комиссии не приступали сразу к подсчету голосов. Члены комиссии начали вносить в списки избирателей данные на лиц, досрочно «проголосовавших» и данные из заявлений лиц, «проголосовавших» на дому. Такой процесс продолжался с 20-00 до 05-00 15 марта 2010 года.

При подсчете количества бюллетеней и заявлений по переносным урнам на участке № 421 как сообщили члены комиссии А.Ю. Ткачев, Е.П. Чаркина, наблюдатели А.И. Кутлунина, Г.А. Бабкина, Ю.А. Пенькова и другие было обнаружено в одной урне на 10 бюллетеней больше, в другой на 5 бюллетеней больше, чем заявлений. Несмотря на это результаты по переносным урнам не были признаны недействительными.

По всем указанным нарушениям в участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию, муниципальную избирательную комиссию были поданы заявления и жалобы от кандидатов Ленского СО. и Веселова П.Ю., членов комиссии и наблюдателей партий КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко.

Участковой избирательной комиссией № 421 наличие жалоб в протоколе не отражено, рассмотрены они не были, замечания на протокол комиссией не приняты.

На избирательных участках №№ 419, 420, 421, 422, 423, 424 и 425 голосование избирателей вне помещения для голосования было организовано в соответствии с требованиями ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Ранее на заседании территориальной избирательной комиссии Привокзального района г. Тулы были рассмотрены и признаны необоснованными жалобы С.О. Ленского и П.Ю. Веселова  о нарушениях избирательного законодательства при проведении голосования вне помещения для голосования на указанных избирательных участках. Данное решение избирательной комиссии не было обжаловано заявителями в судебном порядке.

Кроме того, в связи с неоднократными жалобами П.С. Веселова, С.О. Ленского аналогичного содержания указанные в них факты были предметом проверки следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тульской области в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, по результатам которой 9 апреля 2010 года следователем Леонтьевым В.В. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 1 ч. 2 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК РФ. Материал изучен в отделе процессуального контроля следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тульской области, принятое решение признано законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Жалоб о расхождении количества поданных заявлений на голосование вне помещения для голосования и количества бюллетеней, обнаруженных в переносных ящиках для голосования на избирательном участке № 421, в территориальную избирательную комиссию Привокзального района г. Тулы и в избирательные комиссии других уровней не поступало. Вместе с тем установлено, что при введении в КОИБ бюллетеней, полученных в ходе голосования вне помещения для голосования, было обнаружено 15 лишних бюллетеней, оказавшихся впоследствии бюллетенями, использованными в ходе проверки работоспособности КОИБа. Данный факт был разъяснен присутствовавшим на участке наблюдателям и зафиксирован в реестре учета поступивших в участковую избирательную комиссию жалоб, после чего работа комиссии была продолжена.

3.

Стандартная такса подкупа на выборах 14 марта составила 500 рублей. Масштабы подкупа достигли такого размаха, что в день голосования во многих районах Тулы организаторы фальсификации предлагали 500 рублей незнакомым людям прямо на улицах и в подъездах жилых домов. Видимо, организаторы массовых избирательных преступлений почувствовали, что обычными сетевыми методами не могут достичь нужного результата, и пустились во все тяжкие. «Зеленый» свет таким методам был дан единственной партией не без санкции руководства регионального отделения. Такие «методы», в качестве применимых при организации выборного процесса были постоянной темой обсуждения регионального штаба партии «Единая Россия» накануне выборов 14 марта 2010 г. Между тем, подобные деяния подпадают под действие статьи 5.16 КоАП РФ, предусматривающей ответственность в виде наложения административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей.

Обращения по поводу якобы имевших место фактов подкупа избирателей поступали в Избирательную комиссию Тульской области и нижестоящие избирательные комиссии. Указанные обращения были направлены для организации проверок в правоохранительные органы.

По информации прокуратуры Тульской области, фактов подкупа избирателей выявлено не было. По окончании административного расследования УВД по г. Туле производство по делу прекращено в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КОАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

4.

 

Наблюдателями от разных партий зафиксированы многочисленные случаи голосования за другого (в том числе незнакомого) человека, неоднократного голосования одного и того же избирателя (например, досрочно и на дому), голосования за мёртвых и отсутствующих в городе.

Так, например, на избирательном участке 496 «досрочно проголосовала» умершая гражданка Зинаида Морозова. Этот факт могут подтвердить соседи Морозовой, обнаружившие данный факт. При этом председатель УИК 496 попыталась скрыть эти записи, используя надуманные поводы.

В ходе проведения досрочного голосования не было установлено фактов голосования по подложным паспортам, а также голосования за других граждан лицами, не являющимися избирателями на данном участке.

В период проведения досрочного голосования на каждом избирательном участке присутствовали наблюдатели от всех избирательных объединений, принимавших участие в данных выборах («Единая Россия», «КПРФ», «Яблоко», «ЛДПР», «Справедливая Россия»). Голосование избирателей вне помещения проходило с участием членов участковой избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, наблюдателей, являющихся представителями различных политических партий.

По факту досрочного голосования на избирательном участке № 496 умершей гражданки Морозовой избирательной комиссией муниципального образования город Тула принято решение обратиться в прокуратуру г. Тулы с просьбой провести проверку по данному факту и о ее результатах сообщить в комиссию.

5.

В ряде округов комиссии были почти целиком сформированы из прямых подчинённых кандидатов в депутаты, которые чисто формально уволились с руководящих мест на период выборов. Так, на участке 483 четверо членов УИК с правом решающего голоса (Е. Г. Бакова, Л. Ф. Изотова, Г. Г. Пханадзе, Н. В. Рябова), на участке 482 - пятеро членов УИК с правом решающего голоса (А. В. Гаврикова, Н. В. Зайцева, Т. М. Ковалёва, Е. Н. Федонина) являлись работниками ОАО «РЭМС», директор которого А.Е. Толкачёва баллотировалась кандидатом в депутаты Тульской городской Думы. Такая же ситуация наблюдалась на участках 481,484,485.

При подготовке к формированию участковых избирательных комиссий территориальной избирательной комиссией Пролетарского района г. Тулы запрашивалась информация,    подтверждающая отсутствие подчинения работников ОАО фирмы «РЭМС» кандидату в депутаты Толкачевой А.К. Согласно протоколу № 01/10 от 11 января 2010 года заседания Совета директоров ОАО фирмы «РЭМС», Толкачева А.Е. была уволена с должности генерального директора общества в январе 2010 года. Таким образом, члены участковых избирательных комиссий в период проведения выборов не находились в служебной зависимости от кандидата в депутаты Толкачевой А.К.

6.

Многие избирательные комиссии трактовали закон так, что лишали наблюдателей права удостовериться в личности голосующих, и тем самым делали неуязвимой для контроля «карусельную» методику фальсификаций. Кроме того, наблюдателям отказывали в праве ознакомиться со списком избирателей (что подпадает под действие статьи 5.1 КоАП Российской Федерации), сверить количество расписавшихся в получении бюллетеней с числом опущенных бюллетеней, скрывая тем самым «приписное» голосование. Также наблюдателям не давали сверить реестры со списками «досрочников» и «надомников», скрывая тем самым «двойное» и «тройное» голосование.

Например, на избирательных участках 520 и 521 были нарушены требования законодательства о выборах, выразившиеся в том, что списки избирателей по книгам не были подписаны председателем и секретарём участковых комиссий и не заверены печатями участковых комиссий, хотя это требуется согласно пункту 13 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Жалоб от наблюдателей о том, что их лишали права удостовериться в личности голосующих, отказывали в праве знакомиться со списком избирателей, производить сверку количества бюллетеней и проголосовавших граждан, а также сверку реестров со списками проголосовавших на дому или досрочно, в Избирательную комиссию Тульской области и нижестоящие избирательные комиссии не поступало.

 

 

 

 

Поступившая в ТИК информация о якобы допущенных нарушениях на избирательных участках №№ 520 и 521 была рассмотрена территориальной избирательной комиссией Советского района г. Тулы немедленно в день голосования.

Обращение признано необоснованным в связи с тем, что указанные в нем факты не подтвердились.

 

 

7.

Журналистам запрещали вести на участках съёмку (что подпадает под действие статьи 5.6 КоАП), опасаясь, что в объектив попадут участники «карусели», пришедшие голосовать во второй и третий раз, или проголосовавшие на другом участке.

Там, где наблюдатели и журналисты пытались реализовать свои законные права по контролю за избирательным процессом, их удаляли с участков. Данные действия являются грубым нарушением прав данных лиц и согласно статье 5.6 КоАП на виновных должностных лиц должен быть наложен административный штраф до двух тысяч рублей. Так, с участка № 419 был удалён наблюдатель Круглов М.С, так как «Круглов М.С. наблюдал паспорта с данными избирателей, которые являются конфедециальной информацией» (орфография подлинника сохранена).

Участковой комиссией № 422 в 20-00 было вынесено постановление об удалении с избирательного участка депутата С.О. Ленского.

На улице Майской кандидаты в депутаты от партии «Яблоко» Чуршуков и Тимаков также были удалены с избирательного участка без каких-либо законных причин.

На участке 435 с процедуры подсчёта голосов был удалён корреспондент Ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» со ссылкой на отсутствие у него аккредитации, что является нарушением подпункта г) пункта 11 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Жалобы о запрете журналистам осуществлять видеосъемку в избирательную комиссию Тульской области и нижестоящие избирательные комиссии не поступали.

 

Участковая избирательная комиссия № 419 приняла решение об удалении из помещения для голосования наблюдателя Круглова М.С. в связи с тем, что он своими действиями нарушал тайну волеизъявления избирателей. По данному факту был составлен протокол заседания комиссии, копия которого была предоставлена дежурившему на участке сотруднику милиции. Аналогичный случай произошел на участке № 422 с кандидатом в депутаты Ленским С.О.

 

 

 

 

 

По факту удаления с избирательного участка кандидатов в депутаты от партии «Яблоко» Чуршукова Г.В. и Тимакова В.В. в территориальную избирательную комиссию Пролетарского района г. Тулы поступали жалобы, которые были в соответствии с действующим законодательством рассмотрены на заседании комиссии и признаны необоснованными.

Обращения с информацией об удалении с процедуры подсчёта голосов на участке № 435 корреспондента Ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» в избирательную комиссию Тульской области и нижестоящие избирательные комиссии не поступали.

8.

 

Рядом со многими участками дежурили организованные группы «пехоты» преступного мира, готовые вмешаться в процесс и воспрепятствовать гражданскому контролю за законностью. В ходе выборов нами зафиксированы нападения на наблюдателей, кандидатов и журналистов, пытавшихся вскрыть незаконный характер ряда избирательных операций.

В избирательную комиссию Тульской области и нижестоящие избирательные комиссии обращений, жалоб и иной информации о якобы имевшем место вмешательстве организованных преступных групп в избирательный процесс не поступало.